Доклад на тему Поликультурное образование

«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди». Б. Шоу
В течение двух десятилетий в России происходят различные реформы, в том числе социально- экономические и социально- политические. Происходит интеграция России в мировое сообщество. В связи с этим идет рост межкультурных контактов в самых разных сферах человеческой деятельности. Подобные изменения значительно повлияли на систему образования, поставив цель - формирование личности учащегося, воспринимающего себя как представителя своей культуры, проживающего в конкретной области и, наряду с этим, как гражданина мира, понимающего свою роль и способного нести ответственность за процессы, происходящие в своем городе, республике, России и мире в целом.[6,1]
В настоящее время речь идет о глобальном образовании, которое приобретает особую значимость, поскольку межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Много лет назад в практику образовательной деятельности вошел термин «толерантность». В большей степени мы говорили о терпимости к другим взглядам, обычаям, традициям. Затем задача расширилась: появилась необходимость формировать у учеников умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире.[2,10]
Переход на новый федеральный образовательный стандарт начальной школы, идеологической основой которого является концепция духовно-нравственного воспитания, требует кардинальных изменений в системе начального образования с учётом интересов этнокультурных потребностей субъектов образовательного процесса: пересмотра содержания предметных областей, совершенствования методов и приёмов организации учебной деятельности младших школьников, выстраивания системы взаимодействия с внешкольными организациями, определения базовых духовно-нравственных ценностей, разработки технологий поликультурного воспитания.[5,2]
Перед теми, кто работает в классах, где обучение и воспитание ведется на двух государственных языках, стоит множество проблем:
- формирование поликультурной компетенции младших школьников,
- поликультурное образование в деятельности классного руководителя,
- диалоговое обучение,
- сопоставительное изучение грамматики русского, татарского и английского языков;
- формирование межличностного общения у младших школьников;
Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные.
Фундаментальной задачей поликультурного развития личности является формирование ее мировоззрения, ценностного сознания и системы базовых знаний. При этом важное значение имеет усиление интегративных механизмов современного образования, способствующих гармонизации общественных процессов в духе взаимного диалога и толерантности.[5,4]
К нам приходят ученики с начальными представлениями о природе;   они умеют небольшой опыт социальных норм поведения во всех сферах жизни человека, полученный в учреждениях дошкольного воспитания и в семье. Именно в стенах школы учащиеся должны сформироваться как человек, личность, способная к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде, понимающей и уважающей другие культуры.
Если личность не сформировалась в своей культурной национальной традиции, если не является носителем родной культуры, то такая личность, как мне кажется, не способна уважительно относиться к другой культуре, видеть в ней интересное, ценное, чувствовать и понимать её, быть открытой для восприятия культуры других людей. И, более того, быть готовым и открытым для приобщения к ценностям родной культуры других людей, представителей иной национальной культуры.[5,123]
Поэтому первая составляющая в формуле поликультурного образования воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего, знающего, ценящего и культуры соседних народов. Ведь ребёнок начинает познание мира с того, что есть в семье, на его родной улице, в его родном городе, посёлке, крае.
С 2011 года в нашей школе в начальном звене воспитание ведется по программе «Мы - юные жители Татарстана». Вот основные направления, вопросы, на которые мы стараемся найти ответ.
Ученики 1-2 классов:
расширение представлений о природе;  
ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре;  
развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной (ценностно-ориентационной), общественной.  
Ученики 3-4 классов
расширение представлений о человеке;  
изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой и т.д.;  
обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.
Большое значение, по-моему, имеет целеустремленная, целенаправленная работа учителя. Опираясь на теории и методики великих педагогов, таких как, Сухомлинский В.А., концепцию поликультурного образования Мальковой З.М., Макаева В.В., Супруновой Л.Л., Амонашвили Ш.А.и др., можно решить поставленные задачи и цели.[3,4]
В своей практике я применяю разнообразные методы и формы работы, учитывая возрастные особенности учащихся:
  ролевые, деловые, образовательные игры (игры народов Татарстана, Поволжья, России)
  экскурсии, походы по памятным местам : Казанский Национальный музей, музей Г.Тукая и др., Казанский Кремль, зоопарк, посещение кукольного театра, Театра юного зрителя и др.)
  соревнования (Мини-Сабантуй, Масленица, Нэуруз и др.)
  викторины ( по татарским народным сказкам, по биографиям татарских, российских и зарубежным писателям);
  заочные путешествия в 3 -4 классах - путешествия по городам Татарстана;
  проектные работы в 3- 4 классах участвуем в районных, городских , республиканских конференциях;
  акции милосердия (например, в 2-3классах учащиеся активно принимают участие в акции по сбору макулатуры, акциях «Кормушка», «Зеленый оазис» и др.)
В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их активное участие в жизни класса, школы. Семья-это источник традиций, здесь ребенок получает важный опыт взаимодействий с людьми, учиться общаться, слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим родственникам. Большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
В нашем классе есть особые дни, когда мы приглашаем родителей в гости (на праздники «День Матери», «День защитников Родины», «Мои успехи в этом учебном году»). Совместно с родителями посещаем музеи, зоопарк и др. Готовясь к мероприятиям, мы с ребятами готовим материал на двух или более языках. Так например, в 3 классе мы ко «Дню Матери» создали альбом-книгу «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны».Ребята сами написали сочинения о матерях на двух языках, подготовили стихи и песни на татарском и русском языках. Родителям очень нравится мероприятие «Мои успехи в этом классе». Проводим это мероприятие в последние дни учебы. Каждый ученик, родитель, который активно принимал участие в жизни класса получает благодарность (грамоты, сувениры и т.д.). У нас не бывает так, что благодарность не получил какой-либо ученик : в течение года каждый ученик проявляет себя. Сколько радости и гордости бывает на глазах у родителей за своего ребенка.
Какие бы не возникали проблемы - в общение, в учебе ученика - мы стараемся решить вместе, ищем пути устранения.
Решение задач, предусмотренных образовательной программой, позволит создать образовательное пространство для выполнения социального заказа в области этнокультурного образования и межнациональных отношений. Нам учителям - воспитателям, необходимо формировать в школе доброжелательную среды, исключающую насилие как способ решения проблем, ориентирующую школьника на позитивное, толерантное восприятие мира. Такая среда способна подготавливать сознание ребенка к жизни в обществе конкретного типа с его конкретными социально-экономическими, политическими, культурно-образовательными и моральными ценностями.[1,415]


Заголовок 515