Методическая разработка раздела образовательной программы по математике 4 класс


Методическая разработкараздела образовательной программы по математике в 4 классе  « Изучение чисел» Работу выполнила: Шилина С.А., учитель начальных классов , МБОУ Бутурлинской СОШ имени В.И.Казакова
Шилина СветланаАлександровнаучитель начальных классовпедагогический стаж – 22 годастаж по специальности – 22 годавысшая квалификационная категория


Пусть моё сердце много лет Горит огнём не угасая, Пусть из него струится свет, Жизнь ярким блеском озаряя.Мой девиз:

Актуальность выбора темыРазработка и введение новыхстандартов общего образованияпродиктованы объективнойнеобходимостью. В своёмпослании Президент РоссииД.А.Медведев отметил«школьное обучение должно способствовать личностномуросту так, чтобы выпускникимогли самостоятельноставить и достигать серьёзныхцелей, уметь реагировать наразные жизненные ситуации.Актуальность задачиинтеллектуальногоразвития личности, важнейшимкомпонентом которойявляется формированиелогических умений, операцийи приёмов их составляющих,обусловлена рядом следующихобстоятельств: качествоусвоения знаний во многомзависит от уровня развитиямышления обучающихся.













Актуальность выбора темыЛогически развитое мышлениеспособно легче усвоить знания;организация умственного трудаосновывается на выборе ипоследовательномосуществлении оптимальных дляданной ситуации форм, методови приёмов деятельности;информатизация образованияпредусматривает, прежде всего,использование возможностей информационных технологийдля качественного измененияСодержания, форм, методовобучения и воспитания, что предполагает формирование у обучаемых алгоритмическогостиля мышления, развитие умений экспериментально – исследовательскойдеятельности.











Анализ литературыЗначительное место вопросуобучения младших школьниковлогическим задачам уделял всвоих работах В.Сухомлинский.проблемой развития логическогомышления занимались многиезарубежные и отечественныеучёные ( Ж.Пиаже, Д.Дьюи,Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина,Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов,С.А.Рубинштейн, М.Н.Скаткини другие).Л.В.Занков смог правильнопредугадать основныенаправления в развитииобразования третьеготысячелетия.









Особенность учебной программы и новизнаОсновным содержанием программы по математике являются понятия натурального числа и действий с этими числами. В 4 классе изучаются числа в пределах класса миллионов Затем появляются понятия точного и приближённого числа, дробные числа, положительные и отрицательные числа.Совпадение целепоагания и психологических основ системы Л.В.Занкова и ФГОС НОО означает, что средствами данной системы могут быть выполнены Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. При организации учебного процесса с учётом развития левого и правого полушарий головного мозга в системе Л.В.Занкова у ребёнка одновременно формируются все виды УУД. Цели изучения раздела:




Задачи:Развивающие:Образовательные: уметь пользоваться математическойТерминологией; читать и записывать любое натуральноечисло в пределах класса миллионов; определять место каждого из нихв натуральном ряду; определять разрядный состав..▪ развивать образное и логическое мышление, воображение;▪развивать творческое мышление, математическую смекалку;▪ развивать умение наблюдать, рассуждать,анализировать, сравнивать, обобщать.




▪воспитывать сознательное отношения к математике;▪способность к преодолению трудностей;▪трудолюбие, настойчивость для достижения конечных результатовВоспитательные:


Специфика восприятия и освоения учебного материалаПринципы образовательной системы Л.В.Занкова согласуются с возрастными особенностями развития мозга ребёнка. Для успешного обучения очень важно развивать оба полушария – как правое, так и левое. От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее. 2.Восприниматьразличные точкизрения.3.Понимать задаваемые вопросыОжидаемые результаты освоения раздела программы. Предметные1.Овладение логическим и алгоритмическим мышлением.2.Умение выполнятьразличные задания с числамиКоммуникативные.1.Работать парами игруппами Личностные.1.Целостное восприятие окружающего мира.2.Развитая мотивацияучебной деятельности. 3.Рефлексивная Самооценка.4.Навыки сотрудничестваи здоровый образжизни Метапредметные. 1.Умение планировать учебные действия. 2.Овладение логическими действиями




Способствуют развитию мыслительной деятельности обучающихся через процесс взаимодействия и творческого саморазвития личностиМетодыобученияФормулировкапонятийСравненияАнализаКлассификацииОбобщения

Система знаний и система деятельности1.Выделение признаков предметов.2.Узнавание предметов по заданным признакам.3.Формирование способности выделять существенныепризнаки предметов.4.Сравнение двух и более предметов.5.Упражнения, направленные на формирование уменияДелить объекты на классы.6.Геометрическое лото.7.Задания «Ошибки – невидимки»8.Логические задачи.9.Дидактические игры
Выделение признаков предметов1.Укажите признаки чисел:241, 24 176, 241 7682.Из каких цифр состоит число: 273 5683.Что можете сказать о числах:21 215, 23 242, 273 469, 285 182 Узнавание предметов по заданным признакам1.Вставьте пропущенные числа515 550, 515 555, ….., 515 580, 515 585.2.Какие числа пропущены в выраженияха) 150+500*2=1150б) 150+500*4=2150в) 150+500*…=г) 150+500*…= Формирование способности выделять существенные признаки предметов1.Треугольник (углы, стороны, чертёж, фанера, картон, площадь).2.Куб (углы, чертёж, камень, масштаб, сторона). Геометрическое лотоПродолжи логические цепочки…, 579, 580, 581, … (577, 578; 582, 583).…, 612, 618, 624,… (600, 606; 630, 636).…, 120, 240, 480,… (60; 960, 1920). Задания «Ошибки – невидимки»10<10 8 =7 6+3=1010<100 15-8= 7 6 +3=10-110<10+1 8=7+1 1+6+3=1012-10<10 Логические задачи1.Запиши такие трёхзначные числа, где сумма сотен, десятков и единиц равна 6.114, 222, 231, 312 и т.д.2.Запиши такие трёхзначные числа, в которых разность между числом десятков и единиц равна 6.93, 82, 71, 60 Дидактические игры1.Составление предложений2.Поиск общих свойств3.Что лишнее?4.Поиск предмета (чисел), обладающих сходными свойствами5.Учимся формировать определения6.Учимся выражать мысли другими словами. Внимание Воспроиятие Мышление Память Степень обученности по математике Выводы Из приведённого материала вилно, что используя в своей работе ИКТ, задания на развитие левого и правого полушарий головного мозга, логических задач, дидактических игр можно достичь хороших результатов в развитии детей. Ежегодно обучающиеся класса принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и математике. В 2007 08 учебном году на районной олимпиаде по русскому языку и математике мои воспитанники стали призёрами олимпиад. Повысился процент призёров в молодёжном чемпионате «Старт». В 2008 году обучающиеся моего класса приняли участие в VI Всероссийском Марафоне учеников – занковцев в г.Казани, были награждены Свидетельством лауреатов и ценными подарками.

Список литературы
Спасибо за внимание!