Презентация Разработка раздела программы по истории древнего мира (5 класс)


«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…» (В.О. Ключевский)компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы «античность средиземноморье» Выполнил учитель: МБОУ СОШ №124г.Н.НовгородБыстров Н.Ю.2014/2015 учебный год Кафедра истории и обществоведческих дисциплин Пояснительная записка.Цели и задачи раздела.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными особенностями.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. Система знаний и система деятельности.Поурочное планирование по разделу.Разработка урока.Список литературы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИстория античного мира издавна привлекала особое внимание европейских учёных . Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.Уникальность античной цивилизации состоит в том, что в ареале её распространения впервые в мировой истории мерилом всех ценностей стала свободная человеческая личность, чьи права и достоинство были надёжно защищены и обеспечены и государственным устройством, и законами, и экономическими отношениями, и общественным мнением – словом, всеми элементами того живого организма, который люди последующих эпох и называли античностью. Содержание Цели и задачи:Создание условий для формирования социально-личностных компетенций учащихся, обеспечивающих на этой основе гражданского самосознания, гражданского патриотизма и гражданской культуры подрастающего поколения.1.Познавательная, образовательная цель- актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории Древнего мира. Продолжать знакомить учащихся с политической, экономической, социальной и культурной системой Греции. Подвести учащихся к пониманию, причины, характер, последствий развития культуры данного периода и влияние на последующие времена.2.Развивающая цель - развить навыки самостоятельной работы учащиеся с опорными конспектом, формировать умения давать оценку историческим событиям, документами, сравнивать, анализировать, работать с учебниками, решать проблемы, участвовать в беседе, делать выводы.3.Воспитательная цель – формирования у учащихся гражданственности любви к истории посредством мировой цивилизации, ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого.4.Изучить современный подход к формированию у учащихся компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.5.Продиагностировать уровень сформированности данной компетенции у учащихся.6.Проанализировать содержание раздела учебной дисциплины Древнего мира с точки зрения возможностей формирования компетенции ценностно – смысловой ориентации.7.Разработка УМК, обеспечивающий формирование названной компетенции. Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка.В юношеском возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание и логика предмета требует нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Подросток не склонен слепо полагаться на мнение учителя, он стремиться иметь собственное мнение, даже порой критическое. Следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков и тактично показывать на их ошибочные взгляды. Это стимулирует их интеллектуальные возможности. Но если вести с подростками себя не верно, то можно увидеть у них уклонение от труда, игнорирование своих обязанностей, легкомысленное отношение к учёбе.Обучающиеся старших классов относятся к подростковому возрасту. Ведущая деятельность у многих из них – учебная профессиональная деятельность. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Диагностика учащихся проводится: 1) по тревожности (Филлипс); 2) по мотивации (Н.Г. Лусканова); 3) по ценностным ориентациям (Е.А.Хмелёв); 4) по мыслительной деятельности.Виды памяти по длительности: 1) долговременная; 2) кратковременная. По запоминанию: 1) механическая; 2) логическая. По вниманию: 1) произвольная; 2) непроизвольная. В учащихся 10 «А» по своему развитию можно разделить на три группы: высокий, средний и низкий уровни.К высокому уровню развития относятся 15 учащихся. Они быстро включаются в работу, внимание их устойчивое, обладают хорошей памятью, владеют развитой речью, умеют выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать.К среднему уровню развития относятся 7 учащихся. Их внимание произвольное, концентрация и устойчивость внимания средняя. При обобщении часто требуется поддержка со стороны учителя. Формировать и высказывать свои мысли затрудняются.К низкому уровню развития относятся 2 учащихся. Их внимание не произвольное. Низкая концентрация внимания. Знания воспроизводят на репродуктивном уровне. При остановке во время ответа теряются.В соответствии с психолого – педагогической характеристикой определены формы и методы работы класса. На уроке необходимо использовать, как коллективную (парную), так и индивидуальную организацию работы. Методами могут быть и рациональный, и интуитивный.Ожидаемые результаты освоения разделаУчащиеся должны знать: основные даты; имена; понятия; специфику античной цивилизации; происхождение современных понятий «демократия», «олигархия», «гражданин», «республика»; роль древнегреческой цивилизации для развития европейских традиций политической, социально-экономической жизни.Учащиеся должны уметь: анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой, опорными конспектами; оценивать происходящие события с научной точки зрения; работать в коллективе, сотрудничать. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Проблемное обучение направлено на развитие мыслительных способностей, творческой активности, потребности в познании.Оптимизация процесса обучения заключается в достижении учебных и воспитательных результатов, соответствующих уровню максимальных возможностей каждого ученика.Активизация процесса обучения заключается не только в совершенствовании усвоения знаний, но и в активизации познавательной деятельности, которая формирует личность, способствуя самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, пополнять свои знания.Для того чтобы правильно выбрать формы и методы организации деятельности учащихся необходимо провести обследования по типу темперамента, скорости реакции.Условно можно выделить две группы:1.Рациональный тип мышления, не эмоциональный; 2.Интуинтивное мышление, эмоциональное.Методы обучения:1. Группа: рациональное познание, исследовательская деятельность, проблемный метод;2. Группа: объяснительно – иллюстративный, проектно – творческий.Для смешанных типов подходят все методы.Форма работы на уроках:групповая, индивидуальная, фронтальная, семинары, деловые игры. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся Система знаний и система деятельности Содержание учебного материала должно составляться с учётом возрастных особенностей школьника, вызывать у них эмоциональный интерес. Он должен опираться на прошлые знания, но и обязательно содержать новую информацию. Знания могут быть задействованы и из других наук, а так же учитывать способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей жизни.Организация учебной деятельности.Мотивационный этап – это сообщение о том, зачем нужно изучать данный раздел программы, его цели и задачи.Операционально – познавательный этап. Здесь необходимо усвоить тему.Рефлексивно – оценочный этап. На нём анализируют проделанную работу, на основании поставленных задач и оценочной работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы.Коллективная форма деятельности.Она создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная, так как заставляет даже слабых учащихся трудиться, чтобы не быть хуже других.Формы организации самостоятельной работы.индивидуальная; групповая; работа в парах; фронтальная.Виды самостоятельной работы. работа с печатными источниками; составление опорных конспектов; работа с историческими документами, справочной литературой; вопросы и задания; практическая работа; домашнее задание; исследовательская работа; составление аналитических схем; метод проекта.Условия эффективности самостоятельной работы. методическое обеспечение учащихся необходимым практическим материалом; наличие консультаций для учащихся; чередование творческой работы на уроках с заданиями во внеурочное время; чёткий и полный инструктаж (цель, условия, объём, сроки, образец оформления, список литературы).Оценка результатов учебной деятельности.Необходимо в оценки результатов давать качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, подчеркивать положительные моменты. Стиль деятельности учителя.Авторитарный – задерживает формирование внутренней мотивации;Демократичный – способствует формированию знаний.Либеральный – снижает мотивацию учения.Различные стили формируют различные мотивы.Методы мотивации.Эмоциональные: поощрение, порицание, игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание.Познавательные: создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, жизненный опыт.Волевые: формирование ответственности к труду, самооценка деятельности и коррекция, прогнозирование будущей деятельности.Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективного труда.Контроль знаний. Объектами проверки являются: знание исторических фактов, дат, имён, терминов; усвоение основных исторических понятий; владение элементами исторического описания и объяснения; умение давать оценку исторических явлений, обосновать своё отношение к ним и их участникам.Межпредметные связи: география, экономика, политология, основы права, основы философии, мировая художественная культура, культурология, педагогика.Внутрипредметные связи: источниковедение, археология, история древнего Рима.Оборудование урока: технические средства обучения, карты атласов, раздаточный материал ( тексты исторических источников), учебник, карточки с вопросами, настенная карта, атласы древнего мира. Система знаний и система деятельности Историческое образование способствует формированию базовых, в том числе нравственных качеств человека, его способности жить в изменяющемся мире, формированию толерантности, способности воспринимать свою культуру и культуру «других».Историческое знание имеет свою специфику преподавания:-оно не приобретается, а вырабатывается в процессе осмысления материала;-уровень усвоения исторических знаний имеет не количественные, а качественные критерии, признаками которых являются умение рассуждать, анализировать, делать выводы, обобщать, доказывать;-предполагает творческую направленность, его не назовёшь точным.Историческое образование должно помочь человеку освоить три круга ценностей:-этнокультурных; общенациональных (российских);общечеловеческих (планетарных).Новизна разработкиОтбор содержания в соответствии с необходимостью формирования у учащихся компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, обеспечивающее способность жить в изменяющемся мире.Изменение методики преподавания дисциплины:- ПОПС- Синквэйн - Исследовательское заданиеДискуссииМозговой штурм- Современные информационные технологииИзменение критериев оценки знаний(умение делать выводы, обобщать, высказывать собственное суждение)Новые технологии способствуют достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде; благодаря творческому применению полученных и имеющихся умений и навыков восприятие, осмысление, запоминание нового материала облегчается либо становится возможным; результаты достигаются с наименьшими затратами. Происходит выявление качеств усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция. Курс «История. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.» является вторым концентром обучения. Он призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран, соответствующих курсов истории Отечества. В зависимости от уровня подготовленности школьников, типа программ обучения учитель вправе выбрать различные формы организации учебного процесса, сделать особый акцент на тех или иных темах курса или раздела. Однако лучшим вариантом его изучения выступает проблемный подход, позволяющий показать учащимся, что на протяжении всей своей истории человечество сталкивалось с определённым комплексом проблем, которые решались в соответствии с уровнем развития знаний об обществе и природе, особенностями жизни народов, их политического строя, национальных традиций.Материал раздела «Античная эпоха в истории человечества» знакомит учащихся с периодом расцвета цивилизаций Древнего мира, эллинистической и древнеримской культурами, которые стояли у истоков современных традиций европейской духовной, политической и экономической жизни.Материал данного раздела позволяет применить метод компаративного (сравнительно-исторического) рассмотрения процессов, происходящих в разных странах (Греция и Италия). Это позволяет показать взаимосвязь, взаимообусловленность, наглядно раскрыть деятельность современников важнейших событий, живших в одно и то же время. Поурочное планирование по разделу “Античная эпоха в истории человечества” Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества.Урок 1. Города-государства Греции.1.Античная Греция.2.Города-государства Греции.Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств – Афин и Спарты.Урок 2. Города-государства Италии.1.Города-государства Италии.2.Основание Рима.Анализ исторического развития Рима. Составление сравнительной таблицы «Варианты развития полиса». Урок 3. Борьба за господство над Средиземноморьем.1.Греко-персидские войны.2.Пелопонесские войны V-IVв.в. до н.э.3.Возвышение Македонии. 4.Завоевания Александра Македонского. Хроника борьбы за господство над Средиземноморьем. Комментарий к схеме учебника «Формирование и распад державы Александра Македонского». Подготовка сообщения на тему «Исторический портрет Александра Македонского» (параграф 9) Урок 4. Возвышение Рима.1.Господство над Италией.2.Пунические войны.3.Кризис Римской республики.4.Становление Римской империи. Обзорная лекция на тему «Основные периоды Римской истории». Сравнительный анализ путей развития греческого и римского полисов, выделение общих черт и особенностей. Составление развёрнутого плана на тему «Этапы развития римской государственности». (параграф 10)     Поурочное планирование по разделу “Античная эпоха в истории человечества” (4 часа) Приложения№6. Модульно - редуктивное обучение: ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ Характеристика исторического деятеля Памятка – схемаСведения о жизненном пути (происхождение; наиболее существенные факты биографии; условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений)Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень их соответствия задачам, которые решал исторический деятель.Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.Способы действия, средства достижения цели.Соотнесенность целей исторического деятеля с интересами какой – либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников – и круг врагов.Противоречия в деятельности и личности.Результаты и значение деятельности.Оценка исторического деятеля.Художественная, публицистическая и научная литература, содержащая сведения о данном человеке. №8. ПОПС – формула П – позиция «Я считаю, что…»О – объяснение (или обоснование) «Потому что…»П – пример «Я могу это доказать на примере…»С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод…» Предполагаемый ответ:Я считаю, что прекращение борьбы между беднотой и богатыми и реформы Солона были необходимы, потому что они тормозили развитие всех сфер жизни общества, ставило государство на краю гибели. Я могу доказать это на примере того, что Афинское государство окружало несколько сильных полисов, в том числе Спарта, борющихся за господство в южной части Балканского полуострова.Исходя из этого, я делаю вывод, что реформы Солона сыграли огромное значение в истории Афинского государства и заложили основы мировой демократии. №7. Синквэйн («Пять строчек») глагол существительное Ответы:СолонЧестный, мудрыйПримирил, преобразовал, отменилЗаложил основы демократииРеформатор . прилагательное прилагательное глагол глагол ключевая фраза существительное Приложение Мнемотехнические приёмыНа основе стихотворения А.Драхлера составьте периодизацию истории Древней Греции:1.Были некогда у грека Царства бронзового века.Время точное, заметьте:Во втором тысячелетье.2.Циклонические стеныОхраняли град Микены,И, дворцами знаменит, Правил морем остров Крит.3.Но культурный сей очагРазгромил дориец – враг,Был он тоже древний грек, Начался железный век.4.Обратилось время вспять:Родовая правит знать.Ни монеты, ни галер:Только эпос и Гомер.5.Потекли ещё года, расплодились города.И во все концы земли Колонисты потекли.6.Гордской торговый людСтарой знати был нелюб, и взаимно этот людБыл на знать ужасно лют.   Приложения …7.В пятом веке – Марафон, И Перикл, и Парфенон,И губительные датыДолгих войн Афин со Спартой.8.Стал для греков вместо няниЦарь Филипп Македонянин:Вторгся, высек, приласкал,Всех к рукам своим прибрал. Приложения Тексты, созданные учащимися2 группа:Большим шагом к изучению античности явилось основанное в конце XVIIв.в Москве первого высшего гуманитарного учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии ставшая центром изучения «классических» языков. Здесь же работала и типография, в которой печатались переводы, а также печатались подлинные тексты сочинений. Новым этапом в изучении античного наследия было основание в 1725 г. в Петербурге Академии наук, а в 1755 г. в Москве был открыт первый русский университет – центр изучения греческой литературы и истории. Можно смело утверждать, что российская историческая наука, начав активно прокладывать себе дорогу в XVIIIв. И продолжив её в XXв. Не только не уступала по глубине исследований и разнообразию различных тем западноевропейской, но даже опережала её в исследовании некоторых проблем (конкретного изучения развития экономических и социальных отношений в Древней Греции в сочетании с мифологией. Приложения №10. Интерактивная схемаСудебная реформа Информационные технологии Председатель Архонт Судьи Выборность не моложе 30 лет Граждане не зависимо от их знатности и богатства Не замеченные в дурных поступках КЛЯТВА Обвинитель обвиняемый свидетели Тайное голосование Самоанализ Данная форма и технология (методика) урока были выбраны согласно обследованию школьного психолога Тимофеевой Т.Ю. и личных выводов учителя. Была составлена психолого-педагогическая характеристика класса и проведена диагностика учащихся 10 А класса. Форма урока с использованием современных технологий интенсивного инновационного обучения позволяет добиться более высоких результатов и выполнения поставленных целей и задач данного урока. Урок «Античные цивилизации Средиземноморья» является первым в теме «Античные цивилизации». Изучение данного материала позволяет по сравнению с материалом 5 класса более глубоко оценить, какой вклад внесла Греция в развитие других цивилизаций. Основу урока составило содержание, согласованное с требованиями федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и следующие виды педагогической деятельности: педагогическое общение, проектирование, исследование, организационно-методическая работа. Достоинством урока является его новизна. Новизна данного урока состоит в том, что при его подготовке произошёл отбор содержания в соответствии с необходимостью формирования у учащихся компетенции ценностно–смысловой ориентации в окружающем мире. Цель и задачи урока были достигнуты в наиболее оптимальном виде в результате совместной деятельности преподавателя и обучаемых. Выбранные формы и методы обучения (преобразовательный, контрольный и познавательный) позволили активизировать работу; выявить качество усвоения материала, уровень развития умений и навыков. Элементы наглядности способствовали повышению заинтересованности учащихся и их творческому развитию. Более сильные учащиеся при групповой форме работы помогли слабым правильно сделать вывод. Немаловажную роль для слабых учеников также сыграло использование школьного учебника, который является важным источником учебной информации, раскрывающим в доступной для учащихся форме содержание, предусмотренное образовательными стандартами. При подготовке и проведении урока широко использовались межпредметные связи (право, литература, МХК). Изменения по ходу урока не вносились, так как урок прошёл согласно намеченному плану. Доброжелательная обстановка помогла сделать работу более продуктивной. Общая самооценка урока высокая. Самоанализ Перспективы совершенствования своей деятельности я вижу в следующем:1.Проведение дополнительного мониторинга ценностно-смысловой ориентации учащихся;2.Апробация технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления»;3.Введение новых способов дискуссий;4.Продолжение работы по исследовательской деятельности учащихся;5.Использование метода проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; 6.В меньшем объёме использовать объяснительно-иллюстративный метод обучения;7.Больше опираться в работе на исследовательский метод обучения. Список литературы:А.Л.Лихтарников. Ценностный опросник. Т.В.Емельяненко. Методы межкультурных исследований ценностей. Социология.- 1997. - №9Ю.Н.Толстова. Некоторые замечания по поводу изучения ценностных ориентаций. Социология. – 1997.- №9.Н.М.Лебедева. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. Психологический журнал. Т. 24. -№3 (май-июнь 2000)Л.Г.Воронин. диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия. Социс.-2000.- №9.Н.А.Чепурнова. Современный кризис нравственных ценностей в России. История и обществознание в школе. – ГОУ ДПО НИРО. Н.Новгород. 2009. Литература, использованная при подготовке к уроку Античное средиземноморье: Основная:Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2005. – 400с.Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с Древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 классов общеобразовательных учереждений. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2008. – 432 с.Дополнительная литература: Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. М., 1983. Т. 1.Арский Ф.Н. Перикл. М., 1971.Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1991. Т. 1. Гл. 10.Дэвис Дж.К. Демократия и классическая Греция / Пер. с англ. Н.Н. Трубниковой; Под ред. И.А. Оказова. М.: РОССПЭН, 2004.Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории Древней Греции. Л., 1958.Печатнова Л.Г. История Спарты Спб., 2001.Сизов С.К. Древняя Греция // Всемирная история. Учебное пособие для неисторических факультетов и отделений / Под ред. Молева Е.А. – Ч. I. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 1998. – С. 56-101.Тексты исторических источников:Плутарх. Ликург / Пер. Боруховича В.Г. // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Изд-во АН СССР, 1961. Ксенофонт. Лакедемонская полития // Практикум по истории Древнего мира / Сост. Ващева И.Ю., Касаткина Н.А., Махалюк А.В. / Под ред. Проф. Молева Е.А. – Нижний Новгород: ННГУ, 2004.Страбон. География // Практикум по истории Древнего мира / Сост. Ващева И.Ю., Касаткина Н.А., Махалюк А.В. / под ред. Проф. Молева Е.А. – Нижний Новгород: ННГУ, 2004.Аристотель. Афинская полития // Практикум по истории Древнего мира / Сост. Ващева И.Ю., Касаткина Н.А., Махалюк А.В. / Под ред. Проф. Молева Е.А.- Нижний Новгород: ННГУ, 2004.