Методическое пособие Диагностика игровых умений у детей дошкольного возраста










ДИАГНОСТИКА
ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Учебно- методическое пособие











Николаевск-на-Амуре
2013





























Николаевский-на-Амуре педагогический колледж коренных малочисленных народов Севера-филиал краевого государственно бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования


Сост. Т.А. Криволесова



ДИАГНОСТИКА
ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Учебно- методическое пособие

















Николаевск-на-Амуре
2013

Печатается по решению научно-методического Совета
Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа КМНС – филиала КГБОУ СПО ХПК



Рецензент: Сальникова Т.Г., методист НнАПК КМНС
– филиала КГБОУ СПО ХПК


Диагностика игровых умений дошкольника: учебно-методическое пособие/ Сост. Т.А. Криволесова - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК , 2013.

В предлагаемом учебно-методическом пособии изложены методики изучения формирования игровых умений у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Пособие соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование»- ПМ 2 «Организация различных видов деятельности и общения детей», МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».
Материалы пособия предназначены для студентов педагогических ссузов очной и заочной форм обучения. Они также могут представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных организаций.




Издательство НнАПК КМНС - филиала КГБОУ СПО ХПК, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................7

Раздел 1. Критерии и показатели оценки игровой деятельности детей........................................................................10
Игровые умения как критерий оценки игровой деятельности дошкольника..................................................10
Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5–3 года) (ТН.Доронова)........................................................................12
Показатели уровня развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) (ТН.Доронова)........................................................................13
Показатели уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (ТН.Доронова)........................................................................15
Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста...............16
Раздел 2. Диагностика игровых умений ребенка в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности....................................................................................18
Изучение уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста .........................................18
Изучение умения воспроизводить последовательность действий в игре (2-3 года)....................................................24
Беседа «Изучение игровых предпочтений»...................... 25
Наблюдение особенностей самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей ( 2-7 лет)...............................25
Эксперимент "Игровая комната" (5-7 лет).........................29
Наблюдение сформированности игровых умений у дошкольников.........................................................................30
Наблюдение выполнение роли в игре.................................32
Ролевые и реальные взаимоотношения в игре....................33
Раздел 3. Диагностика игры дошкольника в условиях семьи.......................................................................................35
Анкетный опрос «Во что и как играют дети дома».......................................................................................35
Тест «Место игры в семейном воспитании»......................36
Анкетный опрос «Инициатива взрослого в игровом общении с ребенком»............................................................39
Список литературы...............................................................40














ВВЕДЕНИЕ

Образовательные стандарты третьего поколения ставят перед педагогами профессионального образования новые сложные задачи. При их выполнении педагоги ссузов в первую очередь сталкиваются с проблемой методического обеспечения новых дисциплин. Одной из таких дисциплин у студентов, обучающихся по специальности 050144 «Дошкольное образование», является дисциплина «Теоретические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста и методика их организации».
Данное учебное пособие разработано на основе программы данной дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование» (профессиональный модуль 2 «Организация различных видов деятельности и общения детей», МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»).
Наиболее известными учебными изданиями в области игры дошкольников («Дошкольная педагогика» С.А.Козловой С.А. и Т.А Куликовой; «Организация сюжетной игры в детском саду» Е.Е.Кравцовой, Н.Я. Михайленко, Короткова Н.А.), «Игра дошкольника» (под. ред. С.Л. Новоселовой; «Как играть с ребенком» Н.Я. Михайленко, Н.А.Коротковой и др.) раскрываются преимущественно вопросы теории и методики игровой деятельности. Но при этом не уделяется внимания такому важном вопросу, как диагностика игровых умений дошкольника.
В то же время в ходе лаборатоно-практических занятий ( 2 курс), производственной практики (2,3 курс), а также при проведении исследовательских работ в рамках ВКР (4 курс) студенты испытывают затруднение в подборе диагностического инструментария, позволяющего изучить игровые умения детей.
Поэтому целью данного пособия стало удовлетворение образовательных потребностей студентов педагогических ссузов и педагогов ДОО по изучению игровых умений дошкольников.
Предлагаемые способы и содержание диагностических методик определяются пониманием сущности игровых умений. Под ними обычно понимаются совокупность освоенных способов игровой деятельности: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь, выстроить ролевые и реальные взаимоотношения с партнерами по игре.
Как подчеркивает Н.Я Михайленко и Н.А Короткова в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
Данное пособие позволяет провести диагностику игровых умений как в процессе руководства воспитателя, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Кроме этого в перечень методик включены анкетные опросы родителей, позволяющие получить представление об особенностях игры ребенка в условиях семьи.
Для изучения умения воспроизводить последовательность действий в игре, игровых предпочтений, уровня сформированности игровых умений и уровня притязаний в игре, особенностей самостоятельной сюжетно-ролевой игры, развития нравственных качеств в игре, оценки игровых навыков, выполнения роли в игре, игровых и реальных взаимоотношений предлагается комплекс методик, объединенных в раздел, условно названный «Игра дошкольников в детском саду ».
Другой раздел - "Игра дошкольников в семье " - содержит методики, направленные на исследование сюжетов и содержания игровой деятельности детей дома, места игры в семейном воспитании, инициативы взрослого в игровом общении с ребенком.
Для диагностики нет необходимости использовать абсолютно все представленные методики. Вместе с тем следует учитывать, что лишь использование комплекса методик может дать целостное и полное представление об изучаемом предмете.
Как определяет ФГОС дошкольного образования, специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры ФГОС и ФГТ к социальным и психологическим характеристикам личности ребёнка предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования:
-ребёнок владеет разными формами и видами игры;
-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,
- умеет различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.
Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников. Предлагаемый нами комплекс позволит воспитателю грамотно планировать и проводить индивидуальную работу с каждым ребенком.


Раздел 1. Критерии оценки игровой деятельности детей
Игровые умения как критерий оценки игровой деятельности дошкольника
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).
Само по себе тематическое содержание не может служить критерием уровня игры. К примеру, трехлетний ребенок может играть в «космонавта», повторяя два-три игровых действия: надевает шлем, садится в «ракету» и крутит штурвал. А шестилетние дети могут играть в «дочкиматери», развертывая ролевые диалоги, переходя от «обеда» к посещению цирка (став на минутку уже не «мамой» и «дочкой», а цирковыми артистами), а затем к путешествию на море и т. п. В этом случае, если ориентироваться только на тематику, наше суждение об уровне игры детей будет превратным, поверхностным ведь, конечно же, как таковая, тема «Космос» сложнее, чем тема «Семья».
Дело в том, что сюжетная игра, независимо от темы (или на одну и ту же тему), в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации
Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры (как это принято считать), а показатель ее высокого уровня.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п.), а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая в контакт со сверстниками в небольших игровых объединениях.
На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,53 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.
В 3-5 лет –может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.
В 5-7 лет развертывать в игре разнообразные последовательности событий , комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Однако высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями [2].
Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5 – 3 года)
(Т.Н. Доронова)

Низкий
Средний
Высокий

Игры однообразны и примитивны по содержанию. Ребёнок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогатить. Использование предметов – заместителей вызывает затруднение. В совместной игре с воспитателем не инициативен. Затрудняется обозначить свою игровую роль. Участвует в общих играх, организуемых воспитателем, но проявляет неустойчивость в игровом общении: дружеское взаимоотношение сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игровое сосредоточение недостаточно: начинает игровые действия и быстро прекращает их, не развив сюжет.
Игровые действия разнообразны. Ребёнок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя. Принимает предложения к использованию в игре предметов – заместителей, пользуется ими в игре. В играх – имитациях выразительно передаёт игровой образ. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником, но испытывает трудности в согласовании игровых действий.
Ребёнок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами – заместителями. Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, с интересом включается в игровой диалог. В индивидуальной игре много говорит вслух, меняет интонацию голоса. Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.



Показатели уровня развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста ( 4 – 5 лет)
(Т.Н. Доронова)

Низкий
Средний
Высокий

Ребёнок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новые игровые действия. В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, но испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется назвать любимые игры.

Ребёнок накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнят разные роли.
В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательные отношения к партнёрам по игре. Знает несколько подвижных игр и хороводов.
В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).
Ребёнок самостоятельно играет в разнообразные игры. Охотно отвечает на вопросы о любимых игрушках. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и ролей. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает их выполнение. Отражает в играх содержание литературных произведений. Активен в ролевом диалоге, любит игры познавательного содержания с элементами соревнования. Знает разные игры: подвижные, хороводные, настольно-печатные, словесные и пр.


Показатели уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)
(Т.Н. Доронова)
Низкий
Средний
Высокий

Игры однообразны. Ребёнок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется в изменении своих функций. Часто оставляет общую игру до её завершения. Знает мало игр, затрудняется в объяснении правил, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены
Ребёнок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты. Игрушки и предметы подбирает в соответствие с ролью. Участвует в создании игровой обстановки. Называет роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжетосложе-нии игр по мотивам знакомых сказок. По предложению воспитателя использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров (считалки, очерёдность).

У ребёнка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры 2с продолжением», активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.
Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных и других игр. В играх с готовым содержанием правил, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет показывает им игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными.


Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из структуры игры, предложенной Д. Б. Элькониным можно выделить следующие критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
Критерии
Показатели

1. Замысел игры



Умение предложить замысел игры;
Умение развить замысел по ходу игры;
Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).

2. Сюжет игры
Умение выбрать сюжет.

3.Роль




Обозначение роли словом;
Направление ролью поведения ребенка;
Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;
Взаимосвязанность ролевых функций детей

4. Ролевые действия



Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;
Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.

5. Ролевая речь



Умение строить ролевой диалог.
Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

















Раздел 2. Диагностика игровых умений ребенка в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности

Изучение уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с данными таблицы 1 мы предлагаем описание уровней сформированности игровых умений (Таблица 2). В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей по каждому критерию ребенку присваивается определенное количество баллов. Общая сумма баллов позволит определить общий уровень развития игровых умений:
- высокий уровень –13-15 баллов;
- средний уровень – 8-12 баллов;
- низкий уровень – 7 и меньше баллов.

Таблица
Критерии
Уровни развития

1
2

1. Замысел игры
Низкий уровень –1 балл
Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу»). Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.


Средний уровень – 2 балла
В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.


Высокий уровень – 3 балла
В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

2.Сюжет игры
Низкий уровень –1 балл
Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку»). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.


Средний уровень – 2 балла
Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.


Высокий уровень – 3 балла
Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. к°Основное содержание игры действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

3.Роль
Низкий уровень –1 балл
Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.


Средний уровень – 2 балла
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.


Высокий уровень – 3 балла
Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

4. Ролевые действия













Низкий уровень –1 балл
Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.


Средний уровень – 2 балла
Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.



Высокий уровень – 3 балла
Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.

5. Ролевая речь
Низкий уровень –1 балл
Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.


Средний уровень – 2 балла
Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.


Высокий уровень – 3 балла
Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

 Обработка данных:
Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей.
У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.
Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.
Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре.
Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается.
Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью.
В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий.
У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.
Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.).
Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.
Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.
Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.






Изучение умения воспроизводить последовательность действий в игре (2-3 года)
Подготовка: игровое оборудование для кормления кукол.
Диагностика проводится индивидуально с детьми 2-3 лет. Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 2-3 дня.
1   серия: воспитатель показывает ребенку куклу, говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить.
2  серия: воспитатель кормит куклу, а ребенку помогает накормить другую.
3    серия: воспитатель показывает ребенку развернутые игровые действия /готовит обед, раскладывет его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим/. Затем предлагает ребенку покормить куклу.
4   серия: аналогична 3, но воспитатель подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку накормить куклу.
5    серия: воспитатель берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их накормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.
Обработка данных: анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использовать в игре игрушки и игровые предметы, называние их словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращение ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы /в тарелке суп, в чашке компот.

Беседа «Изучение игровых предпочтений»
Проводится в форме индивидуальной беседы.
Вопросы детям:
Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего  нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?
В какие игры ты играешь? В какие игры ты больше всего любишь играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх? Почему? Что бы ты хотел делать в играх?
Кем ты бываешь в играх? Почему? Кем бы ты хотел быть в играх?
Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как бы ты с ними играл?
С кем ты чаще всего играешь и почему?
Обработка данных. Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.
Наблюдение особенностей самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей ( 2-7 лет)
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет проводят в естественных условиях
Обработка данных:
Замысел игры, постановка игровых целей и задач
-  как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстников, возникает по инициативе самого ребенка);
-    обсуждает ли замысел игры с партнером, учитывает ли их точку зрения;
-    насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры;
-    статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре;
-     умеет лит сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложит  ее другим детям.
Содержание игры:
-   что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми);
-    насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.
Сюжет игры:
      - насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество;    
    - какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету;
   - сколько событий ребенок объединяет в один сюжет;
       - насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет;
-   как проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;
- каковы источники сюжетов игры.
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:
- обозначает ли выполняемую роль словом и когда /до игры или во время игры/;
- какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика);
- каковы отличительные особенности ролевого диалога /отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушкам, реальному или воображаемому партнеру/;
- передает ли и какие характерные особенности персонажа;
- как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные, второстепенные. Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли;
- что предпочитает: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений;
-   есть ли любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.
Игровые действия и игровые предметы:
-   использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы заместители и преобразует их для использования в игре;
-   дает ли словесное обозначение предметам заместителям, насколько легко это делает;
-   кто является инициатором выбора предмета-заместителя;
-    использует ли в игре образные предметы и игрушки. Как часто. Есть ли любимые игрушки?;
-   характеристика игровых действий: степень обобщенности.
Игровые правила:
-   выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком;
-   как соотносит ребенок выполнение правил со взятой на себя ролью;
-  следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре;
-  как относится к замечаниям партнера по поводу выполнения правил.
Достижение результата игры
Конфликты в игре:
-   по поводу чего возникают;
-   способы разрешения.
Игровая среда:
    -    готовит игровую среду заранее или подбирает игрушки в ходе игры;
    -  использует ли предложенную игровую среду.
Роль взрослого в руководстве игрой:
-     как часто обращается ребенок к взрослому;
-    предлагает ли поиграть.
Эксперимент "Игровая комната" (5-7 лет)

Она направлена на выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности
Инструкция. "Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры и игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что хочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам".
Затем ребенку задают вопрос: "Кого ты с собой возьмешь?" (Важно уточнить имена детей, их возраст). После этого ребенку говорят: "Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?"
После ответа ребенка следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: "Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это все надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?" Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать.
После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: "Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?"
В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.
Обработка данных:
При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры:
инициатива и позиция в общении,
благополучие общения,
развитие игровых навыков, способы разрешения конфликтной ситуации.
Необходимо помнить, что результаты, полученные с помощью любых проективных методов, не всегда прямо и однозначно соотносятся с особенностями общения и взаимодействия детей. Методика позволяет только выстроить гипотезы о таких особенностях, которые нуждаются в проверке с помощью других методик, и наблюдения за реальным поведением детей.

Наблюдение сформированности игровых умений у дошкольников

Вопросы для наблюдения
Да
Нет
Частично

1.

Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?




2.
Умеет ли ребенок строить по чертежу?





3.

Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых?




4.
Умеют ли в процессе игры регулировать свои желания?




5.
Умеют ли дети:
анализировать
обобщать
рассуждать
делать выводы, умозаключение




6.
Проявляется ли творчество в создании игры (выбор тем)




7.
Умеют ли ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности?




8.
Есть ли у ребенка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли?




9.
Рождаются ли во время игры новые варианты?






10.

Выполняют ли дети этические нормы поведения во время игры:
доброжелательность
отзывчивость
агрессивность
неумение договариваться
доверие
сопережевание
взаимопомощь
правдивость
справедливость




11
Используют ли пространственную среду для развертывания игры?




12.
Формируют ли способности управлять своим поведением?




13
Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?





Наблюдение особенностей выполнения роли в игре
№ п/п
Вопросы
Комментарии, оценки

1
Называет ли ребенок себя именем взрослого?


2
Какие средства используют дети для реализации роли?


3
Могут ли дети передавать и как передают отличительные особенности персонажа?


4
Какие роли выполняют и какие из них предпочитают?


Наблюдение ролевых и реальных взаимоотношений детей в игре
№ п/п
Вопросы
Комментарии, оценки

1
Какие функции взрослых ребенок отражает в игре?


2
Какие нормы поведения ребенок отражает в игре?


3
По какому поводу возникают реальные отношения между детьми?


4
По какому поводу возникают конфликты?


5
Как конфликты разрешаются?
















Раздел 3. Диагностика игры дошкольника в условиях семьи Анкетный опрос родителей «Во что и как играют дети дома» Цель: составить некоторое представление об отношении родителей воспитанников к использованию игры в общении с ребенком дома.
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетном опросе, касающемся игровой практики ребенка дома. Отвечайте по возможности развернуто, пишите, при необходимости, на обороте листа.
На детскую игру высказываются противоположные точки зрения. Одна - это необязательное, иногда пустое времяпрепровождение ради удовольствия; другая игра жизненно необходимое условие для развития и взросления ребенка, способствует подготовке к школьной жизни. Выберите одну из точек зрения, которую вы разделяете, или сформулируйте собственную.
Любит ли играть Ваш ребенок: да, нет, трудно сказать (подчеркните нужное). Его любимая игра или во что он чаще всего играет?
Какие виды игрушек есть у ребенка дома: образные (животные, куклы, в том числе Барби, Синди); бытовые (мебель, посуда и т.п.); технические (машины, паровозы и т.п.); строительные наборы, конструкторы, лего-наборы; музыкальные игрушки; заводные (юла и т.п.); дидактические (кубики, пирамиды, вкладыши и т.п.); настольно-печатные (лото и т.п.); игровые наборы для сюжетных игр (в магазин, парикмахерскую, больницу и т.п.); электронные игрушки (тамагошка и т.п.); компьютерные игрушки; игрушки-монстры; военные игрушки (автоматы, пистолеты, танки и т.п.) (подчеркните нужное, при необходимости дополните)?
Что, на Ваш взгляд, означает быть игровым партнером ребенка?
Случается ли Вашему ребенку быть участником коллективных игр со сверстниками на даче, во дворе, в квартире; с Вами в выходной день (подчеркните нужное, при необходимости дополните)?
Просит ли Вас ребенок поиграть с ним: да, нет, трудно сказать (подчеркните нужное)? Как Вы откликаетесь на эти просьбы?
Какие роли предлагает Вам ребенок, приглашая в игру?
Благодарим Вас за сотрудничество!
Обработка данных.
На основе анализа ответов делаются предположения, намечаются перспективы сотрудничества с родителями по развитию игровых умений детей.


Тест «Место игры в семейном воспитании»

Цель: предоставить родителям возможность проанализировать собственный опыт использования в семье игровых методов общения с ребенком.
По каждому из четырех суждений выберите один ответ и обведите его кружком.
1. Вы намереваетесь войти в дверь подъезда жилого дома, но у входа Вам преграждает путь малыш с игрушечным автоматом в руках. Вы:
а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на поведение малыша;
б) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место для игры;
в) отвечаете ему, приняв его игровой настрой.
2. В зимний день Вы вышли с ребенком во двор, где местная детвора уже успела вылепить из снега множество построек. Вашему ребенку не терпится поиграть с ними. Вы:
а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;
б) играете вместе с ребенком в снежных сооружениях, придумав сюжет игры;
в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер купленного в киоске журнала.
3. Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными звуками, изображая то ли «самолет» (если это сын), то ли «бурю, ураган» (если это дочь). Вы:
а) останавливаете ребенка словами: «Отдохни от беготни, вспотел(а) уже»;
б) спрашиваете, во что он (она) играет, и говорите: «Двигатель самолета пора заправлять горючим...» или: «Вот и солнце выглянуло из-за тучи, буря утихает...»;
в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать ему книжку. 4. Пока Вы заняты на кухне, ребенок хнычет, жалуясь, что ему скучно оставаться в комнате одному с игрушками. Вы:
а) разрешаете ребенку перенести игрушки на кухню. Пока Вы готовите, разговором поддерживаете его игру;
б) просите ребенка пока Вам не мешать;
в) говорите ребенку: «Я вижу, как тебе скучно, но ты уже не маленький(ая) и можешь сам(а) о себе позаботиться, чем-то себя развлечь».
Благодарим Вас за отзывчивость и искренность.
Обработка данных. В процентном выражении подсчитывается, каких ответов больше. Ключ к тесту. по суждению 1 желательный ответ в; по суждению 2 б; по суждению 3 б; по суждению 4 а.
Анкетный опрос родителей
«Инициатива взрослого в игровом общении с ребенком» Цель: получить представление о степени игровой инициативы взрослого в общении с ребенком дома, желании взрослого признавать ценность игровых интересов ребенка. Уважаемые родители! Выразите, пожалуйста, свое мнение по поводу нижеследующих суждений. Если суждение совпадает с Вашим мнением, обведите соответствующий номер кружком, если нет - зачеркните, в случае сомнения поставьте рядом с номером суждения вопросительный знак («?»).
1. Я внимательно отношусь к потребности моего ребенка в игре. 2. Дома у ребенка выделено специальное место, где он может свободно играть с игрушками.
Я не ругаю ребенка за беспорядок и хаос в его комнате, если это связано с незаконченной игрой.
Я в основном не говорю ребенку, чтобы он немедленно прекратил играть и выполнял мое распоряжение. 5. Я поддерживаю ребенка в придумывании историй и фантазировании. 6. Я практически ежедневно нахожу время, чтобы хоть немного поиграть вместе с ребенком. 7. Я помогаю ребенку в придумывании новых сюжетов игр, развертывании содержания уже знакомых ребенку сюжетов. 8. Я никогда не наказываю ребенка отказом ему в игре, общении. 9. Я хвалю ребенка за умение интересно и увлеченно играть. 10. Я позволяю ребенку играть с разными предметами и ненужным хламом, если ему это интересно (пустые пузырьки, баночки, упаковки от продуктов, куски ткани и пр.). 11. Я предпочитаю, чтобы основную часть свободного времени дома ребенок играл.
12. Я никогда не говорю играющему ребенку фразу: «Хватит бездельничать, пора заняться делом». Обработка данных. Подсчитывается процентный вес всех ответов, обведенных кружком, зачеркнутых и с вопросительным знаком. Выделяются номера суждений, рейтинг которых получил наибольший процент положительных выборов. Для удобного анализа данных их можно внести в итоговую таблицу.





















Список литературы

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с
Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. -88 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 2000.





















































































































































13PAGE 15


13PAGE 14415







Заголовок 215