Методическая разработка. Консультация для педагогов и родителей Что делать, если …? (коррекция патологических привычек у детей дошкольного возраста)


Методическая разработка.
Консультация для педагогов и родителей
Что делать, если …?
(коррекция патологических привычек
у детей дошкольного возраста)
Материал подготовила воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар
«Центр - детский сад № 8»
Буглак Людмила Григорьевна
Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки., как сосание предметов, сосание пальца., грызение ногтей, онанизм (мастурбация) Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилло- мания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать их природу.
Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим его действиям. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у малыша усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку дошкольника, мы тут же получаем взамен другую.
Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у детей отсутствует стремление к преодолению патологических привычек более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные действия (понимание патологических привычек как отрицательных у ребенка появляется лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.
Сосание предметов

Что нужно делать?
1.Наполнить жизнь ребенка в детском саду, узнать, чем он любит заниматься, во что играть, заинтересовать его новыми играми и увлечениями.
2.Присмотреться, с кем играет ребенок, для того чтобы помочь ему обрести настоящего друга.
3.Дома родителям необходимо проводить с ребенком как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть в разнообразные игры. Когда мама и папа станут настоящими друзьями для ребенка, необходимость в «тряпочке- выручалочке », в суррогатном друге, постепенно отпадает сама собой.
Что делать нельзя?
1.Отбирать любимую вещи. Даже если вы победите, напряжение
ребенка только усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.
2.Наказывать и всячески стыдить ребенка за такую привязанность.
3.Говорить об этом суррогатном друге ребенка, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку напоминаниями.
СОСАНИЕ ПАЛЬЦА
Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей, например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую.
Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание - это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка - это вреднейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступатькаксредство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую или душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курения предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.
Что нужно делать?
1.Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем попробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
2.Установить доверительный контактсребенком, позаботиться о своевременном его успокоении и снятии беспокойства, разум ном пользовании соской в раннем детстве.
3.Создать условия для разнообразия впечатлений малыша и использования при взаимодействии с ним подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Что делать нельзя?
1.Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
2.Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
КУСАНИЕ ИЛИ ГРЫЗЕЕНИЕ НОГТЕЙ (ОНИХОФАГИЯ)
Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Откусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.
Что нужно делать?
1.Необходимо научить ребенка адекватнымспособам выражения агрессии, позволять ему свободно выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную подушку, на которую ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства.
2.Не просто отказ от упреков и наказания, а понимание того, что происходит с ребенком, и переключение, отвлечение ребенка в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерное требование к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Переключить пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда вы замечаете у своего ребенка эту привычку.
3.Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, которой обычно примерно равен периоду ее протекания.
Что нельзя делать?
1.Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
2.Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в его сознании эту привычку.
3.Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывая его за эту патологическую привычку.
ОНАНИЗМ(МАСТУРБАЦИЯ)
Раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п. У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка.
Онанизм (мастурбация) - это совершенно естественное действие ребенка и в раннем возрасте является знакомством со своим телом, доставляет наслаждение ребенку так же, как еда, движение и др. И что не менее важно - ребенку важно знать о приятных ощущениях в этой части тела. Всех нас отличает нездоровое отношение к половым органам - к тем органам, которые дают жизнь - самое дорогое, что есть у каждого из нас. Любопытство первооткывателя своего тела - вот что движет ребенком. Половые органы, недоступные ребенку из-за пеленок, памперсов, становятся доступными тогда, когда ребенка начинают приучать к горшку.
Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию(внутреннюю переработку чувств, переживания). Мастурбация у необщительных детей является .поводом для серьезной тревоги родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не дает возможности отреагировать адекватным способом на свои чувства и переживания. Создание своего, воображаемого мира характерно для единственных, необщительных от природы (интровертированных) детей. Чаще мастурбация (онанизм) отмечается у девочек, предпочитающих мальчишеские игры девчоночьим занятиям, и у мальчиков ссильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения онанизма может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка, нервно соматически ослабленного, с повышенным уровнем возбудимости.
Что нужно делать?
1.Постарайтесь понять, что именно ваше поведение вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток: тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.).
2.Научите своего ребенка разным способам получать удовольствие Составьте для себя «меню удовольствия» («Я могу получать удовольствие от ...») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься,что тебе нравиться...»).
Чем больше вы вспомните вместе с ребенком тех приятных дел, которые ему нравятся, тем легче вам будет разнообразить способы получения удовольствия. Поделитесь с ребенком своими способами получения удовольствия из своего «меню». И пусть это будет, например, запутывание ниток рядом с мамой, которая получает удовольствие от вязания.
3.Отвлекайте ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг его интересов и общение со сверстниками.Повышайте активность в движениях, в способах выражения чувств и включите в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия. Направленные на повышение чувств тела, купание, обливание, обтирание.
Что делать нельзя?
1.Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к его половым органам. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять его на долго в постели без сна, надевать тесную одежду.
2.Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по рукам малыша полутора лет. Который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу, крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела.
3.Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствуетвыключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой. Экстрактивной и мясной пище.
В заключение отметим, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы -- будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или онанизм (мастурбация), тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных отношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.
Надеемся, что у вас, уважаемые родители, хватит воли и терпения относиться к патологическим привычкам с должным вниманием. Только тогда ситуация вашего ребенка изменится в желаемую сторону.