Ученическое соуправление как условие развития лидерских качеств.


Ученическое соуправление
как условие развития лидерских качеств.

Одной из первоочередных задач в воспитательной работе является создание и развитие в школе органов ученического соуправления.
В связи с недоразвитием высших психических функций обучающихся в специальной коррекционной школе самоуправления в общепринятом смысле нет, но есть соуправление, цель которого- включение детей и подростков в социально значимую и общественно полезную деятельность.

Соуправление- это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. ( Слайд )

Дети-сироты быстро привыкают к постоянной заботе и опеке над ними, поэтому они усваивают иждивенческие тенденции в поведении. Опыт работы по соуправлению даёт возможность детям почувствовать себя в роли хозяина своей жизни, служит средством самоутверждения и самоопределения личности, развивает лидерско-организаторские навыки, что так важно для социализации воспитанников.
Наиболее ярко лидерские качества проявляются в подростковом возрасте, поэтому в детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных:
со своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;
с учением как преобладающим видом деятельности школьника;
с ситуацией лидерства;
со сложившимися отношениями со взрослыми.

Актуальность лидерства среди детей с нарушениями в развитии в том, что жизнеспособность каждого ребенка формирует особый социально-духовный опыт в самостоятельном решении жизненных задач, расширяет возможности социального творчества.
Важным аспектом социализации является развитие таких лидерских качеств, как решительность, рассудительность, умение приспосабливаться к новым условиям и требованиям, выносливость, стрессоустойчивость, позволяющие ребенку проявлять свои способности, общаться на равных, реализовывать собственные замыслы, вовлекая в них других членов группы.
Развитие лидерских качеств у детей из детского дома является актуальной проблемой современного общества, так как они способствуют развитию личности в целом и помогают пройти процесс социализации без психологических травм.
Задача педагогов суметь создать такие условия, где личность может реализовать свой лидерский потенциал.

Конечно, наши дети обладают гораздо меньшими возможностями: они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, неумение организовать свой досуг. Помимо интеллектуального недоразвития наши воспитанники отличаются сниженной эмоционально-волевой сферой, они подвержены любому влиянию, особенно негативному.

Основным полем для развития лидерских качеств является школьная детская организация, которая дифференцированно выполняет свои социально-профессиональные, воспитательные и интеграционные функции в процессах развития и социализации личности, формируя познавательные, творческие, организаторские, коммуникативные умения и способности ребенка в конкретных условиях организации совместно-продуктивного общения, совместно-творческой деятельности детей.

Школьное ученическое соуправление- одно из основных направлений работы нашей детской организации. Основные задачи его- активное вовлечение каждого воспитанника в разнообразную деятельность, обучение школьников элементам управленческой деятельности, развитие творческой индивидуальности и интеллектуального уровня каждого ребенка.

Для формирования ведущих мотивов воспитанников среднего и младшего возраста и потребности занять своё место и утвердиться в коллективе, в нашей школе создана детская общественная организация «Город Мастеров», которая состоит из обучающихся 1- 9 классов и является органом соуправления, основанным на согласии и сотрудничестве.
( Слайд )

Детская организация имеет свою символику:
- герб (Слайд)
- девиз (Слайд )
- гимн (Слайд )
- виртуальную валюту- гроши (Слайд )
Деятельность организации строится на принципах: (Слайд )
равноправия;
самоуправления;
законности;
милосердия;
инициативности;
творческого поиска.
На этих принципах реализуется содержание всей школьной деятельности, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным. Нормативно- правовой основой ( Слайд ) функционирования «Города Мастеров» являются:
Конвенция ООН о правах ребенка,
Закон РФ « Об общественных объединениях»,
Закон «Об образовании РФ»,
Гражданский кодекс РФ,
Конституция РФ,
Устав и программа детской общественной организации.
Для успешной деятельности организации совместно со взрослыми и школьниками разработана нормативная база, в том числе Положение, в котором прописаны права и обязанности членов школьного соуправления.

Структура ученического соуправления у нас в школе имеет 2 уровня (Слайд )
1 уровень. Первый уровень развивается в классных коллективах. Органы соуправления избираются для каждого вида деятельности так, чтобы все обучающиеся входили в тот или иной орган: староста, редколлегия, ответственные за спортинвентарь, мебель, библиотекарь, цветовод, физорг и т.п.
У каждого представителя классных органов соуправления есть свои обязанности.
2 уровень. Общешкольное ученическое соуправление.
В деятельности «Города Мастеров принимают участие обучающиеся классов, педагоги, работники школы- граждане города Мастеров.
Во главе города Мастеров стоит мэр, который избирается сроком на один год. Есть законодательная и представительная власти- Совет города Мастеров, в который входят:
- мэр- (Слайд)
- заместитель мэра (Слайд )
- комиссии:
«Спокойной ночи»- (Слайд)- следит за порядком в спальных комнатах, контролирует отбой;
«Мы чистюли»- (Слайд )- следит за чистотой в классах и внешним видом обучающихся;
« Живи книга»- (Слайд )- проверяет состояние учебников;
« Наш двор»- (Слайд ) -следит за порядком школьной территории;
«Редколлегия»- (Слайд )- отвечает за оформление праздников, еженедельно оформляет экран соревнований;
«Зелёный патруль»- проверяет состояние деревьев, наблюдает, чтобы дети не ломали ветки во время прогулки;
«Физорг»- с утра заряжает зарядом бодрости на целый день, проводит комплекс утренней гимнастики.

Ответственный за дежурство – (Слайд ) следит за качеством дежурства по школе, оформляет уголок дежурства.
По итогом работы комиссий подводятся итоги за неделю и оформляется экран соревнований, по окончанию учебного года на итоговой линейке победители получают ценные призы. Слайд )

Немаловажным является вовлечение ребят в трудовую деятельность посредством деловой игры «Биржа труда». Воспитанники получают гроши за выполнение несложных поручений, помощь старшим и участие в общешкольных мероприятиях. Это даёт возможность получить представление о роли работающего человека, о мире труда и экономики.
На заключительном этапе проводится ярмарка «Славянский базар», на которой воспитанники могут потратить заработанные гроши.
В рамках детской организации «Город Мастеров» работает краеведческий клуб «Патриот», где воспитанники собирают и оформляют материалы о предприятиях города, памятниках, героях-нижнеудинцах. Всё это воспитывает чувство патриотизма, бережного отношения к окружающему, людям, труду, природе.

Вся информация по работе города Мастеров отражена на стендах «Жизнь города Мастеров», «Школьный калейдоскоп».

«Умеешь трудиться- научи другого». Это девиз всех жителей города Мастеров. И при уборке территории помогают и учат других. (Слайд )

Проявить себя и реализовать свои лидерские способности воспитанники могут через участие в школьных мероприятиях, где они могут выступать в роли ведущих или работать в паре со взрослыми, перенимая опыт. (Слайды)
Это даёт возможность научиться работать с залом, развивать самостоятельность, умение принимать решения по организации праздников, оформлению сцены, подбору музыки. Воспитанники сами подбирают игры для предстоящего праздника, которые включаются в сценарий. Выступление на сцене дает им уверенность в своих силах, воспитывает чувство собственного достоинства, сглаживает комплекс неполноценности.
Как сказал известный немецкий поэт И.Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам». Слайд ( )

Совместная работа психолога, учителей и воспитателей по выработке одинаковых требований воспитания дает положительный результат. Используются методы, средства и приемы с ориентацией на современное содержание образования и воспитания: педагогическая поддержка, педагогика сотрудничества, ситуация успеха, деятельностно-созидательный подход, традиционные методы убеждения, положительный пример, упражнения, соревнования. Реализация их осуществляется через разнообразные формы работы:
Деловые, ролевые игры;
Конкурсы, викторины;
Массовые праздники;
Тренинги;
Анкетирование и тестирование;
Беседы, лекции.
Участие в городских и областных конкурсах и соревнованиях, общение со сверстниками из других школ даёт возможность адаптироваться в обществе, повышать самооценку воспитанников.
Работа по развитию лидерских качеств даёт положительные результаты по формированию и развитию таких качеств воспитанников, как сдержанность, рассудительность, инициативность. Различные виды совместной деятельности позволяют вырабатывать навыки социального взаимодействия, а также закрепляют умения брать на себя обязательства и выполнять их, подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.

С развитием соуправления непременно меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и мы, взрослые, становимся ближе друг к другу, а атмосфера в школе – родной и домашней!










































































недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;

иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;

отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни;

неумение самостоятельно организовать свой досуг.


ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, недостаточность и своеобразие словарного запаса;

равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивации к их освоению;

отсутствие стремления проявить себя;

недостаток критичности; завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний;

повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество);





Для умственно отсталых детей характерны незрелость мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей. Поставленная задача вызывает у школьников определенный мотив деятельности, который побуждает их к высказыванию, но мотив этот нестоек, быстро исчерпывается.
школьная дезадаптация - негативное отношение к школе
Любознательность и познавательный интерес
благоприятный психологический климат в классе).




Планируя мероприятия, коллектив педагогов школы ставит перед собой задачу научить жить детей в коллективе, выполнять обязанности, отстаивать права, соблюдать правила взаимоотношений в коллективе, выполнять правила поведения, уметь трудиться для себя, для коллектива. Учащиеся с большой охотой принимают участие в трудовых акциях «Помощь городу». Соуправление учащихся с отклонением в развитии мы рассматриваем как необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью соуправления создаются условия, способствующие непрерывному росту каждого школьника.


Учащиеся школы становятся активными участниками фестивалей детского художественного творчества, благотворительных акций: помощь городу, детскому саду, ветеранам школы и города.

Особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение - шефское. Старшие помогают малышам в подготовке домашнего задания, выступая в роли консультантов. Они организуют подвижные игры на площадке, эстафеты в спортивном зале, проводят зачеты по ПДД, вместе выходят на экскурсии по городу.






































1. Мастерство учителя зависит главным образом от того, в какой мере учитываются социально-психологические факторы развития коллектива и на какой нравственной основе развёртывается детское самоуправление.

2. необходимо знать скрытые пружины детского общения, характер притязаний, интересов, мотивов поведения – без этого невозможно развивать детскую активность.

3. Следует завоевать доверие учеников – это первое условие в развитии детской самостоятельности. Развивать самоуправление – значит постоянно учить школьников правильному разрешению возникающих противоречий, устранению недостатков, преодолению трудностей. Смысл самоуправления – в формировании инициативы и самостоятельности учащихся.

4. Необходимо привлекать к управлению жизнью класса как можно больше учащихся, не ограничиваться узким кругом актива. Помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников – это задача коллектива.

Большую роль при организации самоуправления имеет работа с лидерами, но при этом надо помнить, что:

1. Роль лидера далеко не всегда соответствует его интеллектуальной и нравственной ценности , и задача педагога – путём постоянного обогащения жизни детей полезными делами, повышения нравственных требований, добиться, чтобы это соответствие было полноценным.

2. В одних занятиях школьник может лидировать, а в других быть рядовым. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы утвердить в коллективе правило: кто лучше умеет, тот и возглавит. Необходимо превратить это правило в норму деятельности, приучить школьников оценивать товарищей по тому, как они относятся к общему делу, насколько им дорого нравственное здоровье класса, школы в целом.

Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы 8 вида имеет довольно сложную структуру. Это определено двумя причинами:

-разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;

- неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.

В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а учитель берет на себя педагогическое руководство.










13PAGE 15


13PAGE 14215




15