О СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТУДЕНТОВ ЛУКОЯНОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

О сотрудничестве студентов Лукояновского педагогического колледжа со специализированными учреждениями для детей, нуждающихся
в социальной реабилитации

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это Управление социальной защиты населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи.
Профилактика девиантного поведения детей и подростков является обязанностью, повседневной составляющей работы всех социальных организаций и учреждений.
В Лукояновском педагогическом колледже накоплен определенный опыт взаимодействия студентов выпускных групп и специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
Совместная работа осуществляется в рамках выполнения выпускных квалификационных работ, прохождения практики по организации летнего отдыха детей. Так, в 2013 – 2014 г. к защите были представлены следующие дипломные исследования по темам: «Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально – реабилитационных центрах», «Индивидуальные и возрастные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении», «Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей с нарушениями в поведении» и др.
Работая над экспериментальной частью ВКР, студенты сотрудничают с районным Департаментом образования, с работниками правоохранительных органов, управлением социальной защиты населения. Совместно с руководителями выпускных квалификационных исследований, практическим психологом, социальным педагогом студенты проводят анкетирование, анализ и обобщение рабочих материалов, организуют индивидуальную работу с трудными подростками, вырабатывают практические рекомендации.
Своеобразной экспериментальной площадкой для студенческих исследований стал Разинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Центр действует на основании Устава, утвержденного департаментом социальной защиты населения Нижегородской области.
Предметом деятельности социально - реабилитационного центра является социальное обслуживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Основная цель, которую преследует данное учреждение - это обеспечение социальной помощи - реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. Центр предназначен для детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет и рассчитан на 35 человек.
В учреждение принимаются несовершеннолетние:
- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
- проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившиеся или подкинутые;
- самовольно оставившие семью;
- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшиеся в той или иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.
На базе Разинского социально - реабилитационного центра в конце учебного года, приступает к работе летний оздоровительный лагерь для детей, нуждающихся в особой заботе государства. В течение 3 месяцев руководство лагеря организует 4 смены, в результате которых корректируется поведение детей, оказывается медицинская помощь. Создаются условия для осуществления коррекции "педагогической зависимости" детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.
В качестве вожатых в данный центр направляются студенты педагогического колледжа. Ребята используют различные формы влияния на трудных подростков: организуют различные мероприятия, способствующие духовному росту детей, при поддержке районной администрации и департамента образования устраивают выезды детей на художественные выставки, концерты в районный центр, г. Арзамас, Н-Новгород.
При организации и планировании летнего отдыха особое внимание обращается на устройство подростков, состоящих на учете в милиции и проживающих в неблагополучных семьях. Для них ежегодно на базе ДОЦ «Лесная сказка» организуется смена «Трудный подросток», где не только отдыхают, но и работают мальчики подросткового возраста Лукояновского, Шатковского, Гагинского, Первомайского, Б – Болдинского, Дивеевского районов. На протяжении всей смены с ребятами работают педагоги, психологи, медики, сотрудники правоохранительных органов. Студенты – практиканты ЛПК активно участвуют в проведении профилактической работы с такими детьми, организуют культурно – массовые мероприятия в течение дня, вечера отдыха, походы, спортивные мероприятия, конкурсы.
Семья является стартовой площадкой в жизни каждого человека и во многом определяет его дальнейшую судьбу. Поэтому одним из направлений профилактической и коррекционной работы является взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка.
Для реализации данной цели на базе ДОЛ «Лесная сказка» ежегодно организуется областная профильная реабилитационная смена совместного отдыха детей и их родителей «Диалог».
Целью осуществляемого проекта является создание условий для оздоровления подростков и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации и формирование навыков конструктивного общения, потребности в здоровом образе жизни.
Организаторы экспериментальной смены решают следующие задачи:
- развивать у подростков и их родителей навыки саморегуляции, установления и поддержания межличностных контактов;
- формировать позитивное отношение к себе, адекватную самооценку, развивать ресурсы личности, потребность в здоровом образе жизни.
Тестирование, беседы с участниками проекта – педагогами, детьми и их родителями – позволили прийти к следующим выводам: подобная форма коррекции асоциального поведения детей и подростков, а также их родителей способствует:
- оздоровлению подростков и их родителей;
- развитию социального опыта детей, повышению их самооценки;
- освоению детьми конструктивных форм общения;
- раскрытию положительных личностных качеств подростков;
- развитию потребности в здоровом образе жизни;
- повышению психолого-педагогической компетенции родителей;
- улучшение эмоциональной атмосферы семьи;
- приобретению родителями навыков ненасильственного общения с подростками;
- развитию навыков сотрудничества.
В рамках областной целевой программы "Молодежь Нижегородской области" реализуется проект "Дворовая практика".
Данная программа стартовала в г. Лукоянове и Лукояновском районе летом 2007 года.
Цель её - организация деятельности временных студенческих отрядов для работы с детьми и молодежью по месту жительства в каникулярный период,
В рамках реализации программы ежегодно создается от 7 до 10 экспериментальных площадок при общеобразовательных школах.
Департамент образования Нижегородской области проводит областную обучающую профильную смену, в рамках которой студенты ЛПК готовятся для организации работы с подростками и молодежью по месту жительства в Лукояновском районе. Все они участвуют в организации содержательного и интересного летнего досуга детей и молодежи, профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде. (Охват детей в 2014 году составил 128 чел.).
Участие в проектах наглядно убедило нас в том, что своевременная профилактика и коррекция благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка как личности, формирование его активной жизненной позиции.

15