Методические рекомендации Разработка рабочей программы педагога дополнительного образования


Разработка рабочей программы педагога дополнительного образования
Методические рекомендации
составитель: Оксана Ивановна Пинжина – методист МБО ДО Станция туристов

2017

Мысковский ГО 2017

Содержание:
Введение…………………………………………………………………....3
Технология разработки рабочей программы……………………….…....4
Приложение 1 (Титульный лист)………………………………………....6
Приложение 2 (Учебный план) …………………………………………..7
Приложение 3 (Календарно-тематический план)…………………….....8
Приложение 4 (План воспитательной работы)……………………….…9
Литература…………………………………………………………………9

ВВЕДЕНИЕ

В МБО ДО Станция туристов разработано «Положение о документации педагога дополнительного образования», в котором указано, что документом, регламентирующим работу педагога в объединении, является рабочая программа педагога дополнительного образования на текущий учебный год. Для оптимизации деятельности педагога дополнительного образования были разработаны методические рекомендации по составлению рабочей программы и предложена ее структура.
Целью рабочей программы является разработка конкретной тактики деятельности, учитывающей все реалии: состав группы, возможности обучающихся, тематику учебного года, организационные и содержательные приоритеты работы детского объединения дополнительного образования. Она отражает особенности обучения в текущем году в соответствии с планом работы организации, расписанием занятий и количеством учебных недель в году. В рабочей программе педагог отражает выполнение дополнительной общеобразовательной программы в течение учебного года с учетом календарных сроков и организационных особенностей (например – каникул). В этом случае рабочая программа обеспечивает реализацию дополнительной общеобразовательной программы в полном объеме.
Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год для каждой учебной группы. Она является индивидуальным инструментом педагога дополнительного образования, с помощью которого он выбирает оптимальные и наиболее эффективные для каждого состава обучающихся (определенного детского объединения, определенной возрастной категории) содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенной в дополнительной общеобразовательной программе целью и результатами обучения, а также формы мониторинга и последовательность изучения тем.
В течение учебного года допускается корректировка рабочей программы. Изменения и дополнения в рабочую программу вносятся в Лист корректировки.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на основе реализуемой им дополнительной общеобразовательной программы.
Цель рабочей программы — планирование, организация и управление учебно-воспитательным процессом в детском объединении в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Задачи программы:
определить содержание, объем, порядок реализации общеобразовательной программы дополнительного образования детей с учетом ее целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательной организации и контингента обучающихся;
разработать методы контроля и оценки усвоения общеобразовательной программы;
обеспечить успешность реализации программы и выполнение плана воспитательных мероприятий.
Структура программы включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
пояснительная записка;
учебный план;
календарно-тематический план;
план воспитательной работы;
методическое обеспечение образовательного процесса;
формы мониторинга образовательной деятельности;
лист коррекции;
анализ выполнения рабочей программы.
Титульный лист - структурный элемент программы, на котором указывается сведения об образовательной организации, объединении и педагоге, реализующем программы (Приложение 1).
Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий
актуальность изучения данного курса, его специфику. В пояснительной записке дается обоснование общеобразовательной программы, реализуемой в объединении, цель и задачи работы, характеристика детского объединения.
Учебный план – структурный элемент программы, составленный в виде таблицы, содержащий наименование разделов и тем программы, общее количество часов по разделу и теме, количество часов теории, практики, контроля (Приложение 2).
Календарно-тематический план – структурный элемент программы, составленный в виде таблицы, содержащий наименование темы каждого занятия, общее количество часов, количество часов теории, практики, контроля, дату проведения занятия (Приложение 3).
План воспитательной работы – структурный элемент программы, составленный в виде таблицы, в которую вносятся мероприятия воспитательной направленности, планируемые в работе детского объединения на учебный год (Приложение 4).
Методическое обеспечение образовательного процесса – структурный элемент программы, содержащий перечень методических разработок, используемых педагогом в течение учебного года (конспектов учебных занятий, методических пособий, рекомендаций, учебных пособий, дидактического материала).
Оформление рабочей программы.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Рабочая программа рассматривается методическим советом, утверждается приказом директора МБО ДО Станция туристов ежегодно до 15 сентября.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы и утверждены подписью заместителя директора по учебно-воспитательной работе.



Приложение 1

Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования Станция туристов
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № ____
от «__»_______20___ г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБО ДО
Станция туристов
_______________ В.А. Репин
Приказ № «___» _________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017 – 2018 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«СКАУТЫ-КРАЕВЕДЫ»

Номер группы – СК 2 - П
Составитель: Пинжина О.И.
педагог дополнительного образования


Мысковский городской округ 2017
Приложение 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (образец)
по программе «Скауты-краеведы» 2 года обучения.
(Учебная нагрузка 9 часов в неделю.)

п/п Наименование тем и разделов. Кол-во часов Теория Практика контроль
1. Скаутская деятельность 151 16 132 3
1.1. Планирование деятельность скаутского объединения 9 3 6 -
1.2. Социально значимая деятельность 20 - 20 -
1.3. 1.4. 2. Скаутские специальности 30 8 19 3
2.1. Знакомство со скаутскими специальностями 4 4 - -
2.2. Экскурсия 10 2 8 0
2.3 2.4. 3. х х х х
3.1. 3.2. 3.3. 4. х х х х
4.1. 4.2. ИТОГО: 324 88 221 15



Приложение 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (образец)
по программе «Скауты-краеведы» 1 года обучения. (Учебная нагрузка 9 часов в неделю.)

зан №
п/п Наименование тем и разделов. Кол-во часов Теория Прак-тика Конт-роль Дата занятия
1. Скаутская организация. История и традиции. 7 4 3 3 1 1.1.
4.1.
5.1. История скаутинга. Основоположники скаутского движения: Р. Баден-Пауэлл, Э. Сетон-Томпсон.
Подвижные игры.
Строевая подготовка. 1
1
1 1 1
1 2 1.2.
5.2. Возрождение скаутского движения в России. Скаутинг сегодня.
Строевая подготовка. 2
1 1 1
1 3 1.3.
4.2.
6.1. Фундаментальные принципы скаутского движения, его цели.
Подвижные игры.
Полоса препятствий. 1
1
1 1 1
1 4 1.4. Скаутское обещание и законы. Скаутские традиции и ритуалы.
Подвижные игры. 3
1 2
5 9.1.
4.3.
5.3. Практическое занятие на местности.
Подвижные игры.
Строевая подготовка 4
1
1 4
1
1 2. Туристская подготовка. 65 19 46
Приложение № 4
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (образец)
Сроки выполнения Воспитательная работа Организация каникул Традиционные мероприятия Демонстрация успешности Работа с родителями


Литература
1. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р.
2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» - М. : 2013. – 238 с.
3. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова //
Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 567 - 572.