Программа исследовательского проекта Растения в государственной символике


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов.
Метод проектов – это педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.
В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Исследовательские проекты ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов (исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих), средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки и творческих областей.
Для достижения поставленной цели, используются научно-популярная литература, периодика, ресурсы Интернет, проводятся самостоятельные исследования и эксперименты учащихся, строятся модели. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года при изучении курса 1 час в неделю.
Этот проект актуален для практической жизни и вместе с тем требует привлечения знаний учащихся не только по одному предмету, но и по другим дисциплинам.
Каждый субъект нашего государства имеет символы своего суверенитета – главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.
Символы субъекта – это отличительный знак, по которым он узнаётся во всём мире и является олицетворением национальных традиций.
Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику, как своего субъекта, так и государства. Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох.
Кроме того, знакомство с символами подводит нас к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.
Каждая семья может составить свой герб.
Комплексная цель занятия:формирование умения интегрировать знания по биологии, географии и истории для объяснения смысла и значения растений в гербах стран. Продолжить формированиеумения работать в группе, навыков публичного выступления.
Цели работы: изучить символику государств, где присутствуют растения.
Задачи:
1. Дать краткую характеристику государственным символам, в которых присутствуют растения.
2. Узнать какое значение имеют растения в данных символах.
3. Разработать тетрадь по теме: «Как составить герб своей семьи».
4. Создания и форматирования документов с помощью программы Microsoft Word;
Показатели реализации задач каждого этапа и измерители достижения результатов.
На 1-м этапе – уровень усвоения учащимися первичных знаний о геральдикееё истории.
На 2-м этапе – сформулировать понятие о разновидности гербов и символов на них.
На 3-м этапе – сформулировать понятие о растениях в государственной символике и применить знания к практическим занятиям.
Содержание данной программы ориентируют учащихся на различные виды деятельности, обеспечивают единство образного и логического познания, позволяют выработать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам. Задания рубрик предполагают общение, обмен информацией, дискуссии, игры.
Курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 35 часов.
Учебно-тематический план
№ Название тем курса Всего
часов В том числе Формы
контроля
лекции практич.
работы 1
2
3
4
5
6
Введение
От теории к истории
Фигуры на щите: геральдические и негеральдические
Щиты, фигуры, антураж. Эмблемы и символы
Атрибуты герба
Эскиз герба своей семьи 1
3
9
10
10
2
1
3
7
8
10
0
2
2
0
2
Лекция
Лекции
Практическая работа, презентация
Практические работы,
презентации
Лекции
Практическая работа
Итого 35 19 16 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение 1(ч)
От теории к истории (3ч)
Говорящие картинки. Герб, эмблема, символ. Рыцарство и зарождение гербов. От похода к турниру. От множества к единству, герб в антураже, щит его деления, его покрытия.
Фигуры на щите: геральдические и негеральдические (9ч)
От бога к человеку. Человек - конь и человек – рыба, с женским ликом и телом. Лев и леопард, леопард и лилия. Лошадь одомашненная дикая и фантастическая, баран и ягненок . Об одной и о двух головах, черный и белый. Голубь мира, змея – мудрость или коварство, два обличия дракона. Дуб и ель, белая и алая, звезды и солнце, крест и полумесяц. Державное «яблоко», венок, венец и корона. Три вида свастики, особые фигуры, контур и время. В быту и в исскустве, геральдика цеха и города, новые времена – новые гербы, от прошлого к настоящему.
Щиты, фигуры, антураж. Эмблемы и символы (10ч)
Франция. Великобритания. Германия. США. Россия, «Герб - России – вехи истории», история развития государственной символики России.
Атрибуты герба. (10ч)
Щит – металл – финифть – мех, деление щита его топография. Геральдические фигуры, фигуры почетные или константные, кресты. Уменьшенные и повторенные почетные фигуры, геральдические фигуры, образованные за счет деления щита. Второстепенные геральдические фигуры, фигуры естественные, прежде всего – животное царство, фигуры искусственные, виды растений в государственной символике.
Эскиз герба своей семьи (2ч)
Практическая работа по изученному материалу.
Тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Всего
часов Количество часов
теоретические практические
1 Введение 1 1 2 Тема «От теории к истории»
Говорящие картинки 3
1 3
1 3 Герб, эмблема, символ 1 1 4 Рыцарство и зарождение гербов 1 1 5 Тема 2 «Фигуры на щите: геральдические и негеральдические»
От Бога к Человеку 9
1 7
1 2
6 Разновидности животных на гербе 1 1 7 Венок 1 1 8 Венец и корона (презентация) 1 1
9 Особые фигуры 1 1 10 Контур и время 1 1 11 В быту и в исскустве 1 1
12 Новые времена - новые черты 1 1 13 От прошлого к настоящему 1 1 14 Тема 3 «Щиты, фигуры, антураж»
Франция 10
1 8
1 2
15 Великобритания 1 1 16 Германия 1 1 17 Различие гербов 3 стран 1 1
18 США 1 1 19 Герб России – вехи истории 1 1 20 Возникновение российского герба 1 1
21 Новые символы империи 1 1 22 Современная Россия 1 1 23 История развития государственной символики России 1 1 24 Тема 4 «Атрибуты герба»
Щит – металл – финифть - мех 10
1 10
1 25 Деление щита и его топография 1 1 26 Геральдические фигуры 1 1 27 Уменьшенные и повторенные почетные фигуры 1 1 28 Образование за счет деления щита 1 1 29 Второстепенные геральдические фигуры 1 1 30 Фигуры естественные 1 1 31 Прежде всего – животное царство 1 1 32 Фигуры искусственные 1 1 33 Виды растений в государственной символике 1 1 34 Тема 5 «Эскиз герба своей семьи»
Создание герба своей семьи 2
1 2
1
35 Презентация герба 1
ИТОГО:
35 29 6
Календарно-тематическое планирование
Месяц №
урока Тема урока Количество часов
теоретические практические
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
М
А
Р
Т
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й 1 Ведение 1 2 От теории к истории
Говорящие картинки 1 3 Герб, эмблема, символ 1 4 Рыцарство и зарождение гербов 1 5 Фигуры на щите: геральдические и негеральдические
От Бога к Человеку 1 6 Разновидности животных на гербе 1 7 Венок 1 8 Венец и корона 1
9 Особые фигуры 1 10 Контур и время 1 11 В быту и в исскустве 1
12 Новые времена – новые черты 1 13 От прошлого к настоящему 1 14 Щиты, фигуры, антураж. Эмблемы и символы.
Франция 1 15 Великобритания 1 16 Германия 1 17 Различия гербов 3 стран 1
18 США 1 19 Герб России – вехи истории 1 20 Возникновение российского герба 1
21 Новые символы империи 1 22 Современная Россия 1 23 История развития государственной символики России 1 24 Атрибуты герба
Щит – металл – финифть - мех 1 25 Деление щита и его топография 1 26 Геральдические фигуры 1 27 Уменьшенные и повторенные почетные фигуры 1 28 Образование за счет деление щита 1 29 Второстепенные геральдические фигуры 1 30 Фигуры естественные 1 31 Прежде всего – животное царство 1 32 Фигуры искусственные 1 33 Виды растений 1 34 Эскиз герба своей семьи
Создание герба своей семьи 1
35 Презентация герба своей семьи 1
Итого: 29 6
Литература для учителя
1.Велибоков Г., Медведев М. Геральдический альбом. // Вокруг света, 1990, № 2, 4 ,7.
2.Гольцова Г.И., Зайцев В.Н. Частная фармакогнозия. – Нижний Новгород, 2003.
3.Государственная символика России. История и современность / И.В. Можейко, Н.А.
Сивова. – М.: ЦНСО, 2003.
4.Драчук В.С. Рассказывает геральдика. – М.: Книга, 1997.
5.Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высшая
школа, 1992.
6.Лакиер А. Б. Русская геральдика. – М.: Книга, 1990.
7.Муравьева Д.А. Фармакогнозия: Учебник. 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1991.
8.Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.:
«ТИД «Русское слово – РС», 2002.
9.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб.
Флаг. – М.: ВАКО, 2005.
10.Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной
символики России. – М.: Панорама, 1993.
11.Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения:
учебное пособие / Под ред. Г.П. Яковлева. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2010.
12.Энциклопедия: Символы, знаки, эмблемы / Авт.-сост. В. Андреева и др. – М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Литература для учащихся
Вилинбахов Г.В. Родословная российского герба // Родина, 1997, №1.
Голованова М.П. Герб – флаг – гимн России. Издательство “Росмен”. 2005г.
История герба России. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. www.ru.wikipedia.org/wiki/ Ривина Е. К. Знакомим младших школьников с государственными символами России. М., 2005 г.
Синова И. В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника. – СПб.: издательский дом «Литера», 2006.
Учебный модуль « Герб России».
Диск ДВД « Государственная символика России»
Велибоков Г., Медведев М. Геральдический альбом. // Вокруг света, 1990, № 2, 4 ,7.
Страны мира: краткий политико-экономический справочник. – М.: Изд. Политлитература, 1999.
Энциклопедия для детей. Т.2. – М.: «Аванта», 1994, с. 217–307