Элементы природы в символике государств (разработка классного часа)

Элементы природы в символике различных государств

Цель: познакомить ребят с применением различных природных объектов в государственной символике различных стран, а также в символике родного края: Орловской области и г.Ливны.
Оборудование: Изображения орла (беркута), льва (общий и крупный план), гербы Франции, Англии, Византии, Древнего Рима, Российской Федерации, Орловской области, г.Ливны, г.Берлина, г.Севастополя, Флоренции, репродукция картины Рафаэля «Святой Георгий побеждающий змия», костюмы Св.Георгия, принцессы, змея, ходоков, девушек, конь.
Тип: классный час общения
Ход классного часа:
1. Водное слово педагога: Природа – неотъемлемая часть существования человека. И он – человек – частица природы. С глубокой древности растения и животные окружали человека и у некоторых народов становились объектами поклонения, отличавшими одно племя от другого, один от другого отличавшими разные роды, т.е. появлялись «тотемы» (с языка одного из североамериканского индийского племени переводится как «его род»).
Ученик 1. Например, в могильниках племен, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина; у племен степей – фигурки змеи; лесных племен – медведя, оленя, или волка.
Ученик 2. Такой же характер носят изображения растений – ели на Европейском Севере, оливы – в Средиземноморье, лотоса – в Северной Африке и Южной Азии.
Ученик 3. Были подобные символы и в древнейших государствах. Их можно увидеть на табличках с печатями и первых монетах. Даже в VII веке до н.э. так, на печатях Древнего Египта появились изображения богов и священных животных. На монетах Афин изображали сову – птицу богини Афины, Эгины – черепаху, Пантикапея – мифического грифона.
Педагог: Позже появилась государственная символика. А что относится к государственным символам (герб, флаг, гимн).
А знаете ли вы, ребята, как называется наука, занимающаяся изучением гербов? (гербоведение, геральдика)
Правильно. Геральдика – наука о гербах очень интересна и увлекательна. Знающего и внимательного человека герб может посвятить во многое, в том числе о многом могут рассказать и растения и животные. Ведь их появление на гербе или флаге той или иной страны, области или города не случайно и имеет весомое значение.
Ученик 4. Все фигуры имеют четкое значение: лев - отвага, гнев, великодушие, мощь, власть и силу; роза – чистота и святость, лилия – расцвет (королевский и государственный французский герб), гриф – свирепость, единорог – непобедимость, орел – символизирует власть, гордость и независимость (рассказ сопровождается демонстрацией гербов различных государств, имеющих в символике эти элементы)
Педагог: Ребята, а как вы думаете, почему именно эти животные и растения оказались достойными представлять в своем обличии целые страны, взирая с их гербов и развеваясь на флагах? (Дискуссия, в ходе которой выясняем, что у каждого из этих представителей колоритная «внешность», достойный, особый образ жизни и, даже, загадочная легенда.
Ученик 5. Лев – царь зверей. Кто с этим не согласится! Молва утверждает, что льва называют царем за то, что он может, не моргая смотреть на лучезарное светило, так устроены его глаза.
Но лев – прежде всего обличьем царь. «Высок» взгляд его. Он смотрит куда-то поверх вашей головы, словно не замечая вас. Выражение его морды величественно и сосредоточенно.
У льва – грива. У львицы гривы не бывает. Сейчас львы уцелели только в Африке (общим числом около 150 тысяч), да в Индии (в заповедниках их около 200)
Ученик 6. Львиная грива, в общем-то, единственный, внушительный признак, указывающий на власть льва: она ему и скипетр, и бунчук, и держава. Гривы бывают разные: могут быть скромным воротником, но бывает другой – мощной и страшной, венчает спереди как запущенная стрижка, широкий лоб, а затем окутывает шею и снизу по брюху топорщится (показ фотографии)
У льва не рев – «гром небесный» Но чаще львы обходятся рычанием не в полную силу (тоже весьма впечатляющим) и странными звуками, которые, кажется, не из горла исходят, а зарождаются в брюхе, т.е. чревовещательными. Это обычные «разговорчики» в прайде. Благодаря мультфильму «Король лев» многие знают, что прайд – это большая семья, в которой несколько зверей: самец (обычно один взрослый, но иногда 2-3), самка, детеныши, молодые львы – в иных прайдах до 18 и даже до 30 львов. Разновозрастные дети – под всеобщим контролем и опекой. Общее руководство осуществляет старый лев – глава семьи.
Ученик 7. К вечеру прайд выходит на охоту. Вначале львы идут важные, даже надменные, не спешат. Конечно, антилопы не торопятся выказать верноподданнические чувства, а напротив, сообразив, что львы идут «по их души», несутся в панике куда попало.
Ночь наступает. Странно действует темнота на львов: они нервничают, движения их порывисты, быстры. Надо полагать, мир, освещенный луной и звездами, кажется им особенно прекрасным. соответственно улучшается и аппетит. Но звери никогда не забывают, что они – львы. Подумайте, какому охотнику придет в голову подбираться к дичи с той же стороны, с какой и ветер дует? А лев делает именно так. Он еще и порычит, чтобы сильным голосом своим напугать жертву. Ибо привык, что его подобает бояться.
Ученик 8. Орла часто называют «царями птиц». Как и любая другая хищная птица, орел наделен особым «вооружением». Это изогнутый острым крюком клюв, рвущий добычу на куски, когти, в мертвой хватке пронзающие жертву, - оружие наступательного типа. Орлы – птицы знаменитые. Издавна, орлы были символом мужества и силы, могущества и власти, изображения этой птицы красовалась и красуется на гербах государств и городов.
И в то же время орел – понятие несколько абстрактное. Просто орлов не бывает, есть разные орлы. И называются они по-разному, и ведут себя по-разному. (Демонстрация и название). Это белокрылый орлан, орлан – белохвост, степной орел, орел – могильник. И, наконец, самый знаменитый орел – беркут. Орел типичный. Может быть этой птице – ее мощи и размерам, гордой голове и грозному взгляду, стальным когтям и плавному полету, - орлы прославились в веках и сейчас еще столь знамениты.
Ученик 9. могучая птица. Размах крыльев его до двух метров, длина – до метра, вес – более шести с половиной килограммов. И естественно, что гнездо его (вернее гнезда, потому что беркуты делают несколько гнезд, каждый год меняя место жительства, но периодически возвращаясь на старые места) тоже огромное – до двух метров в высоту и до трех в диаметре. Гнезда располагаются на скалах или на крепких многолетних деревьях, и в них самка выводит одного – двух беркутят.
Ученик 10. Видимо поэтому, благодаря внушительным данным и особому образу жизни еще у древних греков, орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия. Он считался важнейшим спутником верховного бога Зевса, его посланцем. Орел олицетворял связь мира богов и людей, неба и земли. Его наделяли необычными способностями. Полагали, например, что он может лететь навстречу солнцу, смотря прямо на него. Позже орел стал символом солнца.
У многих городов говорящие гербы. На гербе Берлина – медведь (от западнославянского «Берл» - медведь), Флоренции – лилия – символ расцвета.
Педагог: А знаете ли вы, ребята, какова история возникновения изображения орла и почему изображают на гербах многих государств мира, в том числе и в России двуглавого орла? (Выслушиваются мнения ребят. А теперь, послушайте, как это было в действительности)
Ученик: Впервые орел появился на гербах Римской империи (как священная птица бога Юпитера) при Юлии Цезаре. Он олицетворял силу и могущество государства.
А двуглавый орел появился при императоре Константине еще в 330 году в Константинополе. Эта новая эмблема – черный двуглавый орел на золотом фоне – означала символ власти императора над Западом и Востоком империи. Двуглавый орел сохранился и как герб Византийской империи.
Позже две головы орла, обращенные в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на сточке Европы и Азии.
Со временем от византийского и римского орлов произошли гербы многих империй, в том числе и герб Российской Федерации (двуглавый черный) (демонстрация герба РФ). В нашей стране он со времен Ивана III , символизирует мощь и независимость страны.
Педагог: Ребята, обратите внимание на нижнюю часть герба Российской Федерации. Здесь тоже можно увидеть еще несколько колоритных фигур. Это Всадник, поражающий копьем дракона. Еще в сказаниях и легендах, а также в русских народных сказках, знакомых вам с самого раннего детства, дракон или змий – всегда воплощение зла, разрушающего домашний уют, очаг и мир.
Всадник на коне - Святой Георгий, почитаемый во многих частях мира. Ему поклонялись как мученику и воину. Его писали многие художники (демонстрация репродукции картины Рафаэля «Святой Георгий, побеждающий дракона») О чудесах Святого Георгия существует много сказаний. Вот одно из них:
Инсценировка. Действующие лица: змий, Святой Георгий, ходоки, царевна, девушки, автор.
Автор: Некогда в Палестине жила царевна, и случилось так, что в окрестном озере объявился змий (к озеру подходят ходоки, оттуда выползает змий)
Змий: Если вы, жалкие людишки, не отдадите мне на съедение вашу царевну, я напущу на вас мор, а города ваши сожгу, и ветер развеет их пепел.
Автор: Испугались люди; и царевну жаль, и самим погибать не хочется. И решили они обратиться к Святому Георгию, попросить защиты от змия лютого, защитить и детей своих и жилища, и спасти прекрасную царевну.
Ходоки: (приходят к Святому Георгию) Молим тебя, Святой Георгий о спасении. Объявился в нашем озере змий проклятый. Велел он нам отдать нашу царевну на съедение, а иначе напустит он на нас мор, города наши сожжет, а ветер развеет их пепел.
Святой Георгий: Не бывать этому! (уезжает)
В это время девушки ведут царевну к змию. Врывается Святой Георгий. Битва. Все спасены. Ура!
Автор: Так закончилась битва Святого Георгия, в которого верили и которому поклонялись многие народы.
Педагог: Ребята, правда, такой персонаж, как Святой Георгий достаточно занял свое место в гербе нашего государства.

От герба Российского перейдем к знакомству с гербом нашей славной области и города. Ведь любовь к своей Отчизне всегда начинается с любви к тому месту, где ты родился, где ты живешь с семьей и друзьями. Во многих городах герб тоже «говорящий». А где вы видели герб нашей области и города? Где можно их встретить?
До 26 мая 2005года герб нашего города был таким: (демонстрация, его описание)
Ученик: «В верхней части щита - герб Орловский, в нижней части – три летящие перепелки в золотом поле, которыми сия сторона отменно изобилует»
Педагог: Этот герб был принят 16 августа 1781 г. А в мае 2005 года были внесены изменения и теперь он имеет следующий вид: (демонстрация и комментарии ученика)
Ученик: Нынешний герб г. Ливны – это уважение к многовековой истории города, его героическому прошлому, культурным традициям. Это в золотом поле три летящие перепелки. Изображение летящей птицы на гербе – это символ свободы, золотое поле – символ богатства, благополучия и интеллекта жителей города, червленый (красный цвет) перепелок – героическое прошлое нашего города. Серебряный клюв, глаза и лапки птиц – символ благородства жителей города.
Педагог: Как видите, ребята, наш город имеет достойный герб, и вы можете гордиться, что живете в таком городе. Какие впечатления вы получили в ходе нашего разговора? Что вы узнали нового? Что вам хотелось бы еще узнать о гербах? О каких именно? (беседа с детьми об их впечатлениях).
Сегодня у вас будет творческое домашнее задание по выбору:
1. Найти рисунки, статьи, стихи о гербах Орловской области и города Ливны.
2. Нарисовать рисунок, в котором присутствует герб нашего города или области.
3. Подумать и попробовать создать герб нашего родного поселка (поселка Сахзаводской)
Наше общение хотелось бы закончить следующими строками:
История гербов неоднозначна,
О многом он нам может рассказать.
Здесь сочетаются всегда удачно
Змея и лилия, амбиции и власть.

В гербе имеет все свое значение:
Цвет, форма и размер голов,
В них многое находит применение
И горд величественный взгляд орлов.

На алом фоне, золотом иль черном
Ваял гербы умелец – человек.
И герб сопровождает мир и войны,
Встречая век за веком новый век
15