Внеклассное мероприятие на тему Ярмарочные гуляния


Русская ярмарка
сценарий праздника в начальной школе
(3 – 4 класс)
Подготовила
учитель начальной школы
Авдеева Инна Викторовна
Город Чехов 2016 год
Цели:
познакомить детей с народными промыслами, традициями русских народных праздников; воспитание уважения к истории своего народа, патриотизма; развитие творческих способностей детей.
Оформление: зал украшен работами детей, выполненными на уроках рисования (в технике гжельской, хохломской, городецкой росписи, дымковские игрушки), а также различными предметами народных промыслов.

Все дети одеты в русские народные костюмы.
Ход праздника:
Костюмированное представление «Петрушки» И. Стравинского.
1.  Вступление.
Ведущий: Внимание, внимание!
Народное гуляние!
Торопись, честной народ,
Всех нас ярмарка зовет!
Зазывалы: Эй, народ честной да удачливый!
На нашу ярмарку поворачивай!
Все ряды с утра позахвачены,
Уйма всякого добра, всякой всячины!
Иди в ряды торговые,
Товары выбирай,
Приди домой с обновою –
Носи и вспоминай!
Что душа твоя желает –
Всё на ярмарке найдешь,
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдёшь!
Выходят торговцы – коробейники:
Коробейник (1)
Российские жители,
Товаров не хотите ли?
У нас товары дивны-
Доставайте гривны.
Купцы-голубчики,
Вынимайте рубчики.
Скупые, алтынники?
Где ваши полтинники?
Будем дело зачинать,
Ярмарку начинать!
Коробейник (2)
Жители провинциальные,
Ближние и дальние,
Немцы-лекари,
Латыши-аптекари,
Французы, итальянцы
И американцы,
Российские бояре,
Казанские татары,
Подходи сюда, народ,
Ярмарка идёт.
Коробейник (3)
Я принёс в честь праздника
Угощение разное:
Прянички и бублики
Для почтенной публики.
Лучше нету радости
Для ребят, чем сладости.
2.  Народные промыслы.
Ведущий: Пожалуйте к нам, гости дорогие!
Не скучайте, веселитесь!
На Руси промыслов разных много,
Тех, что глаз радуют и пользу приносят.
- Вот здесь у нас товары из слободы Дымково, что недалеко от города Вятки.
Ученики:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах,
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой ДымковаРастают навсегда!
Ведущий: А здесь кружевные узоры!
Ученик: Кружева в стрекозиных крыльяхИ в летящих сквозных облаках.В паутине воздушной лесной,В невесомой тени вырезной,Кружит лист кружевной надо мной,Заплелась кружевами траваКружева… кружева… кружева.
Ведущий: А как называется эта удивительно красиво расписанная посуда? (Гжель)
Ученик:
Ритмы сине-белых чудных красокНеба синь и белая метельПодмосковье - ты всегда прекрасно,Это наша сказочная гжель.Гжель, гжель, сказочная гжель.Песня задушевная, песня хорошая.Словно белая метель синие цветы запорошила.
Ведущий: Где же делают такие красивые платки? (в Павловом Посаде)
Ученик:
А мы все идем, вновь вперед и вперед,Дорога нас в Павлов Посад приведет.Что за чудо-узор, что за краски вокруг -Это поле, цветы, словно солнечный луг!Эту русскую сказку каждый видеть тут рад!Эта сказка с названием Павлов Посад!
Ведущий: Ребята, вы узнаете эти расписные ложки?
Ученик:
Кисть хохломская, большое спасибо!Сказывай сказку для радости жизни!Ты, как душа у народа красива!Ты, как и люди служишь Отчизне!Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Ученик:
Сколько сказочных мест у России!Городов у России не счесть.Может, где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
Ведущий: Вот сколько в России разных народных промыслов! А создавали всё это «золотые» руки русских умельцев.
3.  Игровая часть.
На нашей ярмарке можно и корову купить, и поторговаться!
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал» (см. приложение).
  Ведущий: А некоторые приезжали на ярмарку, чтобы найти себе работников.
Поиграем в игру «Царь и работники».
Все ребята объединяются в тройки, походят к «царю» и пантомимой показывают, какую работу они умеют выполнять. Если «царь» угадывает, то он берет их в работники. Если нет, то работники уходят, а все хором говорят: «Не догадался – без работников остался!»
  Ведущий: Работников царь себе нашел. Да и как не найти, когда у нас такие добры молодцы, богатыри да умельцы!
Царь нашёл работников, а теперь пора и отдохнуть.
( Танец девушек из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».)
  Ведущий: Что еще можно купить на нашей ярмарке, догадаются самые смекалистые!
Загадки
То толстеет, то худеет,
Громко-громко голосит. (гармонь)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый…
Он черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Он твёрд и бел,
Как будто мел,
И ты его немало съел. (сахар)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объедение! (бублик)
От него - здоровье, сила
И румяность щек всегда.
Белое, а не белила.
Жидкое, а не вода. (молоко)
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
 Ведущий: На ярмарках проводились разные игры, соревнования, где участники могли показать свою ловкость, силу, сноровку. Настала пора мальчикам показать свою удаль молодецкую!
Игра «Петухи»
Двое играющих (мальчики), на голове у них шапки, одна рука убрана за спину. Задача: первому сорвать шапку с товарища, увернувшись самому.
 Ведущий:
Когда-то Россияне,
Ванюши, Тани, Мани,
Танцуя на гулянье,
Открыли новый стиль.
Штиблеты и сапожки
Под русские гармошки,
Под бересту и ложки
Прославили кадриль.
На дедов мы похожи,
Веселье любим тоже.
Кадриль забыть не можем:
Улыбка в ней и стать.
Окончена работа,
Опять пришла суббота,
И нам с тобой охота
Кадриль потанцевать!
Исполняется танец кадриль.
  Ведущий: Эх, добры молодцы да красны девицы! Спасибо за внимание, кончается гулянье! Ярмарка закрывает свои двери. Пора и отдохнуть!
КОНЕЦ – ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ!
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
1.  Внеклассные мероприятия: 4 класс / авт.-сост.: О. Е. Жиренко, Л. Н. Яроая, Т. И. Цыбина. – 3-е из. Перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008.
2.  Михалков С. В. Сказки. [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://*****/TALES/MIHALKOW/
3.  Праздники в начальной школе – 2 / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград: «Учитель», 2001.
4.  Русский фольклор. [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://*****/books/item/f00/s00/z0000017/index. shtmlПриложение
С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю? -
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!