Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи Времена Года с использование ковролина


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 «Ягодка»
Наглядно-дидактическое пособие
по развитию связной родной речи
« Времена года»
с использованием ковролина
(старший дошкольный возраст)

Подготовила :
учитель родного языка: Коклаева Л.Н.
Элиста, 2015
Пособие включает рекомендации с приложением примерных текстов для рассказывания по теме «Времена года» ( на калмыцком языке), подборок стихов и загадок по теме (на калмыцком языке), 4-х папок с разрезным материалом и сюжетными картинами (образцами) «Жилин цагмуд» для ковролина. Рекомендуется для занятий по развитию связной родной речи (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях , а также для индивидуальных домашних занятий и игр с детьми.
Цель: активизация речевой деятельности детей посредством составления связные предложений (рассказов) на родном языке.
Задачи:
Образовательные :
•Учить детей составлять предложения по опорным картинкам;
•Учить детей ориентироваться во временах года.
Развивающие:
•Обогащать словарный запас ;
• Развивать представления дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе.
•Развивать мелкую моторику, память, мышление.
Воспитательные :
•Воспитывать коммуникативные качества у детей; умение работать в коллективе.
Пояснительная записка
Обучение ребенка рассказыванию – задача, которая входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста, а также способствует формированию связной родной речи.
Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, облегчает процесс формирования связной родной речи. Рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Обучение родному языку происходит посредством практических действий ребенка с картинками, иллюстрациями.
В воспитательном образовательном процессе часто используется ковролин (фланеллеграф). Любая картинка как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность — воспринимать и действовать одновременно.
С помощью ковролина можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Ребенку легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием ковролина внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню речевого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше возможности самостоятельно действовать с картиной, действия соотносить со словами , тем самым развивая родную речь.
Работа по обучению рассказыванию (составление рассказов-описаний и сравнительных рассказов) состоит из двух этапов:
•подготовительного, цель которого — познакомить детей с содержанием картины, уточнить и расширить словарь, научить понимать последовательность изображенных на картине событий, установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями;
•основного, цель которого — научить детей составлять рассказ (развернутость рассказа будет зависеть от уровня речевого развития и этапа обучения).
Процессу обучения детей рассказыванию по сюжетным картинам предшествует большая работа :
- Чтение художественной литературы по временам года ( Г. Кукарека, «Осень», В. Шуграева «Зима», К.Эрендженов «Весна», А.Балакаев «Лето», рассказы калмыцких писателей);
- Отгадывание загадок , составление рассказов по мнемосхемам, дидактические, настольно-печатные и пальчиковые игры .
- Наблюдения за изменениями в природе, зарисовки в журнале наблюдений
за погодой и природой.
Например: работа по обучению дошкольников составлению связного рассказа на калмыцком языке по теме «Осень» («Намр»)
Работа по мнемосхеме «Осень-Намр»
- Наступила осень.(Алтн намр ирв)
- Солнышко светит, но не греет. (Нарн баһар халулна)
- Дует холодный ветер .( Серүн салькн үләнә)
- Листья на деревьях пожелтели и стали опадать. ( Хамтхасд шарлад унна, һазр бүркнә).
- Часто идут дожди, небо пасмурное. ( Хур орна ,бүркг өдрмүд болна)
- Появляются лужи , птицы собираются в стаи и улетают на юг. (Цандг хурна, шовуд дулан һазрур ниснә).
- Люди собрали урожай. (Цуг әмтн тәрә-темсән хурав)
- Люди стали теплее одеваться. ( Дулан хувц-хунран үмснә)
Беседа по сюжетной картине «Осень -Намр»
1. Какое время года изображено на картине? (Намр)
2. Кто изображен на картине? (күүкд,аңгуд)
3. Что делают? (школур йовҗ йовна ,хамтхасар цецгәс тогтана, көвүн тенгрин ки цуглулна)
4.Почему вы думаете что осень? (шовуд дулан һазрур ниснә, хамтхасд шарлна, күүкд дулан хувцта ,хур орна, серун салькн үләнә)
5.Какое небо осенью? (бүркг, хурта )
6. Что делают животные осенью? (үвлд белднә, зара альм белднә, туула девлән сольна).
Ребенок сам может сложить картинку, соответствующую определенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу (см. образцы сюжетных картин на цветной вкладке), но и по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ. В зависимости от того , о каком времени года дети будут составлять творческий рассказ , на ковролине крепятся детали, из которых складывается общая картинка : цветы, солнце, облака, снег и т.д. Картинку всегда легко поменять, взяв нужные детали , соответствующие определенному времени года. Это повышает его заинтересованность в выполнении задания, стимулирует речевую активность и произвольное внимание.
В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи, играют в дидактические игры — все это способствует развитию речи, мышления, памяти, внимания. (см. Приложение)
Применение данного дидактического пособия в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить эффективность работы по обучению дошкольников родному языку, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.

Намр (Осень)
Намр эклв. Нарн баһар халулна. Киитн салькн үләнә. Хур орна. Будн бүркнә. Бүркг өдр болна. Дулан хувц-хунр өмснә. Хамтхасд олн зүсн өңгтә болна. Зерлг-аңгуд үвлд белднә. Шовуд дулан һазрур ниснә. Әмтн тәрә-темсән хурана.
Тәрән ,өвсн хурагдна,
Теегәрбудн мөлкнә,
Хәләтн, эннь кезә болна.
(Намрт)
Хурта намр ирнә ,
Серүн салькн үләнә.
Хур орна, бальчг болна,
Хамтхасн шарлад унна.
Шугран Вера «Намрин хамтхасд»
1,2,3,4,5
Хамтхасд цуглулнавидн
Хар модна хамтхасд,
Хусм модна хамтхасд,
Агч модна хамтхасд,



Үвл(Зима)
Киитн үвл ирв.Цасн орна. Шуурһн шуурна. Шин җил ирнә .Зерлг-аңгуд дулан девлтә. Бичкдүд цасар долда кенә, эрг деерәс цанар дошна. Цасн күн кеһәд наадна. Шовудт гер тосхна.
« Тәәлвртәтуульс»
Һазриг цасн бүтәнә
Һолд мөсн көрнә,
Салькн Һаза ишкрнә
Санлтн кезә болна.
(Үвлд)
Үвл
Киитн салькн һаза
Көр хураҗ үләнә.
Делгр девлән өмснә
Дошад наадхар һарна.
Шугран Вера
«Цаhанцасн»
Цаһан цасн орна
Цагин бәәдл хүврнә.
Шин жил ирнә
Шуугата байрэклнә.
Көк елк эргәд,
Көвүд, күүкд наадна.
Ценнcн ду дуулад,
Цуhар дуhрад биилнә.
Хавр(Весна)
Хавр эклв. Нарн халулна. Серүн салькн үләнә. Цасн хәәлнә .Бальчг усн болна. Хур орна. Модд деер хамтхасд урһна. Түрүн ноһан урһна. Цецгәс цецгәлнә.
Зерлг–аңгуд , хорхас сернә. Дулан һазрас шовуд нисч ирнә. Әмтн модд суулһна.
«Тәәлвртәтуульс»
Цасн җөөлрәд хәәлнә,
Цасрнгарусндүүрнә
Утдҗөдрдүнгәнә,
Ухалтн ,эннькезәв ?
(Хаврт)
Хавр (шүлг)
Хавр ,сәәхнхавр,
Халун нарта хавр,
Хавр, шуугатахавр,
Харадаавчирнә
Эрнҗәнә Константин.
Хавр
Цаснхәәләд,
Цандггхуврнә,
Ноhаншавшад,
Нүдбайрлулна.
Зун(Лето)
Халун зун ирв. Нарн икәр халулна. Сәәхн цецкәс урһна. Эрвәкәс ниснә. Һолд нуһсд өөмнә. Күүкд амрлһнд йовцхана. Модд деер тәрә-темсд урһна.
«Тәәлвртә туульс»
Нарн цүнцкрҗ халулна,
Намчрсн тәрән болвсрна
Тег земшәр бүркгднә,
Тернь кезә болна
(Зунар)
Зун (шүлг)
Торһа җиргнә,
Тег биилнә.
Торһа цервнә,
Тег дуулна.
Балакан Алексей
«Зун»
Хаалhар тоос көөhәд,
Халун салькн довтлна.
Цәәhәд, hаран сарсалhад
Хур өгхинь сурна.
Дидактические игры – Дидактическ наадд
«Нелепицы»
Цель игры: развивать пространственно – временные представления, развивать внимание.
Ход игры: взрослый составляет из деталей игры различные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на ковролине (например: летом дети катаются на лыжах, грибы растут на дереве, и т. д.) .
« Юн буру?»
Нааднакүцл:
Бичкдүдт цагин-бәәдл өргҗүлх, оньган өгәд буру тәвсн зургуд чиктнь тәвх.
Наадна йовуд: Багш олн-зүсн наадн буру зургуд тогтана, бичкдүд келнә.
Эн буру ковролинд зургуд чиктнь тәвлһн.(Үлгүрнь : зунд күүкүд лыжар дошна, теңгрин ки-грибы модн деер урһна ,нань чигн).
«Что изменилось? »
Цель игры: тренировать память, развивать внимание.
Ход игры: после непродолжительного рассматривания сюжетной картинки детьми, взрослый меняет местами какие-нибудь элементы картины, а ребенок говорит, что изменилось. (При выполнении этих заданий ребенок не должен видеть действий взрослого) .
«Наадн- Юн сольгдв?»
Наадна күцл: Чееҗин тодлвр дамшлһнд, бичкдүдин уханд оруллх.
Наадна йовуд: Бичкдүдин сюжетн зургуд хәләлһн хөөн багш зургуд нег ормас талдан ормд тәвнә ( сольна ),Бичкдүд юн сольгдв? – гиҗ келнә.( Эн дамшлһнд багш зург тәвхләрн, бичкдүдт хойр нүдән хаацхана ).
«Сложи – ка сам картинку»
Цель игры: стимулировать речевую активность и произвольное внимание.
Ход игры: ребенку предлагается набор разрезного материала разных времен года. И предлагается ему собрать соответствующую картинку определенному времени года по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ.
«Эврән зург тогта»
Нааднакүцл: Бичкдүдткелөргҗүллһн, оньганөгәдкеллһн.
Нааднайовуд: Күүкдиноньгтдөрвнзүснҗилинзургудынолн-зүснәнгәрхувалһата материал өггднә.Эврәухаһарҗилинцагинкелвртогтах .