Урок по литературному чтению для 3 класса «Басни И.А.Крылова»


Урок по литературному чтению для 3 класса «Басни И.А.Крылова»
Цель: обобщить знания детей по изученному материалу; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам.
Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, карточки с заданиями, рисунки учащихся, выставка книг, разные издания басен И.А.Крылова.
Ход урока.
Организационный момент.
Разминка.
Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним и повторим замечательные басни великого русского писателя Ивана Андреевича Крылова. А для начала скажите, что такое басня?
(Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.) Повторение и обобщение изученного материала.
- Что вы знаете о жизни и творчестве И.А.Крылова?
- Какие басни вам особенно запомнились? Почему?
- Какие пороки любил «пощипать» И.А.Крылов?
- Какие басни вы знаете наизусть? Прочитайте.
(Чтение басен учащимися наизусть)
- Сейчас проведем викторину по басням И.А.Крылова. Вы должны определить, в какой басне была такая мораль.
Викторина.
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
(«Лебедь, Щука и Рак»)
«За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что он кукушку хвалит».
(«Кукушка и Петух»)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь»
(«Квартет»)
«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят»
(«Волк и Ягненок»)
- Крыловские образы не оставляют никого равнодушными. Известные художники посвятили его басням множество рисунков. Вот некоторые из них.
(На доске иллюстрации к басням «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет»)
- Вы тоже приготовили к уроку свои рисунки. Давайте определим, к каким басням.
(На доске работы учащихся. Учащиеся соотносят их с баснями.) Работа в парах.
(Учащимся раздаю карточки с заданиями)
- На карточках записаны русские народные пословицы и названия басен. Соотнесите пословицу и басню.
Пословицы:
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.
Других не суди, на себя погляди.
Худо овцам, где волк воевода.
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
На языке мёд, а на сердце лёд.
На мышку и кошка зверь.
Лучший дар – ум, худшая беда – невежество.
В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
Названия басен:
«Лебедь, Щука и Рак».
«Стрекоза и Муравей».
«Зеркало и Обезьяна»
«Волк и Ягненок»
«Чиж и Голубь»
«Ворона и Лисица»
«Мышь и Крыса»
«Мартышка и Очки»
«Кот и Повар»
- Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Прочитайте самые привычные.
(На доске: А воз и ныне там.
У сильного всегда бессильный виноват .А Васька слушает да ест.
Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
Сильнее кошки зверя нет. )- Приведите примеры из нашей жизни, которые соответствуют этим выражениям.
- А сейчас посмотрите сценку к басне «Волк и Лисица» .(Инсценирование басни «Волк и Лисица» учащимися.)
Басня «Волк и Лисица»
Охотно мы дарим
Что нам не надобно самим.
Мы это басней поясним,
Затем, что истина сноснее вполоткрыта.
Лиса, курятинки накушавшись досыта
И добрый ворошок припрятавши в запас,
Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.
«Что, кумушка, беды! – он говорит,-
Ни косточкой не мог нигде я поживиться;
Меня так голод и морит;
Собаки злы, пастух не спит,
Пришло хоть удавиться!»
«Неужели?» «Право так.»«Бедняжка куманек!
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова».
А куму не сенца, хотелось бы мяснова –
Да про запас Лиса не слова.
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошел без ужина домой.
Итог урока.
- Как вы думаете, для чего надо изучать басни?
- Чему учат нас басни?
- До сегодняшнего дня живы крыловские образы и широко известны в быту, их знают по все стране. С того дня, когда Крылов написал их, прошло больше ста лет, а басни Ивана Андреевича Крылова живут, их знают, любят и ценят. Они не могут состариться, потому что настоящие, правдивые, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа.