Методическая разработка урока Гигиена жилища


Конспект урока
Тема: Мой дом. Гигиена жилища.
Тип: урок с использованием ИКТ
Оборудование: м/фильм, видеофильм, медиапрезентация, телевизор, компьютер, печатная наглядность для работы у доски.
Цели урока:
образовательные:
-уточнять и расширять знания детей об особенностях  жилых помещений, формировать представление о значении чистоты и порядка в помещении, о вреде пыли и грязи с целью подготовки к самостоятельной жизни;
-создать условия для усвоения понятий: гигиена; инструкция.
коррекционно-развивающие:
-способствовать развитию имеющихся навыков по уходу за жилыми помещениями, совершенствовать навыки культуры труда;
-создать условия для развития мыслительной деятельности через операции анализа, синтеза и сравнения;
-развивать устную речь и навыки коммуникативного общения;
 воспитательные:
-способствовать воспитанию аккуратности, чистоплотности.
Ожидаемый результат: предполагается, что к концу урока дети смогут правильно сформулировать советы по соблюдению гигиены жилища.
 Формы организации познавательной деятельности:
-фронтальная;
- групповая;
-индивидуальная;
Технологии обучения: развивающее обучение, использование ИКТ
Средства обучения: демонстрационный, раздаточный материал, презентация к уроку.
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:
-систематичность и системность;
-индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
-единство теории и практики.
Структура урока:
1.Организация начала урока.
2.Повторение предыдущей темы.
3.Целеполагание и мотивация.
4.Актуализация опорных ЗУН.
5.Объяснение нового материала.
6.Физкультминутка.
7.Практическая работа.
8.Закрепление  изученного.
9.Подведение итогов.
Ход урока. I. Организационный момент.  Психо-эмоциональная установка.Приветствие учителя, настрой готовности к уроку.
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь,
Поприветствуйте гостей
И – за парты поскорей!
ІІ. Вступительное слово. Целеполагание. Слайд 1
Учитель: – Большую часть своего времени современные люди пребывают в помещении. Тут они спят, едят, работают, учатся и отдыхают. Поэтому помещения должны соответствовать определённым гигиеническим нормам: быть просторными, сухими, тёплыми и светлыми.
– Давайте же поговорим о доме человека и посмотрим, как влияет состояние его помещений на наше здоровье. Миллиарды лет тому назад древнему человеку пришлось искать себе дом. Кто скажет, - почему? (Глобальное похолодание климата, непогода, хищники, враги из других племён). Каким же был первый дом человека? (Пещера, очаг, шкуры ). С тех пор прошло много-много лет. Внешний вид человека и его жилища изменился. Человек придумывал – как устроить свой дом покрепче (чтобы устоял в любых стихиях), удобнее, просторнее, комфортнее . Человек придумал прочные и красивые строительные материалы, мебель, бытовые приборы, предметы интерьера. Дом с тех пор очень изменился! Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и посмотрим, какими были эти метаморфозы.
2. Просмотр слайдов 2 о древних и современных архитектурных конструкциях и жилых помещениях.
Учитель: – Дом, милый дом. Как мы любим свой дом!
Дети читают стихи о доме.
ІІІ. Новый материал. Гигиена жилища.
1. Слайд 3 Гигиена жилища. Понятие о микроклимате.
Учитель: – Жилище прошло большой путь развития от примитивных пещер и шалашей древнего человека к величественным и комфортабельным многоэтажным зданиям современной эпохи. 
Слово «экспертам»:
(дети сидят полукругом – «круглый стол» – и выступают по очереди )
Э-1– Люди строят жилище, чтобы защитить себя от неблагоприятного воздействия климатических факторов (жары, холода, ветра, атмосферных осадков), а также с целью создания здоровых условий для умственных занятий, воспитания детей, отдыха, сна, восстановления сил и личной гигиены.
– Что вы знаете о гигиене?
Э-2 – Гигиена (греч.) – раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы, правила и др.), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепления здоровья и продления жизни человека.
Учитель: – Человек проводит в жилище значительную часть жизни, поэтому микроклимат помещения влияет на здоровье человека, его эмоциональное состояние, работоспособность и на весь быт.
Э-3 – Микроклимат помещений - обстановка, в которой человек существует в собственной квартире. Микроклимат жилища складывается из четырех компонен-тов: температуры, влажности, свежести воздуха и его чистоты. Если все эти пара-метры находятся в норме, то человек чувствует себя уютно, комфортно.
(Написано на доске – записать в тетрадь – стр. 17)
Учитель: – От чего зависит комфорт нашего дома?
Э-4 1) от способа застройки и благоустройства;
2) типа жилого здания и строительных материалов;
3) планировки квартиры, помещений и их размеров; Слайд 4
4) освещения;
5) отопления;
7) чистоты воздуха и вентиляции;
8) санитарного содержания жилища.
Э-5 – Свежесть воздуха. В результате дыхания, кашля, чихания, приготовления пищи в воздух попадают микробы, дым, пыль. Возникает удушье, кружится голова, даже потеря сознания. Нужно почаще проветривать помещение: открывать форточку и включать вытяжку.
Э-6 – Температура воздуха. Оптимальная, самая лучшая температура в помеще-нии – 20-24 градуса. В холодное время года включают отопление, электрические обогреватели, а в жаркое время года – кондиционеры и вентиляторы.
Э-7 – Влажность воздуха. Если воздух в помещении очень сухой, то возникают трудности с дыханием, пересыхает кожа, страдают люди с аллергией. Нужно чаще делать влажную уборку и использовать приборы – увлажнители воздуха.
Э-8 – Чистота воздуха. Самым опасным для здоровья человека есть загрязнение воздуха утечкой газа, угарный газ от печи. Возможно отравление или даже взрыв и пожар. Нужно следить за исправностью бытовых газовых приборов.
2. Слайд 5 Физкультминутка
Учитель: – Спасибо нашим экспертам за сообщения. Посмотрите, кто появился на экране? (медведь) Побываем в его лесном доме.
«Медведь по лесу бродит»Медведь по лесу бродит.От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть
согнутыми руками.)Находит в дуплах мёдИ в рот себе кладёт. (Изображать, как он достает и ест мед.)Облизывает лапу Сластёна косолапый,А пчёлы налетают, («Отмахиваться от пчел».)Медведя прогоняют.А пчёлы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)Не ешь наш мёд, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)Бредёт лесной дорогойМедведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)И пчёлок вспоминает.
3.Слайд 6 Учитель: – Как вы думаете, влияют ли материалы, из которых сделаны стены дома, мебель и материалы для ремонта на здоровье людей, которые там живут?
Экология жилища.
– К вашему сведению, природные материалы (дерево, камень, глина, саман, ракушечник, песок, солома и т.п.) считаются экологически чистыми, т.е. безопасными для здоровья человека. Почему же нельзя все на свете дома построить из природного материала? (Его не хватает) Поэтому человеку пришлось выдумывать искусственные строительные материалы и при этом позаботиться об их безопасности для своего здоровья. Назовите, какие материалы в вашем доме, в нашем классе экологически чистые (деревянная дверь, оконные рамы, мебель) А какие материалы синтетические? (Линолеум, минеральная вата, ламинат, пластиковые карнизы, пенопластовый потолок). Обратите внимание: если натуральные материалы безопасны для человека, то синтетические, искусственные могут влиять неблагоприятно на здоровье, вызывая аллергию. Все материалы, которые использовались для ремонта класса имеют сертификат (подтверждение) соответствия санитарно-гигиеническим требованиям и нормам безопасности здоровья и эксплуатации в детских учреждениях.
4. Слайды 7-8 Уборка жилища.
Учитель: – Итак, мы выяснили, что жилище человека должно быть безопасным для здоровья.
– Ребята, а в каком доме хотели бы жить вы? (Выбор: порядок и беспорядок)
– Разумеется, - приятнее и уютнее в доме, где чистота и порядок. Ваши родители делают уборку в вашем доме? Какую? А у нас в классе делается уборка? Кто это делает? Сколько раз в день? А зачем нужно делать уборку? (Пыль и грязь вредят здоровью). Давайте познакомимся поближе с бытовой (домашней) пылью и узнаем, почему её никто не любит, особенно врачи.
Просмотр видео.
5. Слайды 9-10 Виды уборки. Заполнение тетради – стр. 17.
Стихотворение об уборке.
6. Слайд 11 Игра «Выбери меня!» (на доске - исключить лишнее)
Заполнение тетради – стр. 18.
“Утром пыль вскричала: - СОС! И попала в пылесос”.
Хлопотун Егорка Взялся за уборку: В пляс по комнате пошел. Оглянулся чистый пол? (веник).
IV. Закрепление нового материала.
Учитель: – Мы сегодня на уроке говорили о чистоте, гигиене жилища. Объясни-те, как вы понимаете смысл пословиц:Чисто не там, где убирают, а там где не сорят. (Необходимо  поддерживать в комнатах чистоту, и нам не придётся выбиваться из сил во время уборки). Каждой вещи – своё место.(Откуда взяли – туда и положили). Если вы всегда бу-дете следовать этому правилу (и с одеждой, и с книгами, и с игрушками), то комна-ты постоянно будут иметь опрятный вид. Послушайте совет наших экспертов.
Э-9 Слайд 12 – Для поддержания чистоты, необходимо, прежде всего, как можно меньше заносить грязи в жилище. Не следует входить в дом, не очистив тщательно от грязи и пыли одежду и обувь. У входа в дом надо устроить скребки и другие приспособления для чистки обуви. Верхнюю одежду и обувь обязательно оставлять в прихожей. В комнатах надо хранить только самые необходимые вещи. Чем больше вещей в доме, тем больше накапливается пыли на них, тем труднее проводить уборку.
V.  Итоги урока. Слайд 13
Учитель: – Наш урок подошёл к концу. Я хочу проверить, как вы усвоили урок. Для этого выполните в тетради задание 5 на стр. 18.
VІ. Рефлексия.  – Как вы думаете, насколько серьёзна тема урока?
– Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего?
– Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
– Как мы поддерживаем чистоту в классе? (вторая обувь)
– А в столовой мы соблюдаем чистоту?
– А на школьной площадке?
Слайд 14 Бонус – мультнарезка «Домовёнок Кузя»
Гость - домовёнок Кузя. Игра «Хорошо и плохо» на материалах м/ф.
Девочка Наташа подметает полы в комнате
Кузя выбрасывает мусор в окно
Кузя перевернул банку с краской
Нафаня убирает, а Кузя ленится
Б.Яга делает уборку
Кузя считает добро
Слайд 14 «Молодцы!»
Учитель: – Урок закончен, благодарю вас за работу, а гостей – за внимание!
Примерное заполнение №4 на стр. 18 в тетради с печатной основой.
Составление советов по соблюдению гигиены жилища
Раздевайся в прихожей
Переобувайся в домашнюю одежду и обувь
Мусор выбрасывай в контейнер
Убирай за собой после еды, игры, занятий
Не захламляй комнату
Проветривай комнату
Вовремя делай уборку в квартире, помогай старшим