Здоровьесберегающие методики в работе учителя логопеда по коррекции дизартрии у дошкольников


СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИЙ
По определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения)
здоровье – «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков».
Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью.
ДИЗАРТРИЯ - это нарушение звукопроизношения, просодики и голосообразования, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы.
СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ ДИЗАРТРИИ
артикуляторные расстройства
дыхательные расстройства
голосовые расстройства
трудности в автоматизации звуков
нарушения просодической системы
нарушения общей моторики
нарушения мелкой моторики
Ежегодно отмечаем, что больше поступает в коррекционные группы детей не со стертой дизартрией, а с выраженными формами дизартрии.
Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.
Мы пришли к выводу, что необходимо использовать здоровьесберегающие методы, приемы и средства, облегчающие и способствующие ускорению процесса коррекции дизартрических расстройств. Это методы, реализующие высокую потребность ребенка в движениях, в и игре - основном виде деятельности детей, способствующие восстановлению гармонии в биологическом организме ребенка.
Опишу основные методы, применяемые в работе учителя – логопеда.
1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ – часть комплексной психолого – педагогической работы по коррекции речи. Применяем для коррекции нарушений тонуса мышц периферического речевого аппарата. Чаще делаю расслабляющий массаж. Приемы традиционные: поглаживание, растирание, разминание, вибрации. Длительность от 7 до 20 .
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
2. САМОМАССАЖ – это массаж, выполняемый самим ребенком. Он стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.
Самомассаж лицевых мышц проводим по рекомендациям Дьяковой Е.А.
Одновременно делаем самомассаж стоп на колючем коврике.
Самомассаж языка можно рассматривать как часть артикуляционной гимнастики. Его осуществляет ребенок губами, зубами, зубной щеткой, используем жевание «груши».
Приемам самомассажа обучаем родителей.
3. САМОМАССАЖ КИСТЕЙ, ПАЛЬЦЕВ РУК . Все упражнения и игры с пальчиками влияют на развитие речевых центров коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.
Массаж пальцев проводим по разным методикам:
- растирание пальцев, ладоней и тыльной стороны кисти в игровой форме: - «Греем руки», Наденем, снимем перчатки»;
- массаж грецкими орехами;
- массаж 6-гранным карандашом;
- массаж шариками,
- пуговичный массаж,
- сухой бассейн из фасоли, гороха.
4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – развивает артикуляционную моторику: укрепляет мышцы, вырабатывает полноценные движения, определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.
При выполнении артикуляционных упражнений дети - дизартрики испытывают сильное мышечное напряжение, (спастика, гиперкинезы), быстро утомляются. Оживить процесс выполнения артикуляционной гимнастики помогают иллюстрации, стихи, сказки, смена статических поз.
Моделируем артикуляционные позы с помощью «рукавички – язычка». При этом ребенку становится понятнее, как расположен кончик языка, середина спинки. Сначала логопед показывает на большой «рукавичке – язычке» положение языка, артикуляционное упражнение, а потом дети действуют своими «рукавичками – язычками» одновременно с языком.
5. Артикуляционную гимнастику сочетаем с БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Сначала дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Затем у детей подключается к артикуляции движение кисти ведущей руки. Постепенно, не сразу, подключается вторая рука. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Для ритмичности выполнения упражнений применяю счет, стихотворные строки.
Примеры упражнений.
Упражнение “Птенчики». Темп выполнения – медленный.
Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.
Показ кистью руки:
Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
6. УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ – направлены на развитие мелкой моторики, позволяют повысить мозговую активность через массаж БАТ. Упражнения с массажными мячами используем с разными коррекционными целями.
1)Многим дизартрикам свойственна гиперактивность. Кроме того, чтобы лучше воспринимать информацию, ребенку необходимо движение. Поэтому во время прослушивания стихов, рассказов – дети могут держать в руках, катать между ладонями массажные мячи.
2)Упражнения – направлены на развитие мелкой моторики, ручной умелости, пластичности в движениях руки, позволяют повысить мозговую активность через массаж ладоней и пальцев, где находится много БАТ.
3)Упражнения для массажа рук со стишками (доступны детям средней группы). «Мячик», «Ежик и мышки», «Испечем каравай», «Колкие иголки» и т.д.
4)Упражнения с массажным мячом для закрепления и дифференциации пространственных предлогов: «Фокусник».
5)Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики с одновременными действиями с массажным мячом. (Горка, Качели, Лошадка, Грибок, Гармошка)
6)Упражнения с мячом при автоматизации звуков:
а) изолированно: катать мяч по дорожке, по столу, по руке, по колену (С- с горки, Л –по руке вверх, Р- по столу, по колену, Ш- в чашечке).
б) в слогах, словах: «Передай с движением».
Положительно то, что снижается напряжение, утомляемость, речевая деятельность происходит в движении, постоянно меняются динамические позы, повышается интерес к упражнениям по автоматизации звуков.
7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА- помогает сформировать сильный плавный ротовой выдох
Используем различные предметы и игрушки для развития физиологического дыхания. Полезно пускание мыльных пузырей, дутье в воду через соломинку- «шторм в стакане», надувание воздушных шаров.
Звуковые волны для развития речевого выдоха
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРОГРАММА «Игры для Тигры» используем в индивидуальной работе для развития физиологического дыхания. Это значительно повышает интерес детей к процессу дыхания, дает возможность визуализировать его качества: силу, длительность.
8. РАЗВИТИЕ МИМИКИ – создает нейронные связи от коры головного мозга к мышцам лица, которые участвуют в речеобразовательном процессе.
Развитие мимической моторики проводим параллельно с развитием артикуляторной моторики.
Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения с речедвигательного аппарата, развивают память и внимание. Улучшается мелодико- интонационная сторона речи. Одновременно развиваем пантомимику.
Используем упражнения с активными действиями:
Этюды с персонажами «Я- кукла»; обыгрывание скороговорок; театрализованные игры; диалоги.
9. «Движение ума ребенка начинается только тогда, когда есть движение его тела, его руки» Л. ВыготскийА для развития речи необходимо движение ума.
Поэтому телесно – моторная активность на всех этапах коррекции речи – важнейшее условие успеха.
Речевые упражнения по автоматизации звуков сочетаем с движениями пальцев; чистоговорки - с движениями, пантомимическими этюдами.
Автоматизация звуков в движении: «повторялки» с шагами, хлопками, поскоками, собиранием предметов, выкладыванием узоров, перебиранием бус. Очень активно используем передачу мяча: «Передай с мячом слово»
10. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основная деятельность ребёнка - игра. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности.
Игры - диалоги
Игры «Расскажи стихи руками»
Обыгрывание чистоговорок в процессе автоматизации звуков
Диалогические скороговорки в образах. «Надень шапочку и повторяй предложения в образе своего героя».
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ – эффективное средство коррекции звукопроизношения и развития связной речи. Используем на всех этапах коррекции речи: от придумывания чистоговорок и обыгрывания отгадок, изображения стихов и до драматизации сказок с диалогами.