Статья Комплексный подход в реализации задач коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР


Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач  подготовки детей к школьному обучению.
Однако, с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.
Нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трех лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: "мацицикл" (мотоцикл), "мицанель" (милиционер), "касанавт" (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Но родители дошкольников 4-5 лет должны насторожиться при грубом искажении детьми слов различного слогового состава и обратиться за консультацией к учителю-логопеду.
Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Реализация задач по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР эффективна на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов, родителей). Роль каждого из них мы представили в таблице.

Модель взаимодействия специалистов детского сада
Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог - психолог Родители
Образовательные области. Лексическая тема. Космос.
Коммуникация Музыка Физ. культура Социализация Коммуникация
Игры на выработку длит. речевого выдоха («Сдуй звездочку с ладошки», «Запусти ракету в космос») Игра на флейте
-Дых/ гол. упр. «Посылай звук»
-Инд. раб. с целью восстановления речи - Комплекс упр. На укрепление мышц диафрагмы: и «Надуй шарик» и др. Упр. на релаксацию с целью снятия напряжения с дых. мышц, игры на выработку длит. речевого выдоха (« Сдуй звездочку с ладошки», «Запусти ракету в космос») игры на выработку длит. речевого выдоха («Сдуй звездочку с ладошки», «Запусти ракету в космос»), действия с музыкальными игрушками
(Подай сигнал).
Воспроизведение ритмических рисунков («Повтори звуковой пароль», «Телеграф»).Наращивание слова («Сок-любимый напиток космонавтов») -Комплекс муз. ритмических упражнений;
-Чтение ритмов по карточке «Отхлопай звуковой пароль» и др. -Выполнение упр. под ритм стихотворений;
-Сюж. спорт. упр. «Звездные дорожки», «Ударь мячом - сколько слогов в слове» и др. -Реч. упр. с движениями и ручными знаками: «Расскажи стихи руками», «Поздоровайся с инопланетянином» и др. Пальчиковые игры (речь с движениями пальцев рук), «Кто выше поднимется по космической лесенке»,
-Д/и «Космический лабиринт»;
-Д/и «Черная дыра»
-П/и с определе-нием высоты, силы, громкости, направления голоса:«Тихо-громко» -П/и с условными речевыми сигналами «Исключи движения» -Игротерапия с гиперактив-ными детьми;
-Игры «Передай звездочку», «Скажи: наоборот», «Рассели жителей по планетам» Отгадывание загадок-договаривание отгадок, договаривание чистоговорок, «Расшифруй послание», «Запомни пароль»
Направление
коррекцион-ного
сопровож-дения



Развитие
речевого дыхания


Развитие
чувства ритма



Развитие
слухового внимания




С целью коррекции нарушений слогового состава слова мы осуществили подборку дидактических игр, упражнений по определенной лексической теме.
Д/и «Доскажи словечко». Договаривание слова с отхлопыванием или подбрасыванием мяча.
Чу - чу - чу, в космос полететь …хочу.
Им - им - им, на ракете …полетим.
Ды - ды - ды, долетим мы до …звезды.
Ой - ой - ой, затем вернёмся мы …домой.
Д/и « Отгадай загадку»
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это чёрная (дыра)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект (комета)
Д/и « Отхлопай звуковой пароль»
Виды заданий следующие:
— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
— Воспроизведение определенного ритма по образцу педагога, по заданному рисунку;
Игра «Телеграф»
Передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
Д/и «Расшифруй послание» Складывание слов и предложений из слогов.
Д/и «Сок-любимый напиток космонавтов» Наращивание слова - добавление слогов к слову сок (пе-сок, воло-сок,ку-сок, ле-сок, но-сок и т. Д.)
« Поднимись по космической лесенке». Проговаривание слов по слогам, поднимаясь по ступенькам лесенки (на каждой ступеньке - остановка).
Д/и « Рассели жителей по планетам». Поселить слова с 1 слогом на первую планету, с 2 слогами на вторую, с 3 слогами на третью планету.
Д/и « Передай звездочку».
Дети передают звездочку друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший звездочку ребенок называет следующий слог и т.д.
Д/и « Космический лабиринт». В лабиринт на дорожку выкладывать слова с таким количеством слогов, сколько точек выпадет на кубике.
Д/и « Звездные дорожки». - Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки. Пропрыгивание слов по слогам по звездным дорожкам..
Итогом комплексного взаимодействия участников педагогического процесса является положительный результат коррекционной работы.

Литература.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.-П., Детство-Пресс, 2001, - 46с.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. – М., Книголюб, 2005, - 95с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990, - 239с.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. – М., Творческий центр, 2007, - 93с.
Ткаченко Т.А. Развития фонематического восприятия, М., Гном и Д, 2005. - 32с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991, - 125с.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М., Гном и Д,2001, - 92с.