Конспект логопедического занятия с заикающимис детьми подготовительной к школе группы на этапе вопросно-ответной речи. Тема Семейное путешествие.

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми
подготовительной группы на этапе вопросно-ответной речи
Тема: «Семейное путешествие»
Составила учитель – логопед
Пономарева Светлана Владимировна
МКДОУ № 44»Родничок» г. Саров
Задачи:
Закреплять представления детей о семье. Активизировать познавательный интерес к семье.
Побуждать детей внимательно вслушиваться в речь логопеда и точно выполнять все задания.
Упражнять в отраженной речи без заикания. Обучать плавной вопросно-ответной речи.
Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные (мамин, папин). Упражнять в составлении концовки сложноподчиненного предложения.
Совершенствовать фонематические процессы. Упражнять в печатании гласных букв А, О, У, Ы, пропущенных в словах.
Формировать зрительное и слуховое внимание, восприятие, логическое мышление, память, удлиненный речевой выдох, мягкую подачу голоса, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Развивать инициативность, уверенность, умение сдерживать импульсивные реакции.
Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: картинки, изображающие членов семьи, поезд с тремя вагонами, в вагонах разное количество окон (1-3), картинка льва в цирке, картинка контролера, два «чемодана», поднос, бабочка – «буквоедка».
Раздаточные: корзиночки с карандашами, листы-задания с контурным изображением дома, картинки с одеждой, султанчики, билеты.

Словарная работа:
существительные: отец, мать, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, племянница, семья, родня, отчество; глаголы: заботиться, дружить, уважать, отдыхать, любить, взрослеть, готовить, растить, ухаживать; прилагательные: заботливый, внимательный, строгий, средний, старший, младший, капризный, любимый, пожилой, старый, младше, старше, семейный, мамин, папин; наречия: дружно, быстро, ловко, далеко, близко, хорошо, плохо; местоимения: мой, твой, наш, ваш, его, её.

Пропедевтическая работа:
Побуждение к поиску средств информации и накоплению материалов.
Рассматривание семейных альбомов.
Объяснение значений пословиц о семейных отношениях.
Подбор существительных к прилагательному семейный.
Разучивание упражнений для пальцевой моторики «Две скамейки», для координации речи с движением «Если нравится».

1

Ход занятия.
1 часть – подготовительная.
1. Релаксационное упражнение «Шалтай – Болтай». Логопед: Дружные семьи вместе ходят на концерты, на спектакли. Представьте, что вы куклы на представлении в кукольном театре.
Шалтай – Болтай висел на стене.
Шалтай – Болтай свалился во сне.
Шалтай не болтай, засыпай, засыпай.
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Шалтая – Болтая на гвоздик повесим.
2. А теперь мы в цирке. Мы дрессировщики и даем команду львам. (Дети произносят с достаточной энергией и посылом): (по одному) Алле – гоп!
Алле - гоп!.. (Все) Гоп – ля - ля! (В руках у каждого ребенка кнутик).
3 Удлинение речевого выдоха. Логопед: Вам понравился номер?
Дети: Да!
Логопед: Повторите за мной: Мне понравился номер. (Повторяют).
Мне очень понравился номер! (Повторяют).
Мне очень понравился номер со львом! (Повторяют).
Оргмомент: Молодцы, сядет тот, кто вспомнит пословицу о семье.

2-я часть – основная.
1.Разминка. Логопед: буду наполнять корзиночку словами: что бывает семейным.
Дети: альбом, путешествие, отдых, сбережения, фотографии, дом, традиции, праздники, советы.
2. Упражнение «Рассади семью в вагоны поезда».
Логопед: Я выбираю из ваших слов семейное путешествие. Путешествовать семья будет на поезде. Рассадите всех по вагонам. Помните, сколько окон в вагоне, столько и слогов в словах. Кто поедет в первом вагоне? Почему?
Дети: В первом вагоне поедет сын (дочь, брат). В словах один слог.
Логопед: Кто поедет во втором вагоне? Почему?
Дети: Во втором вагоне поедут мама, папа, сестра. В словах два слога.
Логопед: Кто поедет в третьем вагоне? Почему?
Дети: бабушка, дедушка. В словах три слога.
3. Упражнение «Закончи предложение».
Логопед: Все расселись по вагонам, и поезд тронулся в путь. Что происходило в поезде, придумайте сами, закончите предложения.
Мама обрадовалась, когда
Дочка так кричала, что
Папа рассердился из-за того, что
Бабушка уснула после того, как
Брат заболел, потому что
4. Пальчиковая моторика по методу Андроновой «Две семейки».
Логопед: Ровно через два часа была остановка. Мама выглянула из окна и увидела две скамейки. А кто был на скамейках, давайте прошагаем пальчиками.

2

У подъезда две скамейки.
На скамейках две семейки.
Одна семья - Антошкина,
Семья другая – кошкина.
В одной семье – ребёнок,
В другой семье – котёнок.
И вместе все идут домой
Они живут одной семьёй. А. Ахундова.

5. Координация речи с движением «Если нравится».
Логопед: проводница объявила, что отправление поезда задерживается. Давайте выйдем и отдохнем. ( Дети выходят, встают свободно, выполняют упражнение).
Если нравится тебе, то делай так: (хлоп, хлоп). (Хлопки ладонями).
Если нравится тебе, то делай так: (топ, топ). (Топнуть то правой, то левой ногой).
Если нравится тебе, то прыгни раз, прыгни два. (Подпрыгнуть на месте).
Если нравится скажи: «Хорошо-о-о-о!» (Руки поднять вверх).

6. Упражнение «Поможем разложить вещи по чемоданам» (Стоят у стола).
Логопед: Во время резкого торможения поезда чемоданы мамы и папы раскрылись и вещи перепутались. Помогите разложить вещи, берите по одной картинке, кладите в чемоданы. Желтый чемодан мамин, зеленый – папин. Сказать надо так:
В мамин чемодан положу мамину блузку.
В папин чемодан положу папины брюки. (Выполняют).
Молодцы, садитесь.

7. Упражнение «Буквоежка».
Логопед: Вдруг в вагон вошел контролер и начал проверять билеты. А билеты оказались испорчены. Бабочка вредная – буквоедная съела все гласные буквы. Нужно срочно восстановить билеты, написать гласные буквы, чтобы было понятно, чей это билет. (Дети дописывают буквы).
Логопед: какие слова получились?
Дети: мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка.

8. Задача.
Логопед: Чтобы интереснее было ехать, семья разгадывала кроссворды, ребусы, решала задачи. Попробуйте и вы решить.
*Света выше Даши, а Даша выше Веры. Кто из девочек выше всех ростом? (Света)
* Маша и Катя поехали в гости: одна к бабушке, другая к сестре. У кого в гостях была Катя, если Маша была не у бабушки? (У бабушки).

3 –я часть – заключительная.
Путешествие закончилось. Семья приехала домой.
Дорисуй дом семьи.

Итог:
О чем говорили? Какие задания запомнили? Как говорили?

3
15