Пути повышения успеваемости в условиях детского дома


Пути повышения успеваемости в условиях детского дома
Жгутова О.Н. - воспитатель ГКОУ для детей - сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей «Преображение»
Общественный кризис в стране в первую очередь отразился на детях. Социальная незащищенность приводит к увеличению детей, имеющих соматическую ослабленность, вследствие хронических заболеваний, функциональные отклонения в физическом и нервно - психическом здоровье.
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях характеризуются ещё более широким спектром психических аномалий и отклонений. Учащаются стрессы, неврозы, проявление агрессивности.
В школах выросло количество учеников, которые испытывают определенные трудности в обучении. И эти трудности способствуют появлению боязни и отвращения к учебе, снижению социальной активности и как результат, низкая успеваемость.
Низкая успеваемость обусловлена низкой учебной мотивацией, несформированностью у детей психических процессов.
Задача воспитателей в учреждениях для детей –сирот помочь учителям максимально подготовить детей к урокам, облегчить им восприятие материала на уроках, в процессе обучения способствовать повышению интереса к учебе и как следствие повышение успеваемости воспитанник.
Успеваемость напрямую связана с генетическими познавательными способностям, на которые оказывают влияние биологические, неврологические, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства, самооценку, мотивацию и факторы успеха.
Чувство собственного достоинства это своего рода также самооценка воспитанников. Что ребёнок о себе думает, каким он себя считает. Считает ли он ,что может учиться плохо, или он не может себе позволить получать "посредственно".
Очень часто дети, вообще очень способные имеют низкую успеваемость и не стремятся улучшить её.
Им кажется, что они не могут учиться лучше или им просто не хочется выделяться из общей массы. «Не хочу быть белой вороной". С такими детьми предстоит много работы. Надо подчеркивать любые даже самые мелкие и не значительные достижения их, пусть даже иногда они таковым не являются.
Андрею очень тяжело давалось обучение. Не давалась математика, да и чтение... Но он очень старался. Регулярное выполнение домашней работы, поощрения со стороны воспитателей и учителей принесли свои плоды. Успеваемость улучшилась. Если сначала мальчик мог делать домашнюю работу только под контролем воспитателей, то теперь он чаще и чаще справлялся с работой самостоятельно. Позже стали привлекать Андрея к помощи при подготовке домашней работы с младшими воспитанниками. Стало получаться. Это очень вдохновляло мальчика. Он начал верить в себя, в свои способности. В итоге школу он закончил на 4 и 5.Теперь можно ставить его в пример другим воспитанникам. Может его пример поможет поверить в себя и другим детям.
Даша пришла в группу уже взрослой и тоже испытывала определенные трудности в обучении, но была поставлена цель: «хочу, получит достойное образование, ведь это первая ступень к успешной жизни». Вначале получалось не очень. Алгебра, геометрия....Но первые положительные результаты вдохновили. Да это было трудно. «Так и должно быть. Зато потом будет легче» приободряли её. Сейчас ребёнок имеет отличные отметки и получает образование в колледже.
А другая воспитанница плакала над примерами. «Ничего не понимаю, ничего не получается» усаживалась рядом и начинали заново…День за днём… «Вот уже получается, а вот тут начала правильно, а потом запуталась…». Любые самые маленькие достижения должны быть замечены, даже если таковых сегодня не оказалось. Девочка экстерном сдала ЕГЭ ,закончила институт с красным дипломом. «Она смогла, и вы сможете, лишь надо приложить чуть усилий» говорим воспитанникам.
Воспитаннику необходимо постоянно напоминать, что он способный, что он может учиться лучше, надо лишь приложить небольшое усилие. Не надо бояться перехватить ребёнка. Это не говорит о том .что надо только хвалить детей , надо и отмечать недостатки в работе, но очень тактично. Простое правило, которое нужно взять себе на вооружение: хвалить при всех, ругать наедине.
Очень хорошо, даже в наше сложное время, работает приём взаимопомощи друг другу. Даже старшие дети очень вдохновляются, когда доверяешь им проверить домашнее задание у младших детей или одноклассников. Если что то не получается, «помощник» начинает самостоятельно начинает искать данную тему в учебнике, ищет подобные примеры. Проявление познавательной активности налицо. Это активизирует мыслительную деятельность и как следствие - улучшение качества знаний. Иногда к процессу поиска решения подключаются и другие дети. Может родиться дискуссия. Учебная дискуссия решает определенную дидактическую задачу, но по ходу решения этой задачи решаются ещё и ряд других задач. Развитие мышления воспитанников, умение формулировка свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Повышение мотивации получения знаний.
На мотивацию успеха влияют взаимоотношения в коллективе и развитие социальной компетенции, ожидания учителя и методика обучения, атмосфера в классе и группе. Но, несомненно, самое большое влияние оказывает семья, а в нашем случае коллектив детей и воспитателей. Здесь можно отметить несколько направлений
участие в жизни школы (совместные праздники, помощь в подготовке мероприятий)
совместные обсуждения определенных тем побуждает детей к получению новой информации из книг, из интернета. А это в свою очередь активизирует познавательные интересы
степень контроля, уважение роли ребёнка в коллективе, терпимости к поведению ребёнка
Главной задачей современной школы является развитие познавательных способностей детей. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы незначительны.
По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитии ребёнка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития замедляют, а интерес к обучению падает, вследствие недостаточного внимания к развивающего стороне обучения. Школьные уроки в своей массе направлены на подготовку к выполнению тестовых заданий, а не на развитии мышления.
Сложный и противоречивый путь проходит ребёнок в становлении мотивов учения, склонностей, интересов, связанных со школой. При поступлении в школу все хотят учиться, все дети смотрят на школу как на школу радости. Их ждут трудности, которые не всегда ребёнок может самостоятельно преодолеть. И задача воспитателей всячески помогать детям преодолевать любые преграды на своём пути.
Для повышения успеваемости необходимо овладение умением учиться, которое включает в себя понимание того, что задания, которые даются в школе, выполняются для того, чтобы приобрести новые знания и умения, поэтому их необходимо выполнять в соответствии с имеющимися нормами и правилами и развитие познавательных интересов, направленных на содержание обучения, самоконтроля и самооценки.
В наше время всё больше детей отказываются идти в школу, отказываются получать знания вообще. С ними необходимо особо активно обсуждать проблемы, возникающие при отсутствии образования, необходимо проигрывать ситуации, в которых дети могут оказаться в будущем. Целесообразно, для получения более достоверной информации, организовать встречи с успешными выпускниками детского дома, попросит их рассказать с какими трудностями могут столкнуться воспитанники в будущем при отсутствии хороших знаний.
Одним из эффективных способов повышения успеваемости, улучшения качества знаний, является воздействие коллектива на воспитанника-осуждение коллективом, помощь коллектива ,при необходимости
Конечно за качество знаний, уровень подготовки детей в большей степени несёт ответственность школа, но без помощи воспитателей в осуществление контроля за подготовкой домашнего задания хорошей успеваемости не добиться.
Нет воспитанника в доме, который хотел бы плохо учиться.
Цель воспитателей в данном направлении работы, создать ребёнку, обладающие конкретными психологических и особенностям и развития, соответствующие условия обучения. Такие, которые не провоцировали бы отклонения в поведении и внутриличностные конфликты и вместе с тем, позволили бы наилучшим образом развить его уникальные, индивидуальные качества. Здесь важно показать перспективы развития имеющихся возможностей личности ребёнка.