ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «МИР СПОРТИВНЫХ ИГР»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 26
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«МИР СПОРТИВНЫХ ИГР»
для учащихся 5–6 классов
Программу разработал: Абрамов А.В.
учитель физкультуры
Кемерово
2015 г.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления курса по внеурочной деятельности являются:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
3.Положение о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам (курсам) в средней школе в соответствии с ФГОС ООО.
4.Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26».
5.Комплексная программа физического воспитания (авторы В.И Лях, А.А. Здаевич).
На занятиях сообщаются основные сведения по истории развития различных видов спорта, даются основы техники, тактики, правил игры.
Цель: совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
Основными задачами данного курса являются:
знать правила игры, основные приемы техники игры в различных видах спорта;
знать простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические действия;
знать историю развития данных видов в России и в мире;
знать правила судейства в изучаемых спортивных играх;
уметь выполнять основные приемы техники игры и применять их в игре;
уметь соблюдать на практике правила игры, действовать в соответствии с требованиями судейства в различных видах спорта;
уметь соблюдать правила взаимодействия в процессе спортивной игры;
уметь осуществлять рефлексию в ходе и по окончанию игровой деятельности.
Для обучающихся, посещающих секцию первый год, ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений; привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, вопросы закаливания организма.Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-15 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутри школьных соревнованиях.
Курс призван оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребёнка, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности к систематическим занятиям физкультуры и спорта.
Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.
На практических занятиях обучающиеся 5 – 6 классов овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения других правил игры. В ходе занятий углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп для товарищеского взаимодействия в ходе игры, совершенствуются физические качества.
Также на занятиях внеурочной деятельности проводится контроль и проверка усвоения знаний, а также контроль физического состояния пятиклассников.
Программа предусматривает изучение курса спортивных и подвижных игр по следующим разделам:
1. Основы техники и тактики в спортивных играх.
2. Методика обучения технике игры.
3. Организация и методика проведения занятий по спортивным играм.
4. Судейство в спортивных играх.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 105 занятий (по 30-35мин.) для обучающихся 5-6 классов: 5 кл. – 35 ч. по 1 ч. в неделю, 6 кл. – 35ч. по 1 ч. в неделю.
Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических часов, в том числе и в форме соревнований из расчёта 35 часа в год, теоретический минимум изучается в процессе занятий в необходимом объёме. На проведение соревнований и физкультурных праздников предусмотрено 4 часа, на практические занятия отведён 31 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Программа включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как физиология, биомеханика, спортивная психология, теория и методика спортивных игр. Теоретический и практический материалы программы предусматривают региональную составляющую, что позволяет обучающимся более глубоко изучать особенности различных видов спорта и спортивных игр.
Личностными результатами
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса
№ Название раздела Теория: Основные теоретические понятия Практика: Примерное содержание деятельности Оборудование, оснащенность Место проведения
1 Баскетбол - История возникновения игры.
- Правила игры.
- Организация и проведения соревнований.
- Инструктаж по ТБ на занятиях баскетболом. -ОФП.
- СФП.
- Перемещения, остановки, повороты.
- Бег с изменением скорости, направления.
- Ловля и передача мяча двумя руками от плеча в парах, в тройках, на месте и в движении.
- Броски мяча в корзину
одной рукой от плеча с близкого расстояния после остановки и после ведения.
- То же со средней дистанции.
-Ведение мяча с изменением направления после ловли в движении и ведение мяча с ускорением.
- Сочетание изученных приёмов и применение их в игре 1х2, 2х2, 2х3, 3х3.
- Индивидуальные действия в нападении и защите, выбивание и вырывание мяча, держание игрока без мяча и с мячом.
- Сочетание изученных приёмов и применение их в игре. Баскетбольные мячи, гимнастические скамейки, скакалки, свисток. Спортзал школы,
Спортивная площадка
2 Пионербол - История возникновения игры.
- Правила игры.
- Организация и проведения соревнований.
- Инструктаж по ТБ на занятиях пионерболом. - ОФП.
- СФП.
- Обучение техники нападения. Подводящие и подготовительные упражнения.
- Техника защиты. Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите. Учебная игра. Теннисные мячи, гимнастические скакалки, волейбольные мячи, свисток. Спортзал школы, спортивная площадка.
3 Волейбол - История возникновения игры.
- Правила игры в волейбол.
- Организация и проведение соревнований.
- Инструктаж по ТБ на занятиях волейболом. - ОФП.
- СФП.
- Обучение техники нападения:
а) Стойки, перемещения;
б) Передача мяча сверху двумя руками стоя лицом, спиной в направлении передачи;
в) Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая;
г) Нападающий удар. Подводящие и подготовительные упражнения.
- Техника защиты:
а) Стойки, перемещения;
б) Приём мяча снизу;
в) Блокирование. Игровые упражнения с включением основных приёмов игры в нападении и защите. Учебная игра. Теннисные мячи, подвесной мяч, гимнастические скамейки, скакалки, волейбольные мячи, набивные мячи, свисток. Спортзал школы, спортивная площадка.
4 Бадминтон - История возникновения игры.
- Правила игры в бадминтон.
- Организация и проведение соревнований.
- Инструктаж по ТБ на занятиях бадминтоном. - ОФП.
- СФП.
- Обучение техники нападения:
а) атакующие удары справа, слева, сверху, снизу;
б) удары внутренней и внешней стороной ракетки.
- Техника защиты. Подводящие и подготовительные упражнения. Учебная игра. Теннисные мячи, волан, ракетка, стенка гимнастическая, свисток Спортзал школы, спортивная площадка.
Тематическое и календарно-тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела (кол-во часов) Наименование темы занятия
1 Баскетбол(10 ч) Инструктаж по ТБ. Ведение мяча, ловли и передача мяча, броски в корзину.
2-3 Ведение мяча, ловля и передачи мяча, финты, эстафеты с ведением мяча. Учебная игра.
4 Передвижение, прыжки, остановки, повороты с мячом, финты, заслоны. Игра «10 передач».
5 Упражнения с мячом по заданию, финты, заслоны, техника игры в защите. Учебная игра.
6-7 Передачи мяча двумя руками от груди, техника игры в защите, учебная игра в стритбол.
8-9 Броски мяча в кольцо двумя руками от груди со средней дистанции. Игра по упрощенным правилам.
10 Эстафеты с элементами баскетбола.
11 Пионербол(6 ч) Передача и ловля мяча двумя руками. Учебная игра.
12 Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, то же - в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега.
13 Прямой нападающий “удар” через сетку с 2-3 шагов разбега двумя руками из-за головы (бросок). Учебная игра.
14 Подача броском одной рукой (сверху или снизу). Учебная игра.
15-16 Учебная игра в пионербол.
17 Волейбол(11 ч) Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу - сверху в парах.
18 Передача мяча двумя руками сверху после перемещения. Подвижная игра «Спираль».
19 Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачами мяча).
20-21 Верхняя и нижняя передачи мяча на точность после перемещения. Учебная игра в пионербол.
22 Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней передачи мяча. Подвижная игра «Охотники и утки».
23-24 Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6,3,4 и 6,3,2. Учебная игра по упрощенным правилам.
25 Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием.
26 Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. Пионербол с элементами волейбола.
27 Групповые упражнения в приеме мяча снизу от нижней подачи, групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола.
28-29 Бадминтон(8 ч) Различные виды жонглирования с воланом.
30-31 Выполнение ударов открытой и закрытой стороной ракетки.
32-33 Удары снизу, сверху, слева, справа, подачи в зону. Учебная игра.
34 Удары справа, слева по высокой траектории, удар «смеш», подача в зону. Учебная игра.
35 Соревнования и эстафеты с применением элементов бадминтона.
Формирование универсальных учебных действий
УУД Характеристика основных видов деятельности ученика
Знания о физической культуре
Личностные, коммуникативные • рассматривать физическую культуру как явление культуры;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины баскетбола, пионербола, волейбола, бадминтона, применять их в процессе игры со своими сверстниками;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Личностные. коммуникативные, регулятивные • использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств.
Физическое совершенствование
Личностные • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол, пионербол, волейбол, бадминтон в условиях игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного предмета
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Необходимое количество
Основная школа Примечание
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по физической культуре Д Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно- методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2 Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5—9 классы Д 1.3 Рабочие программы по физической культуре Д 1.4 Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха
Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. 8—9 классы/ Под общ. ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 5—7 классы. Пособие для учителя/
В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 1—11 классы. К Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд
Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд
В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 классы (серия «Текущий контроль»).
Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»).
Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам»).
Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам») 1.5 Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению Д В составе библиотечного фонда
1.6 Методические издания по физической культуре для учителей Д Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»
1.7 Федеральный закон «О физической культуре и спорте» Д В составе библиотечного фонда
2 Демонстрационные учебные пособия
2.1 Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Д 2.2 Плакаты методические Д 2.3 Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения Д 3 Экранно-звуковые пособия
3.1 Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) Д 4 Технические средства обучения
4.1 Сканер Д 4.2 Принтер лазерный Д 4.3 Копировальный аппарат Д Может входить в материально-техническое оснащение образовательного учреждения
5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
5.1 Стенка гимнастическая 5.2 Бревно гимнастическое напольное 5.3 Канат для лазанья с механизмом крепления Г 5.4 Козёл гимнастический Г 5.5 Мост гимнастический подкидной Г 5.6 Скамейка гимнастическая жёсткая Г 5.7 Комплект навесного оборудования Г 5.8 Скамья атлетическая наклонная Г 5.9 Секундомер Г 5.10 Коврик гимнастический Г 5.11 Сетка для переноса малых мячей Г 5.12 Маты гимнастические 5.13 Мяч набивной (1 кг, 2 кг) К 5.14 Мяч малый (теннисный) 5.15 Скакалка гимнастическая К 5.16 Палка гимнастическая К 5.17 Обруч гимнастический К Лёгкая атлетика
5.21 Планка для прыжков в высоту Д 5.22 Стойка для прыжков в высоту Д 5.23 Флажки разметочные на опоре Г 5.24 Рулетка измерительная (10 м, )Д 5.25 Номера нагрудные Г Подвижные и спортивные игры
5.31 Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой д 5.32 Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой Г 5.33 Мячи баскетбольные для мини-игры Г 5.34 Сетка для переноса и хранения мячей Д 5.35 Жилетки игровые с номерами Г 5.36 Стойки волейбольные универсальные Д 5.37 Сетка волейбольная Д 5.38 Мячи волейбольные Д 5.39 Компрессор для накачивания мячей Д 5.40 Ворота для мини-футбола Д 5.41 Сетка для ворот мини-футбола Д 5.42 Мячи футбольные Г 5.43 Мячи для ручного мяча Г 5.44 Ворота для ручного мяча Д 6 Спортивные залы (кабинеты)
6.1 Спортивный С раздевалками для мальчиков и девочек
6.2 Кабинет учителя Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды
6.3 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования Включает в себя стеллажи, контейнеры
7 Пришкольный стадион (площадка)
7.1 Игровое поле для футбола (мини-футбола) Д 7.2 Сектор для прыжков в длину Д 7.3 Сектор для прыжков в высоту Д 7.4 Гимнастический городок Д 7.5 Площадка игровая баскетбольная Д 7.6 Площадка игровая волейбольная Д Планируемые результаты освоения курса
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т.д.
Результат третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, само оздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Выпускник научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол, баскетбол, пионербол, бадминтон в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовки;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.