Вышивка как вид художественного рукоделия

ВЫШИВКА КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОДЕЛИЯ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА НА УРОКАХ


Касдорф О.В.

Вышивка, широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Возникновение вышивки относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, швы на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем к бронзовой и позднее- к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Ее эволюция прослеживается по изображениям вышивки в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивки разных времен и народов. Сложившиеся в древние века у отдельных народностей и этнических групп традиций узоров вышивки (с характерными для них местными композиционными и техническими приемами орнаментальными и изобразительными мотивами, цветом, строем и т.д.) дальше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов и в узорной вышивки для верхушечных слоев общества более подтвержденной воздействию общей стилевой эволюции искусства. Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная вышивка. Яркими ее образцами является и самые ранние из сохранившихся вышивка – сдельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» с фигурами животных. [1, 55c.]
Народная вышивка, подобно народной песне или танцу, ярко и всесторонне отражает характер национального искусства. Ее глубокие корни уходят в седую старину. Вышивка, как и все остальные виды фольклора, испытала на себе влияние различных периодов развития. Широкое распространение и совершенствование старых, традиционных приемов этого прикладного декоративного искусства, а также возникновение новых было связано с повышением требований к культуре быта и одежды.
На первых порах вышивка была привилегией богатых сословий. Ею украшали белье и костюмы, сшитые, как правило, из дорогих тканей - бархата и шелка. Узоры выполнялись шелковыми нитками, а иногда и канителью (серебряной и золотой). Вполне закономерно, что стечением времени сельские девушки- вышивальщицы, приобретя необходимый опыт и сноровку, стали использовать некоторые рисунки для украшения отдельных частей своей одежды или предметов быта. Народные вышивки выполнялись обычно на полотне и холсте нитями льна и конопли, которые крестьянки сами окрашивали в домашних условиях с помощью растительных красителей в основном цвета – желтый, синий, красный и черный. Таким образом вышивание постепенно проникло в широкие слои народа. О красоте народной вышивки и мастерстве вышивальщиц из народа свидетельствуют сохранившиеся до наших дней национальные костюмы.
Интенсивная модернизация текстильного производства, развитие техники и нарастание темпа жизни постепенно снизили интерес к ручной вышив как к украшающему элементу костюма. Национальные костюмы исчезают из повседневной жизни, уступая место более простой, более практичной и более дешевой готовой одежде. А вышивание становится просто одним из видов занятий в свободное время. Сложные красочные рисунки, некогда украшавшие национальные костюмы, видоизменяются, упрощаются и трансформируются с учетом современной жизни и потреблений.
В последнее время, однако, мода снова начинает обращаться к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему дамские платья, блузки и детскую одежду. А различные накидки, салфетки, скатерти, портьеры, диванные подушки, сумки и другие предметы быта, вышитые народными рисунками, опять завоевывают широкое признание, дополняя и украшая интерьеры современной квартиры.
Мы становимся свидетелями возрождения народной вышивки. Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с батиком».
Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанные ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче.
Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. [2, 43 c.]
Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами лентами и рюшами.
На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников.
Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года.
У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, зависимости от пола ребенка.
История вышивки лентамит восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется очень тонкая лента, которая подходит к любым видам ткани. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы.
Особенности этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив пошаговое описание различных видов швов, вы без труда сможете их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого, у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба.
Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачке, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме.
Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В середине века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавесы, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV веке начало расширятся бытовое применение шелковых лент. Традиции качества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитии производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
В 1446 году будущий король Людовик 16 пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене, почти 45 тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент -Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик 14 украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик 15 любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенные лентами. В моду вошли «летящие платья» с незастроенными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого искусства пришелся на 70-егоды XIX столетия. К тому времени можно было увидеть не только на платьях, на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах. После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стали снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.
Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своим гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех.
«Эстэтикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию».Эстетика - это философическая наука о прекрасном в действительности и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства. В «Кратком словаре по эстетике» читаем: «Эстетика – наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей». Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Бугмартером в 1790 году, но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. С тех пор, как появилась эстетика, идут бесконечные споры: что же такое прекрасное, ведь его не почувствуешь материально. [3, 22с.]
Прекрасное – это то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям. То есть прекрасное – функция соответствия между природой и человеком, предметом и человеком, и т.п. на древнейших рисунках мы видим процесс труда: люди рисовали то, чем занимались, - охотой, рыболовством, земледелием. И трудно не согласиться с определением красоты, сформулированным Н.Г.Чернышевским: «красота спасает мир».
Однако понятие о красоте субъективно. На определение прекрасного существенное влияние оказывает целый ряд социально-психологических обстоятельств (эпоха, национальные и расовые факторы, классовая принадлежность, мода, индивидуальные психологические особенности личности).
Красота – понятие расплывчатое. Более конкретное – совершенство. Если человек достигает в своем деле совершенства, он достигает прекрасного. Иначе можно сказать: эстетика – это философия искусств. Эстетические знания нужны любому школьнику. Хотя они не заменят уроков литературы, истории, труда, искусства, где они сталкивается с непосредственными проявлениями красоты, все же они послужат дополнением к ним, путеводителем по стране прекрасного.
Эстетические дела – общее название дел, доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Уже назывались главные задачи эстетического воспитания, в числе которых – формирование эстетических понятий, оценок суждении, идеалов, потребностей. Критерием эстетического воспитания считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни: быту, труде, поведении человека.
Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовыми физическим. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного развития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическое наслаждение вызывает не только произведение искусства, но и добрые дела, преданность коллективу, добросовестный труд. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» (Б. М. Неменский). [4, 12c.] Высокая культура труда без развития чувства прекрасного также недостижима. Много элементов красоты включат в себя физическое воспитание: гармония развитого тела, хорошей осанки, походки, изящных и энергичных движений облагораживает жизнь и поведение человека, образ его мыслей.
В художественных воспитательных делах необходимо предусмотреть овладение теоретическими знаниями. Школьники узнают, что термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» - чувственный. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартером. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих предметов. Эту способность называют эстетическим чувством. Как социальное явление оно развивалось и обогащалось в процессе труда, по мере того как человек, изменяя природу, изменял и собственную природу, социальные отношения.
Одна из основных категорий эстетики – категория прекрасного. Прекрасное – это и сама жизнь в ее наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда. Прекрасное создается человеком, так с помощью вышивки, составлении композиции процесс создания художественного произведения развивает чувство эстетического вкуса. Характер композиции зависит от идейного замысла художника. Постоянное наблюдение окружающей среды питает творческое представление мастера, возбуждает стремление воспроизвести ее средствами искусства, в частности – вышивки. Вышивка позволяет специфическими средствами, в опосредствованной условной форме, обусловленной традициями народного творчества, воспроизвести окружающий мир. Одной палитрой красок можно передать разные чувства: радость и печаль, ожидание и надежды. Повторение элементов и творческое применение их в определенной композиции, удачный подбор цветов рисунка создают своеобразный ритм в орнаменте, помогают художнику достигнуть конечной цели – передать общее впечатление, воспроизвести настроение. Ученик старается внести в каждую свою работу что-то новое, оригинальное. Поэтому развитие эстетического вкуса у школьников на примере вышивки имеет огромное значение и одновременно раскрывает духовные ценности изделий народных мастеров. Воспитание средствами искусства - один из основных принципов педагогики.

Литература
Гаспарян Э.Б. Искусство для развития эстетического вкуса школьников. - М., 1999
Бродкина М.М. Привитие эстетического вкуса младшим школьникам. - Алма- Ата., 1967
Есенгараева Б.А. Возможности воспитания посредством искусства.- Астана., 2011
Неменский Б.М. Эстетическое воспитание. - М.,2001
15