Рабочая программа по кружковой работе Ручеек


«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
___________/Тимирова Г.В/

Протокол № _____ от «____»
_____________________2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с.Маскара
_____________/Аглиуллина М.Ш./

«____ »________________2016г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ с.Маскара
_____________/Хадиев М.В./

Приказ № _116 от «_31»
_______________________2016г.






Программа экологического кружка «Юный эколог»





Выполнила: Гарипова Альфия Исмагиловна,
учитель географии
МБОУ «СОШ с.Маскара им.Н.А.Самигуллина»






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления. Одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду
Учащиеся должны знать:
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;






Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной деятельности

Содержание учебного курса
Формы организации
Основные виды учебной деятельности

Введение. Жизнь на Земле (2 часа)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Введение .Вводное занятие. Жизнь на Земле. Экскурсия «Живая и неживая природа»
Групповая
коллективная
Фенологические наблюдения «Осенние явления».

«СРЕДА ОБИТАНИЯ» (11часов) Времена года на Земле .Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе .Изменения окружающей среды. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке». Условия жизни растений. Растения саванн и степей. Растения пустынь и полупустынь .Растения тайги. Растения тропических лесов. Просмотр видеофильма »В мире растений» Экологический проект «Растения наши друзья»
Групповая
коллективная
Конкурс на лучший осенний букет
1.Наблюдение на экологической тропе »Что такое природа?»
2.Понятие живая, не живая природа
3.Беседа»Дом-природа»
4.Внести календарь природы.

Реки и озера (1час)
Реки и озера. Получение кислорода под водой .Пресноводные животные и растения. Пресноводные животные и растения. Морские обитатели. Обитатели глубин. Жизнь у рек и озер .Вода это источник жизни. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Групповая
коллективная
изготовление птичьих гнездовий
1.Наблюдение за состоянием погоды на участке
2.Чтение стихотворения
3.Беседа о сезонных изменениях в природе
4.Работа с календарем природы


Окружающая среда и здоровье .(3 часов).
Здоровье человека и действующие на него факторы.
Причины ухудшения здоровья в современных условиях
Акция ”Мы за экологический чистый продукт”
Групповая
коллективная
Экологическая игра
1. Что такое лес?
2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.
3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»
4. Собирание гербария.


В мастерской художницы Зимы “Красавица- Зима”. Конкурс рисунков
Подготовка акции «Сохраним воду!». Акция « Сохраним воду!»
Групповая
коллективная
Информационное сообщение учащимся. Демонстрация поделок. Реферат


4. Человек и животные( 16 часов)
Одомашнивание животных. .Жизнь среди людей. Ролевая игра «Это все кошки». Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья»
Уход за домашними животными .Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». экзотические домашние животные. Очистка родников. Открытие и исследование новых родников. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. .Значение животных в жизни человека
Групповая
коллективная
Лекция с элементами диспута
1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран»
2. Видеофильм «Животные жарких стран»


Окружающая среда и здоровье .(3 часа).
Здоровье человека и действующие на него факторы. Причины ухудшения здоровья в современных условиях. Акция ”Мы за экологический чистый продукт”
Групповая
коллективная
1. Просмотр слайдов
«Вода в окружающей среде.
2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного
отношения к ней.


Видеоэкология (3 часов)
Агрессивные видеополя, их влияние на психику человека. Сравнительная характеристика природной и городской визуальной среды. Просмотр видеофильма” В мире животных”
Групповая
коллективная
1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,
способами его обнаружения.
2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого
3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»


Антропогенные воздействия на экосистемы (3 часа)
Природные ископаемые, ресурсы и отходы. Деградация природных сообществ под воздействием загрязнений. Акция” Очистка школьных двор”
Групповая
коллективная
1. Наблюдение за деревьями.
2. Вспомнить названия
некоторых деревьев и кустарников
3. Работа с календарём природы


Природные ресурсы (3часа )
История освоения и сохранения природных ресурсов в России. Творческие работы на тему “Что нас ждет в будущем”. Проведение акции ”Чистая тропа”
Групповая
коллективная
Практическая работа: «Составление схем, рисунков цветников»

«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (4 часа)
Вредители сельскохозяйственных культур. Биологические методы борьбы с вредителями. Насекомые опылители. Птицы помощники на огороде.
Групповая
коллективная
1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.
2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.
3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).
Наблюдение за ним.


Дикие животные ( 13 часов)
Как живут зайцы? Серый хищник – волк. Хозяин леса – бурый медведь.
Любознательный зверёк –белка. Куница - охотник на белок. Лесной красавец – лось .Сердитый недотрога- ёж. Подземный житель – крот.
Всеядное животное барсук. Красавица лиса. Запасливый бурундук. Рысь - родственник кошки .Итоговое повторение

Групповая
коллективная
1. Чтение стихотворения
«Береги природу»
2. Целевая прогулка по экологической тропе
3. Беседа «Что будет, если»
4.Просмотр презентации.




Тематическое планирование
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Примечание



План
Факт


1
Введение (2 часа)Вводное занятие. Жизнь на Земле
2.09



2
Экскурсия «Живая и неживая природа»
2.09




1. Среда обитания (11 часов)




3
Времена года на Земле
9.09



4
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
9.09



5
Изменения окружающей среды
16.09



6
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
16.09



7
Условия жизни растений
23.09



8
Растения саванн и степей
23.09



9
Растения пустынь и полупустынь
30.09



10
Растения тайги
30.09



11
Растения тропических лесов
7.10



12
Просмотр видеофильма »В мире растений»
7.10



13
Экологический проект «Растения наши друзья»
14.10




3. Реки и озера (9 часов)




14
Реки и озера
14.10



15
Получение кислорода под водой
21.10



16
Пресноводные животные и растения
21.10



17
Пресноводные животные и растения
28.10



18
Морские обитатели
28.10



19
Обитатели глубин
11.11



20
Жизнь у рек и озер
11.11



21
Вода это источник жизни.
18.11



22
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
18.11



23
В мастерской художницы Зимы “Красавица- Зима”. Конкурс рисунков
25.11



24
Подготовка акции «Сохраним воду!»
25.11



25
Акция « Сохраним воду!»
2.12





4. Человек и животные
( 16 часов)




26
Одомашнивание животных.
2.12



27
Жизнь среди людей
9.12



28
Ролевая игра «Это все кошки»
9.12



29
Домашние животные
16.12



30
Викторина «Собаки – наши друзья»
16.12



31
Уход за домашними животными
23.12



32-33
Работа над проектом «Как очистить природу от мусора?».
23.12 13.01



34-35
Экзотические домашние животные.
13.01 20.01



36-37
Очистка родников
20.01 27.01




38-39
Открытие и исследование новых родников
27.01




40
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.
3.02



41
Значение животных в жизни человека
3.02




Окружающая среда и здоровье .(3 часов).





42
Здоровье человека и действующие на него факторы.


10.02



43
Причины ухудшения здоровья в современных условиях

10.02



44
Акция ”Мы за экологический чистый продукт”
17.02




Видеоэкология (3 часов)





45
Агрессивные видеополя, их влияние на психику человека.

17.02



46
Сравнительная характеристика природной и городской визуальной среды

24.02



47
Просмотр видеофильма” В мире животных”
24.02




Антропогенные воздействия на экосистемы (3 часа)





48
Природные ископаемые, ресурсы и отходы

3.03



49
Деградация природных сообществ под воздействием загрязнений
3.03



50
Акция ”Очистка школьных двор”
10.03





Природные ресурсы (3часа )





51
История освоения и сохранения природных ресурсов в России

10.03



52
Творческие работы на тему “Что нас ждет в будущем”.

17.03



53
Проведение акции ”Чистая тропа”
17.03




«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (4 часа)




54
Вредители сельскохозяйственных культур.
7.04



55
Биологические методы борьбы с вредителями.
7.04



56
Насекомые опылители.
14.04



57
Птицы помощники на огороде.
14.04




Дикие животные ( 13 часов)

21.04



58
Как живут зайцы?

21.04



59
Серый хищник - волк

28.04



60
Хозяин леса – бурый медведь

28.04



61
Любознательный зверёк -белка

5.05



62
Куница - охотник на белок

5.05



63
Лесной красавец - лось

12.05



64
Сердитый недотрога- ёж

12.05



65
Подземный житель - крот

19.05



66
Всеядное животное барсук
19.05



67
Красавица лиса.

26.05



68
Запасливый бурундук

26.05



69
Рысь - родственник кошки
31.05



70
Итоговое повторение
31.05




Итого:
70 часов




Список использованной литературы
Для педагога:
Энциклопедия
Экология в школе (журналы).
Экология России –Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова 1995г.

Для учащихся:
Экология России –Б.М.Миркин,Л.Г.Наумова 1995г.
По материкам и океанам-Н.П.Смирнова,А.А.Шибанова,1988 г
Хрестоматия-В.Н.Кузнецов,1995 г.
Интернет ресурсы:
Экологический словарь - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Экология и жизнь - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Охрана дикой природы - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заповедники и национальные парки - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Заголовок 115