Рабочая программа по кружковой работе Народные обряды


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
На заседании МО классных
руководителей
Протокол № ___ от«___» _____________2014 г.
Руководитель МО
________ Путинцева Л.И. «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______ Мерзликина Г.В.
«___»____________ 2014г. «Утверждаю»
Приказ № _____
от «___»____________ 2014 г.
Директор школы
________Щербатых А.И.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по художественно-эстетическому направлению
«Веселые нотки» для 6 класса

Составил: учитель музыки
первой квалификационной категории
Скогорев С.В.

2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Работа вокального кружка в общеобразовательной школе занимает важнейшее место в системе воспитания и образования. Пение развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей, необходимых для овладения исполнительским навыкам. Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами народного музыкального творчества, но и с лучшими образцами современной музыкальной культуры, духовной музыки. Учатся исполнять и анализировать музыку.
Цель занятий по вокалу заключается в развитии личностного творческого потенциала школьника, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального музицирования.
Намеченным целям обусловлены задачи занятий по вокалу:
-развитие способности эстетического сопереживания действительности, миром человеческих эмоции, чувств, жизненных реалий;
-осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность;
-развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
-развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке ,желание исполнять ее;
-всестороннее развитие музыкального слуха- мелодического, гармонического, ритмического, динамического, темпового.
-формирование музыкальной культуры, художественного вкуса;
прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного, художественного исполнения;
формирование умений и способов деятельности для самостоятельного общения с музыкой;
приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного музыкального мышления;
стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге;
обучение детей пользоваться различными техническими средствами.
Задача руководителя - привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение - наиболее доступный вид деятельности. Пение по памяти способствует развитию музыкальной памяти.
В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела, Это способствует формированию личности, помогает поверить в собственные силы, воспитывает чувство товарищества. При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями учащихся, сколько их возрастом.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты произведения. Используются приемы, как сочетание запевов солистами, динамического развития, варьирование элементов аранжировки.
Отбирая репертуар, помним об необходимости расширения музыкально-художественного кругозора, что пение -мощное средство патриотического, идейного, нравственного воспитания учащихся.
Постепенное накоплением опыта исполнения, овладения вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.
На протяжении всех лет обучения необходимо следить за формированием и развитием важнейших вокальных навыков: дыханием, звуковедением. дикцией, ансамблем, строем и и др., постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
постановка дыхания;
работа над расширением певческого диапазона;
развитие музыкального слуха и ритма.
Данная программа рассчитана на 1год обучения. Предусматривается работа с детьми от 10 до 16 лет.
Учебно-тематический план
(0,5 часа в неделю, всего 17 часов)
№ п/п Название темы Количество часов
всего уроки лабораторные работы Контрольные работы Экзамены, зачеты
1 Музыкально - теоретические дисциплины 3
3 2 Вокальная работа 14 14 Содержание тем учебного курса
1. Музыкально - теоретические дисциплины.
Вводное занятие.
История вокального кружка. Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности. Проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов.
Знакомство с голосовым аппаратом.
Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания.
Учащиеся должны знать:
технику безопасности на уроках вокала;
певческие голоса и их характеристики;
строение голосового аппарата;
Учащиеся должны уметь:
применять на практике полученные знания;
определять певческие голоса;
брать дыхание.
2. Вокальная работа.
Формирование певческих навыков. Роль распевки.
Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа.
Певческая установка.
Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения. Охрана голоса.
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.
Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя.
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.
Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа.
Артикуляция. Дыхание.
Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.
Единство художественного образа и исполнительства.
Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности.
Работа над тембровой окраской.
Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа.
Звуковедение. Развитие чувства ритма.
Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив).
Сценическая постановка художественного номера.
Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа.
Развитие певческого диапазона. Унисонное пение.
Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон.
Пение фальцетом, речитативом. Дикция.
Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. Ритмические особенности сольного произведения.
Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.
Понятие придыхательного пения. Практическая отработка.
Работа над музыкальным и сценическим образом.
Работа с микрофоном. Сольное исполнение номера.
Итоговое занятие.
Подготовка к отчетному мероприятию. Прогон номеров. Подведение итогов работы.
Учащиеся должны знать:
физиологические особенности голосового аппарата;
положения корпуса и головы исполнителя во время пения;
понятие интонация;
основные дирижёрские жесты;
понятие артикуляционный аппарат;
понятие художественный, музыкальный образ;
тембр, ритм, речитатив, унисон, фальцет, дикция;
понятие образ исполнителя;
понятие придыхательного пения, сольное исполнение;
Учащиеся должны уметь:
использовать правильную позицию голосового аппарата при пении;
применять на практике полученные знания;
интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню «а капелла»;
сольфеджировать несложные мелодии;
брать дыхание в характере произведения;
раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность;
определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
определять основные жанры песенного искусства;
чисто произносить текст.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела (темы) программы с указанием общего количества часов Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания образования Демонстрация Требования к уровню подготовки Вид контроля Элементы дополнительного содержания Планируемые результаты УУД
обучающихся:
личностные,
метапредметныеДата проведения
план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 Музыкально - теоретические дисциплины (3ч) Вводное занятие. 1 Урок изучения и закрепления новых знаний История вокального кружка. Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности.
Проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен. «Хорошее настроение» Знать технику безопасности на уроках вокала.
Уметь применять на практике полученные знания Текущий Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии. воспринимать информацию;
- оценивать и осмысливать результаты своей деятельности;
-умение отвечать на вопросы;
- овладение умениями совместной деятельности;
-объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. 13. 09 2 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. 1 Урок изучения и закрепления новых знаний Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.
Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты».
«Хорошее настроение» Знать певческие голоса и их характеристики.
Уметь определять певческие голоса. Текущий 27. 09 3 Знакомство с голосовым аппаратом. 1 Урок изучения и закрепления новых знаний Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Пение специальных упражнений на разные виды дыхания «Мой учитель»
«Хорошее настроение». Знать строение голосового аппарата.
Уметь брать дыхание. Текущий Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания;
-участвовать в коллективной творческой деятельности.
Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку.
-умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
самостоятельная организация учебной деятельности. 11. 10 4 Вокальная работа (14ч) Формирование певческих навыков. Роль распевки. 1 Комбинированный Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа. «Мой учитель»
«Хорошее настроение» Знать физиологические особенности голосового аппарата
Уметь использовать правильную позицию голосового аппарата при пении. Текущий 25. 10 5 Певческая установка 1 Комбинированный Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения. Охрана голоса «Посвящение маме»
«Мой учитель»
Знать положения корпуса и головы исполнителя во время пения.
Уметь применять на практике полученные знания. Текущий 22. 11 6 Развитие слуха. Слух регулятор голоса. 1 Комбинированный Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя. Анализ вокального исполнения. «Посвящение маме»
Знать понятие интонация.
Уметь интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню «а капелла». Текущий 06. 12 7 Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. 1 Комбинированный Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа.
Работа над новогодними песнями под караоке. (По выбору.) Песни по выбору Знать основные дирижёрские жесты.
Уметь сольфеджировать несложные мелодии. Текущий -проявляют интерес к новому учебному материалу;
-выражают положительное отношение к процессу познания;
-адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
-Решать творческие задачи на уровне импровизаций.
-Самостоятельная организация учебной деятельности. 20. 12 8 Артикуляция. Дыхание. 1 Комбинированный Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика. «Не крутите пёстрый глобус»
Знать понятие артикуляционный аппарат.
Уметь брать дыхание в характере произведения. Текущий 17.01 9 Единство художественного образа и исполнительства 1 Комбинированный Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа - передача образа при помощи средств музыкальной выразительности «Не крутите пёстрый глобус» Знать понятие художественный, музыкальный образ.
Уметь исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню. Текущий 31. 01 10 Работа над тембровой окраской. 1 Комбинированный Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа. «Подари улыбку миру» Знать понятие тембр.
Уметь раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность. Текущий 14. 02 11 Звуковедение. Развитие чувства ритма. 1 Комбинированный Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив) «Подари улыбку миру» Знать понятие ритм, речитатив.
Уметь определять ритм и метр в мелодическом движении произведения. Текущий Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку.
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 28. 02 12 Сценическая постановка художественного номера. 1 Комбинированный Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа.
Игра «Музыкальные перевертыши» «Аист на крыше»
Знать понятие образ исполнителя.
Уметь определять основные жанры песенного искусства Текущий 14. 03 13 Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. 1 Комбинированный Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон «Аист на крыше»
Знать понятие унисон.
Уметь интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню. Текущий 11. 04 14 Пение фальцетом, речитативом. Дикция 1 Комбинированный Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. Ритмические особенности сольного произведения.
Конкурс скороговорок. «Моя Россия»
«Музыкальная ярмарка» Знать понятие фальцет, речитатив, дикция.
Уметь чисто произносить текст
Текущий 25. 04 15 Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. 1 Комбинированный Понятие придыхательного пения. Практическая отработка. «Моя Россия» Знать понятие придыхательного пения.
Уметь использовать правильную позицию голосового аппарата при пении. Текущий Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры
-выражают положительное отношение к процессу познания
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе.
25. 04 16 Работа над музыкальным и сценическим образом. 1 Комбинированный Работа с микрофоном. Сольное исполнение номера «Моя Россия» Знать понятие сольное исполнение.
Уметь исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню. Текущий 23. 05 17 Итоговое занятие. 1 Обобщение и систематизация знаний Подготовка к отчетному мероприятию. Прогон номеров. Подведение итогов работы. Произведения звучащие на протяжении года Знать тексты песенного репертуара.
Уметь в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность.
Итоговый 23. 05 Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.

По окончании курса школьники научатся:
определять основные жанры песенного искусства;
знать физиологические особенности голосового аппарата
использовать правильную позицию голосового аппарата при пении.
исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню а капелла;
уметь брать дыхание в характере произведения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. Редактор С.Котомина.
Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
Список литературы (основной и дополнительной)
Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980
Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983
«Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
Емельянов В.В.. «Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, последовательность ведения упражнений» Краснодар, 2000.
Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»,изд «Лань»С-Петербург, 1997
«Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998