Методичское пособие Фриволите первые шаги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Бокситогорский центр дополнительного образования детей»









Методическое пособие

«Фриволите - первые шаги».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Автор:
Гладышева Н.В., педагог дополнительного образования








г. Пикалёво
2013 г.

Цель данного пособия: познакомить с историей возникновения техники фриволите; с основными приёмами плетения и инструментами.
Немного об истории

Об истории техники плетения фриволите известно немного. Скудные упоминания о нем находят искусствоведы, изучая культуру древних Китая и Египта. В средние века этот способ был известен сначала в Италии и Франции, а затем распространился по всей Европе. На Востоке это кружево также было известно и называлось «манук», что означает «челнок» тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Именно на Востоке был изобретён челнок с помощью которого создавали совершенно новые образцы искусного рукоделия. Первоначально челноки были побольше и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз - из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром. Сейчас такие челноки делаются чаще всего из кости или пластмассы. Из восточных стран кружево попало в Европу. Появилось кружево фриволите в Европе в XVIII в., когда особенно модно было украшать одежду, даже мужскую, кружевными воротничками, манжетами, жабо, отделывать кружевом юбки, фартуки, чепцы, носить кружевные накидки, палантины, наколки. В Италии такое кружево именуют occhi («окко»), что означает «глаз», «глазок», и дейст­вительно, основной элемент узора имеет овальную форму, напоминающую форму глаза, а итальянские гипюры, изготовленные с помощью челнока., состояли в основном из колец. В Англии- «тетинг» (тетин от «tat» - плести кружево)- плетёное кружево. В Германии кружево фриволите называли - «шиффхен шпитцен» (schiffchenspitze) - челночное кружево (плетение челноком).
Происхождение французского слова frivilite (фриволите) двояко. С одной стороны: «frivole» - «пустой» можно отнести к структуре кружева - неплотное, с большими, незаполненными дырочками, с другой это же слово можно перевести как «легкомысленный», что, в свою очередь можно отнести либо вообще к легкомысленности любой отделки, либо к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, оно было очень популярно в этих кругах, т.к. не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести пустые, легкомысленные беседы.
Так или иначе, в Россию челночное кружево пришло в XIX веке из Франции, и поэтому мы зовем его “фриволите”. Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых материалов, чем другие виды кружева (даже из тонкого шнура) и использовались для отделки верхней одежды, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер. В конце XVII века кружево являлось украшением одежды высшей знати, так как основным материалом для его изготовления служила тонкая золотая или серебряная нитка. Но уже в середине XVIII века в кружево начинает вводиться шелковая и льняная нитка, в связи с чем кружевоплетение получает всё более широкое распространение.
В российских помещичьих имениях наши кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики – вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. Кружевоплетению учили дома (мастерство переходило от матери к дочери), в пансионах для девиц, в институтах благородных девиц. Умение вышивать, шить, вязать, плести являлось одной из обязанностей женщины. Рукоделие брали с собой на вечера, в путешествие, вспомним хотя бы романы Л.Н.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина».
После октября 1917года в нашей стране кружевоплетение было признано «барской затеей» Вологодское кружево ещё сохранилось и в деревенских домах, и в музеях, однако о фриволите забыли. В Европе интерес к кружевоплетению оставался неизменным.
В 1960-е годы это искусство постепенно стало возрождаться в странах Прибалтики. Эстонские мастерицы воссоздали кружево фриволите, разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Эта техника отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши бабушки, изучавшие фриволите по «Курсу женских рукоделий» (изданному в 1900 году в Санкт-Петербурге). В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а вскоре и в Ленинграде в настоящее время наблюдается новый всплеск интереса к этому виду рукоделия.
Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. Книги А.Г.Вечерской по плетению кружева фриволите широко известны в России и за рубежом.
Изделия, выполненные методом фриволите, очень изящны и разнообразны.
Это могут быть кружева, воротники, жабо, накидки, салфетки и более крупные изделия. Любые изделия, выполненные руками мастера, пользуются большим спросом. При желании фриволите можно комбинировать с другими методами рукоделия: макраме, вязание спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.
Плетение кружева челноком несложно и увлекательно Этим рукоделием можно заниматься в любых условиях. Оно не требует специально оборудованного рабочего места. Технику фриволите легко осваивают и взрослые и дети.




Инструменты и материалы

Челноки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Челнок для фриволите состоит из двух пластин в виде маслины, заостренных на концах и соединенных посредине. Форма этой маленькой вещицы не безразлична, потому что хороший челнок много способствует быстрому и совершенному исполнению работы. В XVIII веках, в эпоху, когда фриволите было очень в моде, челноки, которые употреблялись тогда, были длиннее, чем челноки, которыми пользуются теперь, потому что фриволите делалось тогда из более грубых материалов и очень часто из шелкового петличного шнурка. Челнок не должен иметь более 7 см. в длину и 2 см. в ширину. Оба конца листков должны быть достаточно сближены, чтобы препятствовать нитке свободно выскользать между ними. Особенно следует обращать внимание на этот совет тогда, когда выполнение рисунка требует одновременного употребления двух челноков. В плотной части, которая соединяет обе пластинки, должна быть пробита довольно большая дырка, чтобы в ней можно было укрепить нитку, которая наматывается на челнок. Нитка не должна выходить за края пластинок, потому что в этом случае она потеряет свою чистоту при беспрерывном проходе через руки работающей.



Материалы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Для изготовления изделий в технике «фриволите» можно пользоваться самыми разнообразными материалами, выбирая однако всегда нитку достаточно крученую. Лучше всего для начинающих подойдут нитки «Ирис». Ирис - это нитки для вязания, которые изготавливаются из 100-процентного хлопка. Кратковременная обработка ниток сильным раствором натрия и последующая промывка водой придает им прочность, яркость и блеск, а также устойчивость к воздействию солнечных лучей. Нитки ирис идеально подходят для вязания крючком, спицами, машинного вязания и для плетения на челноках. Из этой пряжи хорошо выполнять такие изделия, как трикотаж, ажур, салфетки, занавески, скатерти, покрывала и многие другие. Весят эти нитки примерно 25 граммов клубок. На этикетках присутствует ГОСТ.



Первые шаги
При обучении лучше использовать нити 2-х цветов, тогда начинающему лучше будут видны возможные ошибки. Необходимо так же помнить, что правая рука, пропустив челнок в петлю, удерживает и натягивает нитку, оставаясь неподвижной до тех пор, пока левая рука затянет узел. Наполнив челнок необходимым количеством ниток, захватывают конец нитки между указательным и большим пальцами левой руки, берут челнок в правую руку, пропускают нитку, сверху третьего и четвертого пальцев левой руки, потом проводят нитку снова к большому пальцу и скрещивают обе нитки под пальцами.
Первое положение рук
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нитку, выходящую из челнока, обводят вокруг мизинца правой руки, потом придают челноку 2-е положение.
Второе положение рук
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Челнок проводят между указательным и третьим пальцами и выпускают его позади петли.


Вот здесь то и представляются первые трудности для начинающих, и для того чтобы не смешивать движения левой руки с движениями правой руки я посоветую делать следующее, до тех пор, пока не получится достаточной уверенности в движениях. Сначала конец нитки, который находится между челноком и левой рукой не должен быть длиннее 2025 см. Пропустив челнок в петлю, опираются правой рукой на стол и сильно натягивают нитку, удерживаясь в это время от малейшего движения левой рукой. Когда правая рука приняла пассивное положение, третий и четвертый пальцы левой руки поднимаются вместе с петлей и затягивают ее, раздвигаясь в то же время настолько, чтобы натянуть нитку. Этим движением образуется первая часть "двойного узла", составляющая петлю фриволите. Нужно стараться не забывать, что нитка в правой руке не должна никогда двигаться, пока действует еще левая рука; только та часть нитки, которая находится в левой руке, должна образовать узел. Нитка правой руки всегда должна быть в состоянии пройти сквозь узлы; невозможно было бы продолжать работать ею, если бы она сама затянулась в узел, так как исчезла бы возможность удлинять или укорачивать петлю на левой руке.
Вторая часть петли или узла образуется следующими движениями: пропускают челнок слева направо между указательным и третьим пальцами под натянутую петлю; правая рука схватывает челнок перед свободной петлей и натягивает нитку; левая рука затягивает второй узел как первый.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Два соединенных узла образуют тогда двойной узел.
Так же, как в вязании спицами и в вязании крючком, в рисунки фриволите можно вставлять пико. Пико служит для соединения различных частей работы и с его помощью возможно делать разнообразные и удачные декоративные элементы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Положение рук для образования пико.
Пико открытое и закрытое.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Во всех описаниях фриволите, узел, который следует за пико, независим от петли. Точно так же, если описание фриволите предписывает: 2 петли или узла, 1 пико, 3 петли, 1 пико, 2 петли и т. д., считают всегда узлы, чтобы пользоваться ими для образования петли, а не делают: 2 петли, 1 пико, 4 петли и т. д. Способ связывания посредством пико. Чтобы связать посредством пико различные круги, ромбы и т. д., нитку, идущую в левой руке, захватывают крючком, которым и вводят ее в пико сверху вниз и выводят обратно; пропускают челнок в петлю, выходящую из пико и затягивают ее как и всякую другую петлю.
При работе двумя челноками концы обеих ниток связываются. Одна из них проходит на третий палец левой руки, навертывается дважды вокруг четвертого пальца, а челнок падает свободно. Тогда второй челнок берется в правую руку, которая исполняет те же, движения, как при работе с одним челноком.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Когда вы освоите эти несложные основные приёмы, можете приступать к плетению различных изделий в этой завораживающей кружевной технике.























































































Чем плетется кружево фриволите - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmadeclub.osinka.ru :: алима98: все для шитья, для дома, для насФриволитэ Первое положение рук"Фриволитэ Первое положение рук"Фриволитэ Четвертое положение рук"Фриволитэ Четвертое положение рук"Пико открытое"Пико открытое"Навивка на руку ниток двух челноков"Навивка на руку ниток двух челноков"15