Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения Бумажные фантазии


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВАРНАВИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ДОД ЦРТД И Ю _____________Л.С.ПастуховаПриказ № от____________2015 г.
Утверждена на заседании педагогического совета ГБОУ ДОД ЦРТД и Ю, протокол № от ________________________2015 г.
Дополнительная образовательная программа
детского объединения
«Бумажные фантазии»
Направленность программы : художественная
Срок реализации программы : 1 год
Возраст детей: с 10 лет
Руководитель программы:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Ступнева Е.В.
Варнавино
2015 г
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является его гуманистическая направленность, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребѐнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Занятия по плетению способствуют решению поставленных задач, развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной памяти.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.
Плетеные изделия из различных материалов были известны людям древнего мира. Находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что еще в период неолита изготовляли плетеные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростника, папируса и других. Составляя из этих материалов жгуты, их последовательно накладывали друг на друга кольцами, спиралями или параллельно и скрепляли поперечными мягкими связками. В античную эпоху для плетения стали использовать ветки деревьев и кустарников, особенно ивы, корни деревьев и другие материалы. Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. Без корзин, этих универсальных плетеных сосудов, трудно представить себе быт русского крестьянина. Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. В корзинах, сплетенных из белого окоренного прута, носили женщины на речку полоскать белье. Были и такие, с которыми отправлялись в дальнюю дорогу. Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев.
Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными.В сравнительно недалеком прошлом плетеные изделия являлись предметами первой необходимости. Занимая большое место в быту многих народов, они обладали чертами яркого национального своеобразия. Особенно широкое распространение получили во второй половине XIX и начале ХХ веков, когда большой популярностью пользовались корзины, плетеная мебель, коляски для кукол и другие изделия, изготовлявшиеся в мастерских Франции. В качестве сырья французские мастера использовали тонкую окоренную лозу, покрывали ее разными красителями, позолотой, серебром. Популярность плетеных изделий была настолько велика, что мотивы и отдельные эле-менты техники плетения имитировали в фарфоре, использовали изображение корзин или отдельных плетеных полос в композициях архитектурного декора. Перекрестное плетение, применяемое при изготовлении изделий из лозы, в принципе послужило основой для возникновения техники ткачества.
Плетеные изделия носят универсальный характер. Их широко применяют не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях человеческой деятельности. В XIX веке, когда началось бурное развитие многих отраслей промышленности, упаковочные корзины, изготовляемые из лозы, своей дешевизной и удобством форм вытеснили деревянные ящики. Плетение становится модой, распространяется во всех странах, с зарождением и развитием капитализма переходит на промышленную основу. Во Франции это ремесло перемещается из Парижа в периферийные департаменты, охватывая значительную часть населения. В Пруссии и Баварии плетением занимаются десятки тысяч человек. Для обучения плетению организуются школы со сроком обучения 2–3 года. Такие школы были созданы во многих странах. Мода на плетение охватила и Россию, где исстари у крестьян бытовали сделанные из ивового прута плетеные предметы. Предполагается, что корзиноплетение возникло в районах рек и озер и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской части России.
Ассортимент товаров в начале ХХ века (до первой мировой войны) был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы, нотницы),дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), так называемый мелкий товар (корзиночки самого различного назначения – для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетеные тарелочки, красивые коробочки для кондитерских изделий), а также игрушки (погремушки, разные машины, кукольные мебельные гарнитуры, посуда и пр.
Все сырье мастера специально обрабатывали, отбеливали, красили в различные цвета.В изделиях они сочетали окрашенные и неокрашенные материалы, часто употребляли для отделки цветной целлулоид, шелковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точеные деревянные детали.
Но не все могут себе позволить плести именно из ивового прута. Народные умельцы решили приспособить под плетение обычную бумагу, газеты. Это и мало затратно ,и всегда в доступе.
Актуальность программы.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребѐнка. Искусная работа руками ещѐ более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определѐнных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Само по себе плетение является одним из древнейших видов ремесел. Плетение из газетных трубочек – оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (карандашницы, кашпо, карзины и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. В этом заключается практическая значимость данной программы. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Детское объединение «Бумажные фантазии» создано с целью развития и реализации творческих способностей учащихся.  Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.    Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.   Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.     Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Цель программы – развитие и реализация творческих способностей у детей через освоение техники плетения из газет.
Задачи программы:
 
Обучающие:
-знакомить с основными понятиями и базовыми формами плетения
-обучать различным приемам работы с бумагой,
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.
Развивающие:
-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение,
-развивать мелкую  моторику рук, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей,
Воспитательные:
-воспитывать интерес к искусству плетения;
-способствовать созданию игровой ситуации, расширять коммуникативные способности детей,
-совершенствовать трудовые навыки
Программа рассчитана на обучающихся 10-15лет
Сроки реализации -1 год
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Форма проведения занятий – как индивидуальная, так и групповая. Посещение учащимися детского объединения осуществляется на добровольной основе.
Формы контроля
Программа предусматривает различные формы контроля в процессе обучения:
Текущий контроль - осуществляется на каждом занятии путем устного и фронтального опроса, постоянный контроль на каждом занятии, взаимоконтроль детей, коллективный разбор ошибок и их устранение.
Тематический контроль - по окончании темы проходят обобщающие, творческие занятия, где дети показывают свои знания и умения, полученные в ходе работы. Итогом является тематическая выставка работ детей.
Итоговый контроль – в конце учебного года проводится выставка или защита творческих проектов, мониторинг достижения результатов по итогам учебного года.
Данные формы контроля помогают выявить достижения обучающихся в освоении знаний и определить уровень умений в практической деятельности на каждом занятии и в конце темы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В конце обучения дети должны знать:
- историю возникновения плетения;
- технологию изготовления изделий «от простого к сложному»;
- приемы и правила работы с газетной лозой;
- приемы и способы покраски изделий;
- виды плетения
- правила техники безопасности на занятиях (работа с клеем, ножницами, спицами)
Должны уметь:
- крутить бумажную лозу;
-красить газетные трубочки и готовые изделия в домашних условиях
-плести из бумажной лозы различными видами плетения(верёвочка, ситцевое плетение, по спирали)
-плести различные виды дна(круглое, квадратное, с картоном);
-формировать край изделия;
- вносить элементы творчества в оформление готовой работы;
- оценивать качество готового изделия.
Основными способами проверки результата являются: наблюдение, анализ готовых работ, тестирование, самостоятельная работа, обсуждения результатов работы.
Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная и итоговая аттестация в коллективе, самостоятельная работа, проведение открытых и итоговых занятий, выставки в Центре, участие в фестивалях, конкурсах и выставках городского, окружного уровня и др.
Учебно-тематический план на год

п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего теорети-ческихпракти-ческих1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. 3 3 -
2. История возникновения плетения из бумаги 3 3 -
3. Подготовка бумажной лозы 6 2 4
4. Приемы и способы покраски бумажной лозы и готовых изделий,грунтовка изделия. 6 2 4
5. Виды плетения из газет. Верёвочка 18 2 16
5.1 Игольница 9 1 8
5.2 Вазочка круглая 9 1 8
6 Виды плетения из газет. Ситцевое плетение 15 2 13
6.1 Панно на стену Цветы 6 1 5
6.2 Корзиночка 9 1 8
7. Виды плетения из газет. Плетение по спирали 27 3 24
7.1 Вазочка 6 1 5
7.2 Ёлочка 9 1 8
7.3 Веночек 12 1 11
8. Плетение круглого дна 42 6 36
8.1 Корзиночка с ручкой 12 2 10
8.2 Органайзер 15 2 13
8.4 Корзиночка «Пасхальный Заяц» 15 2 13
9. Плетение квадратного(прямоугольного) дна 27 3 24
9.1 Поднос 12 1 11
9.2 Шкатулочка 15 2 13
10. Плетение с картонным дном 33 5 28
10.1 Вазочка 6 1 5
10.2 Шкатулочка с крышкой 12 2 10
10.3 Корзиночка «Курочка» 15 2 13
11. Формирование края изделия 6 2 4
12. Изготовление выставочных образцов.
18 2 16
13. Экскурсии .6 6 -
14. Итоговое занятие.
6 3 3
И Т О Г О
216 44 172
Содержание программы
Вводное занятие.
знакомство с детьми.
ознакомление с планом работы
организация рабочего места
инструктаж по технике безопасности на занятиях
История возникновения плетения из бумаги
Подготовка бумажной лозы
нарезка бумажных полос
скручивание трубочки на спице
фиксирование края
Приемы и способы покраски бумажной лозы и готовых изделий,грунтовка изделия.
техника безопасности
покраска морилкой,гуашью,акриловой краской с добавлением колера
покраска в тубе
покраска одиночных трубочек
грунтовка
покраска готовых изделий
Виды плетения из газет. Верёвочка
скручивание трубочек
техника безопасности
изготовление игольницы
изготовление круглой вазочки
Виды плетения из газет. Ситцевое плетение.
скручивание трубочек
техника безопасности
изготовление панно на стену с цветами
изготовление корзиночки
Виды плетения из газет.Плетение по спирали.
скручивание трубочек
техника безопасности
изготовление вазочки
изготовление ёлочки
изготовление веночка
Плетение круглого дна
подготовка трубочек
техника безопасности
изготовление корзиночки с ручкой
изготовление органайзера
изготовление корзиночки «Пасхальный заяц»
Плетение квадратного (прямоугольного дна)
скрутка трубочек
техника безопасности
изготовление подноса
изготовление шкатулочки
Плетение с картонным дном.
подготовка трубочек
техника безопасности
изготовление вазочки
изготовление шкатулочки с крышечкой
изготовление корзинки «Курочка»
Формирование края изделия
простой способ
способ в 2 трубочки
способ в 3 трубочки
Изготовление выставочных образцов
разработка вместе с педагогом новых образцов изделий из газетных трубочек и изготовление их с использованием различных материалов
техника безопасности при работе с ножницами,клеем Экскурсии
посещение выставок, музеев
правила поведения в общественных местах
Итоговое занятие
подведение итогов работы детского объединения «Бумажные фантазии»
итоговая аттестация учащихся
анализ проделанной работы за год
инструктаж по технике безопасности в летний период
Методическое обеспечение образовательного процесса

Разработка игр, конкурсов, викторин.
Иллюстрации работ мастеров.
Дидактические материалы.
Схемы изготовления поделок.
Модели базовых фигур.
Образцы готовых изделий.
Планшет «Техника безопасности на занятиях», «Техника безопасности при пожаре», «Правила поведения на дороге».
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, а так же условия программы, занятия необходимо проводить, применяя различные методы и приёмы обучения. Занятия по данной программе состоят из практических и теоретических частей, причём большое количество времени занимают практическая часть. Занятия построены таким образом, что включают в себя беседу, демонстрацию готового изделия.
Основу каждого занятия составляет практическая работа. Практическую работу можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей, которая может быть групповой, коллективной, индивидуальной.
Теоретическая часть краткая и компактная, дается в основном в форме беседы, игровой форме, с использованием иллюстративного и дидактического материала, видео роликов.
Тесная связь педагога и детей позволяет лучше узнать интерес каждого ребенка, найти к нему правильный подход для раскрытия его творческого потенциала.
Техническое оснащение кабинета:
Кабинет
Столы
Передвижная доска
Компьютер
Канцтовары
Спиц
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция РФ.
Национально-региональный компонент.
Стандарты второго поколения.
Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования.
Устав Центра детского творчества.
Список литературы для педагога
1. Гриб А. Плетение из соломки и других материалов. – СПб., 2006.
2. Лихонин А.Р. Плетеный интерьер своими руками. – М., 2010.
3. Кузьмина М. А. Азбука плетения. – М., 2011.
4. Материалы Интернета:
http://www.liveinternet.ru
http://entrainment.listbb.ru
http://mastera-rukodeliya.ru
http://perusum.ru
http://stranamasterov.ru
5. Рыженко В.И., Теличко Н.А. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник. – СПб. АСТ Оникс, 2008.
6. Семашко Е.Н.-Домашние ремёсла:М,Физкультура и спорт,1993г
7. Толмачева Н.О. Плетение из лозы. – СПб. АСТпресс, 2010.

Список литературы для детей и родителей
1.ДубровскийВ.М., 32 урока плетения из лозы.-М.:Русская книга,1993
2. Гриб А. Плетение из соломки и других материалов. – СПб., 2006.
3. Лихонин А.Р. Плетеный интерьер своими руками. – М., 2010.
Промежуточное тестирование
Правила скручивания трубочек
Какой клей необходим для работы с газетными трубочками?
Чем можно красить бумажную лозу?
Что такое грунтовка готовых изделий?
Виды плетения
Итоговое тестирование
Что такое бумажная лоза?
Чем окрашивают готовые работы из газетных трубочек?
Как выполняется плетение «Верёвочкой»?
Что необходимо для плетения квадратного(прямоугольного дна)?
Что можно плести из бумажной лозы?
Что такое «вскрытие» готовых изделий?