Дополнительная общеразвивающая программа Цветные фантазии

Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Шекснинского муниципального района
«Шекснинский дом детского творчества»



Утверждена приказом директора БОУДОД
ШМР «ШДДТ» № _____ от
___________________







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« Цветные фантазии»
название дополнительной образовательной программ



Направление - художественное
Составитель - Филиппова Анна Николаевна
педагог дополнительного образования

возраст обучающихся - 7 – 10 лет
срок реализации программы – 3 года



Рассмотрена методическим советом
протокол № 1 от 27.08.2014 г.



Принята педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.18.2014 г.







п. Шексна
2014 г.


Пояснительная записка
«Главная миссия дополнительного образования – создание пространства для развития души» (А.Г. Асмолов).
Художественное творчество доступно всем, поэтому в изостудию нашего Дома творчества мы принимаем детей без всякой избирательности, экзаменов, полагая, что каждый ребенок имеет задатки к изобразительному творчеству.
Создавая максимально благоприятные условия художественного развития для всех, окружая каждого ребенка заботой, любовью, вниманием оснащая студию всеми необходимыми наглядными пособиями для занятий, постановочным материалом, мы создаем предпосылки к раскрытию индивидуальных способностей детей. В этих условиях тот, кто, образно говоря, «рожден для искусства», непременно выделится сам, быстрее найдет себя, самоопределится в будущей профессии.
Но, для того чтобы сформировать у учащихся устойчивый интерес на дальнейшую деятельность в студии, необходим высокий профессионализм педагога, его постоянное стремление к самосовершенствованию и в педагогической практике, и в индивидуально-творческой работе.
Проявление интереса к изобразительному искусству является предпосылкой развития в старшем возрасте художественно-творческих способностей к рисованию.
Чтобы создать хотя бы простейший, но конкретный продукт, нужны знания и навыки, в том числе и о способах деятельности (правила работы инструментами, правила создания художественных композиций). Поэтому, снабдив учащихся определенным минимумом знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных продуктов, можно говорить об обучении творчеству.
Для детей рисование имеет огромное развивающее значение, когда ребенок овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.
Образовательная программа «Цветные фантазии» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ). Она является результатом работы руководителя изостудии в течение двух лет, рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Режим занятий - 4 - 6 часов в неделю, всего за год 144 - 216 часов
(3г.об.). Численность детей в группе 8 -10 человек, в целях осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку и требований СанПиН2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей)
Новизна программы заключается в том, что она имеет комплексный характер, в нее включены различные виды изобразительной деятельности и новое направление "дизайн". На занятиях применяются различные материалы, таких как восковые мелки, гуашь, цветные карандаши, витражные, акриловые краски. Включены новые современные техники: флористика, пластилиновая мозаика, коллаж, конструирование, декоративное рисование, техники работы с бумагой: (папье-маше, оригами модульное оригами, квиллинг, айрис - фолдинг, скрапбукинг, кардмейкинг), витражная роспись, батик; нетрадиционные техники рисования (монотипия, граттаж, кляксография, ниткография, рисование ватными палочками, набрызг и др.)
Занятия изобразительным искусством и дизайном распределены так, чтобы изучение материала проходило от простого к сложному, с чередованием видов деятельности, постоянным освоением новых понятий техник и материалов, исключительно важных для последующего развития художественных способностей учащихся.
В учебно-тематическом плане программы допускается замена творческих работ, в связи с введением новых инновационных технологий.
Цель программы – формирование устойчивого интереса к обучению изобразительному искусству средствами освоения базовых навыков изобразительной деятельности.
Основные задачи:
Обучающая - знакомство с разными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности, овладение навыками работы с ними.
Развивающая - развитие творческих и индивидуальных способностей, образного мышления, воображения и фантазии средствами использования нетрадиционных техник рисования, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.
Воспитывающая - воспитывать любовь к искусству, умение понимать его; формировать ценностное отношение к окружающему миру через творчество.
В курсе обучения предусмотрено изучение нескольких предметов: композиция (тематическое рисование), живопись и графика (рисование с натуры) и дизайн.
Темы для композиций даются простые, которые выполняются за одно занятие. Используется коллективное творчество, в котором за несколько занятий дети рисуют элементы для общей композиции, а потом все вместе работают над их объединением.
При рисовании с натуры основное время отводится живописи, так как в этом возрасте дети ярче воспринимают цвет, а не форму.
Предпочтительнее рисовать гуашью, а не акварелью. Технику акварели дети лучше осваивают в более старшем возрасте.
Работая без карандаша, сразу цветом, предварительно находя его на палитре, а затем на бумаге, находя нужную форму кистью, рисуя от пятна, дети учатся понимать, как обобщать цвет, передавать локальный цвет предмета, отделяя главное от второстепенного.
На занятиях дизайном дети знакомятся с некоторыми правилами оформления и украшения предметов быта.
Детям дается возможность познакомиться с различными декоративными материалами и поработать в различных техниках (Флористика, аппликация, монотипия и мозаика).
Принципы, формы и приемы, используемые в программе:
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к познавательной и творческой работе. В учебном процессе применяются разные формы обучения: теоретические занятия (беседа, лекция, объяснение, занятие-презентация, просмотр фильмов, видео) игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения тем полугодия и года.
Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе, он предполагает проведение коллективных и групповых форм проведения занятий. Такие занятия вводятся в программу с целью формирования опыта общения, сплочения коллектива. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров ДДТ. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта деятельности, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, постоянно овладевая новыми навыками изобразительной деятельности.




Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п


Тематический блок
Часы
Всего
Техника
(форма проведения)




Теория
Практика



Композиция


1
Вводное занятие
Свободная тема

1
1
2
Беседа -
инструктаж по технике безопасности с предметами искусства

2
Цветик - семицветик

0,5
1,5
2
рисование

3
Радужный зонтик

0,5
1,5
2
рисование

4
Планета огня

0,5
1,5
2
Рисование-фантазирование

5
Замок снежной королевы

0,5
1,5
2
Рисование-фантазирование

6
Гусеница

0,5
1,5
2
рисование

8
Рисование осенних деревьев

0,5
1,5
2
Экскурсия,
Методика рисования от ладошки

9
Моя любимая игрушка

0,5
3,5
4
Рисование ватными палочками

10
Веселый или грустный клоун
0,5
1,5
2
Поэтапный рисунок. Методика рисования « от капельки».

11
Танец снежинок

0,5
1,5
2
Рисование восковыми мелкам

12
Морозные узоры

0,5
1,5
2
Рисование на темном фоне

13
Добрый Дедушка Мороз

0,5
3,5
4
Рисование по представлению.

14
Зимние забавы


0,5

3,5

4
Рисование по представлению

15
Спящий котик


0,5

1,5

2
Рисование

17
Иллюстрация к сказке «Лиса и Журавль»

0,5

3,5

4
Рисование - иллюстрирование

18
Я и мое тело

0,5
1,5
2
Поэтапное рисование человека от камушка и от вешалки

19
Широкая Масленица

0,5
5,5
6
Коллективное творчество


21
Защитники земли русской

0,5
1,5
4
Сюжетное рисование

23
Колючий ёж

0,5
1,5
2
Рисование штрихом


24
Весна-красна -  праздник света и тепла
0,5
3,5
4
Рисование

25
Солнечный луг одуванчиков

0,5
1,5
2
Рисование цветными карандашами

26
День и ночь (контраст и нюанс)

0,5
1,5
2
Декоративное рисование


Всего


60




Рисование с натуры

Рисование плоских предметов

1
Листья березы

0,5

1,5

2

Живопись
Рисование с натуры

2
Расческа
Паутина

0,5
1,5
2
Рисунок
Освоение навыков штриховки

Рисование объемных предметов.

3
Учебная постановка

Яблоко и груша
0,5



1,5




2



Живопись
Рисование с натуры

4
Рисование объемной мягкой игрушки

0,5
1,5
2
Живопись

5
Учебная постановка

Матовый керамический горшок на холодной драпировке
0,5
1,5
2
Живопись


6
Учебная постановка
Букет цветов
0,5
1,5
2
Живопись




Итого:

3

9

12




















Дизайн

1
Аппликация из засушенных листьев и различных природных материалов
0,5
5,5
6
флористика

2
Моя мама самая красивая
0,5
3,5
4
Аппликация с элементами рисования

3
Пушистые картинки
«Любимый сказочный герой»
0,5
19,5
20
Мозаика из ниток

4
Цветочные снежинки
0,5
3,5
4
Аппликация декоративная с элементами конструирования

5
Рождественский ангел
0,5
1,5
4
конструирование


Новогодние игрушки
0,5
1,5
2
Конструирование из бумаги

6
Лес, точно терем расписной
0,5
3,5
4
Аппликация из бумаги

7
Грустные и веселые кляксы
0,5
3,5
4
Кляксография

8
Кружево природы
0,5
1,5
2
Ниткография

9
Открытка к 8 Марта
0,5
1,5
2
Аппликация манкой


10
Космические фантазии
0,5
1,5
2
Граттаж


12
Первые подснежники

0,5
1,5
2
Обрывная аппликация

13
Чудо – писанки
0,5
3,5
4
Папье-маше
Роспись

14
Сувениры и поделки из яичной скорлупы
0,5
3,5
4
Папье-маше
Декорирование

15
Удивительный мир бабочек
0,5
1,5
2
Монотипия
Рисование отпечатками

16
В весеннем небе салют Победы
0,5
1,5
2
Аппликация из бумаги

17
Поющая лягушка
0,5
1,5
2
Оригами с элементами рисования

18
Подготовка выставки. Промежуточная аттестация
-
-
2
Просмотр, отбор работ оформление выставки


Итого:

8,5

63,5

72



Изобразительное искусство: 72 часа; дизайн: 72 часа
Всего по программе первого года обучения: 144 часа

По окончанию 1 года обучения дети должны:
Знать
- иметь представление об основах цветоведения (основные и дополнительные цвета, холодные и теплые цвета, оттенки цветов, свойства).
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, природного и других материалов.
Уметь
- Правильно организовать рабочее место
- создавать эскизы, черновые разработки
- передавать сложную форму и пропорции предметов линией (использовать методику рисования от простейших форм)
- правильно пользоваться художественными материалами и техникой работы с ними.
- правильно подбирать формат листа и компоновать предметы на нем.
- работать с палитрой, получать и смешивать цвета
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы

Учебно-тематический план 2 года обучения
Композиция

п/п

Тематический блок
часы
Всего
Техника
(форма проведения)



теория
практика



1
Вводное занятие
«Осеннее настроение»
(Создание осеннего пейзажа)
Темы: листопад; дождь; день знаний и др.
0.5
3,5
4
Инструктаж по ТБ

2

«Моя мама!»

0.5
3,5
4
Поэтапное рисование портрета с плечевым поясом.

3
«Моя семья»
0.5
3,5
4
Рисование

4
«Зимний пейзаж»
0.5
3,5
4
набрызг

6
«Образ Бабы яги»
0.5
3,5
4
фантазирование

7
«Встреча с инопланетянами»
0.5
3,5
4
фантазирование

8
«Морская тема»
На дне морском, в заморском царстве, речные обитатели и т.д.
0.5
3,5
4
По представлению

9
«Цирковое представление»
0.5
3,5
4
По представлению

10
«Улица родного поселка»
( перспективное изображение)
0.5
5,5
6
Беседа о истории родного края
Рисование

11
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
0.5
3,5
4
иллюстрирование

12
«Вот я вырасту и стану»
Моя будущая профессия
0.5
3,5
4
фантазирование

13
Несуществующее животное (фантастическое)
0.5
3,5
4
фантазирование


Итого:
7
51
50



Рисование с натуры


п/п
Тематический блок
часы
Всего часов
Техника
(форма проведения)



теория
практика



1
Овощи (2-3)
живопись
0.5
1,5
2
Рисование с натуры

2
Рисование дерева
( по памяти, представлению)
0.5
1,5
4
Рисование по представлению

3
Рисунок куба
0.5
1,5
2
Рисование с натуры

4
Линейное построение бытового предмета (кувшин, чайник, ваза)
0.5
1,5
2
Рисование с натуры

5
Бытовой натюрморт из 2-х предметов (гризайль)
0.5
3,5
4
Рисование с натуры

7
Горшок и декоративная тыква на теплой драпировке (живопись)

0.5
3,5
4
Рисование с натуры

8
Букет цветов (цв.кар.)
0.5
1,5
4
Рисование с натуры


Итого:
4,5
17.5
22



Дизайн

п/п
Тематический блок
часы
Всего
Техника
(форма проведения)



теория
практика



1
«В гостях у сказки»
(Образы отдельных
персонажей)

0,5
17,5
18
Пластилиновая мозаика,

2
«Мамин день»
0,5
1,5
2
Конструирование

3
«Новогодний маскарад-время масок»
0,5
3,5
4
Аппликация с эл. рисования

4
«Новогодняя красавица»

0,5
3,5
4
конструирование


5
«Снегопад»
(Изготовление новогодней елочной игрушки)
0,5
1,5
4
Квиллинг

6

Монограмма имени (буква)
0,5
17,5
18
Стилизация

7
« Открытка – валентинка»
0,5
1,5
2
Конструирование

8
«Весенний букет»
(Изготовление панно к 8 марта)
0,5
5,5
6
Витраж

9
Открытка к 23 февраля
0,5
1,5
2
Конструирование

10
«Сказочная Гжель»
Натюрморт из 2-3х предметов по мотивам росписи
0,5
3,5
4
Роспись

11
Пасхальные украшения
0,5
1,5
2
Конструирование

12

«Цветочные мотивы»
0,5
3,5
4
Батик на пяльцах

13
Подготовка выставки. Промежуточная аттестация
_
_
2
Просмотр, отбор работ, оформление выставки

Итого:
7
65
72


Изобразительное искусство: 72 часов; дизайн: 72 часа
Всего по программе второго года обучения: 144 часов
По окончании 2 года обучения дети должны
Знать
- виды и жанры изобразительного искусства
- некоторых художников и их произведения
- иметь представление о пропорциях лица и тела человека (умело применять простые способы изображения человека).
- основы цветоведения (основные и дополнительные цвета, холодные и теплые цвета, оттенки цветов, свойства).
Уметь
- уметь передавать форму предметов, пропорции, их соотношения в пространстве (изменение размеров), линейно их изображать.
- пропорционально переносить изображение с эскиза на формат, вести работу "от общего к частному"
- композиционно правильно располагать изображение
- словесно и в рисунке передавать свои чувства при восприятии красоты окружающего мира и произведений искусства;
- правильно пользоваться художественными материалами и техникой работы с ними.
- уметь выделять главное в рисунке, передавать движение.



Учебно-тематический план
3 год обучения
Композиция


144 часа
216 часов




п/п

Тематический блок
часы

Всего
теория
практика
Всего
Техника
(форма проведения)



теория
практика






1
Вводное занятие
«Осенний букет»

0.5
3,5
4
0,5
5,5
6
Инструктаж по ТБ
Комбинированная техника


2

«Природа цвета»

0.5
1,5
2
0,5
2,5
3
Беседа ( презентация)
Упражнения с цветом

3
«В гостях у осени»
0.5
3,5
4
0,5
5,5
6
рисование


"Узор в полосе"
0,5
3,5
4
0,5
5,5
6
Рисование по мотивам народных росписей

4
«О жанрах изо»
1
0
1
3
0
3
Беседа

5
«Цветочный город»
0.5
5,5
6
0,5
5,5
6
фантазирование


«Чародейка зима»
0,5
5,5
6
0,5
5,5
6
По представлению

6
«Это мой папа!»
0.5
5,5
6
0,5
5,5
6
Рисование по представлению

7
Великие русские художники
1
0
1
3
0
3
Беседа

8
"Ковер- самолет»

0.5
3,5
4
0,5
5,5
6
Рисование с элементами росписи

11
"Мое настроение»
0.5
3,5
4
0,5
5,5
6
Рисование -фантазирование с применением различных материалов

13
"Дружеский шарж"
0,5
3,5
4
0,5
5,5
6
Беседа
Рисование портрета с преувеличение (уменьшением) характерных особенностей лица.

14
"Дом моей мечты"
0,5
3,5
4
0,5
5,5
6
фантазирование


Итого:
7,5
42,5
50
26,5
42,5
69


Рисование с натуры

п/п
Тематический блок
часы
Всего



Техника
(форма проведения)



теория
практика






1
Поэтапное рисование елки
0.5
1,5
2
0,5
2,5
3
Поэтапное рисование
Живопись

2
Учебные графические упражнения
0.5
1,5
2
0,5
2,5
3
Правила затачивания карандаша
Повторение ТБ
Выполнение упражнений

3
Бытовой натюрморт из 2-х предметов
0.5
1,5
4
0,5
5,5
6
Рисование с натуры
Живопись

4
Рисунок шара
0.5
1,5
4
0,5
5,5
6
Рисование с натуры
рисунок

5
Линейные наброски предметов быта (стол, стул и т.д.)
0.5
1,5
2
0,5
2,5
3
Рисование с натуры


6
Линейные наброски человека
(сидящего, стоящего)
0.5
1,5
2
0,5
5,5
6
Рисование с натуры

7
Бытовой натюрморт (гризайль)
0.5
3,5
4
0,5
5,5
6
Рисование с натуры

9
Этюд первоцветов

0.5
3,5
4
0,5
5,5
6
Рисование с натуры
Живопись


Итого:
4
20
24
4,5
34,5
39


Дизайн

п/п
Тематический блок
часы
Всего часов



Техника
(форма проведения)



теория
практика






1
Модульное оригами
«Зверюшки»
( лебедь и др.)
0,5
29,5
30
0,5
29,5
30
Модульное оригами

2
«Мамин день»
(Поделки ко дню Матери)
0,5
1,5
2
0,5
5,5
6
Конструирование

3
"Снеговик"
0,5
3,5
4
0,5
8,5
9
Обмотка ниткой шаров
Склеивание поделки
Декор

4
"Новогодний декор"
( украшения на окна)

0,5
1,5
2
0,5
2,5
3
Роспись на файле витражными красками

5
"Открытки-Валентинки"
0,5
1,5
2
0,5
1,5
3
Конструирование
в технике Айрис- фолдинг

6
"Декоративная тарелочка"
0,5
7,5
8
0,5
11,5
12
Папье-маше
Роспись

7
"Муха-цокотуха"
0,5
1,5
2
0,5
2,5
3
Аппликация из картона

8
"Открытка к 23 февраля"
0,5
1,5
2
0,5
2,5
3
Различные техники

9
"Поделки из С Д -дисков "
0,5
3,5
4
0,5
5,5
6
Конструирование, витражная роспись

10
"Открытки к 9 мая!"
0,5
1,5
2
0,5
2,5
3
Конструирование


11
"Изготовление украшений на руку"
0,5
1,5
2
0,5
2,5
3
Плетение из лент

12
"Фоторамка"
0,5
5,5
6
0,5
11,5
12
Квиллинг

13
"Текстильный коллаж "
(Декоративный натюрморт из 2-3 предметов)
0,5
5,5
6
0,5
11,5
12
Беседа
Коллаж из ткани


12
Подготовка выставки
Аттестация по окончании программы
-
-
3


3
Выставка (отбор работ оформление, организация, итоги)

Итого:
6,5
65,5
73
6,5
114,5
108



Всего по программе третьего года обучения: 146 часов: Изобразительное искусство:74 часа; дизайн: 72 часа

216 часов :Изобразительное искусство: 108часов; дизайн: 108 часов

По окончании 3 года обучения дети должны:
Знать
- Жанры и виды изобразительного искусства
- Основы цветоведения, (ахроматические, хроматические цвета, теплые и холодные, свойства цвета (цветовой тон, светлота, насыщенность)
- правила компоновки
- великих русских художников и их произведения
- основные техники работы с бумагой и тканью, их названия
Уметь
- работать с палитрой, умело смешивать цвета и оттенки;
- выполнять линейные наброски с натуры, передавая пропорциональные отношения и характер формы;
- передавать светотень и объем предметов с помощью штриховки и цветом;
- применять ранее изученные дизайнерские приемы и техники.

Содержание учебных тем
1 год обучения
Композиция
1. Вводное занятие
Свободная тематика
Знакомство с коллективом, правилами поведения, правилами техники безопасности на занятиях в изостудии.
Дать понятие о творческой деятельности художника (инструменты и материалы, подготовка их к работе и использование)
2. Тема: «Цветик – семицветик»
Теория: знакомство с основными и производными цветами, правилами смешивания цветов, правилами и последовательностью рисования цветка.
Практическая работа: нарисовать цветок с семью лепестками и окрасить их в цвета радуги, путем смешивания основных цветов.
Материалы: лист А4 , акв. краски ( 3 основных цвета), кисти, простой кар., стиральная резинка, палитра
Зрительный ряд: карточки разных цветов, радуга, наглядное пособие: цветик-семицветик, стаканчики с водой, окрашенной основными цветами радуги.
3. Тема: «Радуга-дуга, не давай дождя ».
Теория: (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
- Сведения по цветоведению
- основные и дополнительные цвета.
Практическая работа:
Упражнения на смешивание цветов, закрепляющих знания о получении цветов. Выполнение рисунка радуги красками, без предварительного прорисовывания карандашом, получая оттенки при помощи смешивания основных цветов, проговаривая подсказку (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан),
Материалы: акв. или гуашевые краски, формат А4, кисти, палитра.
Зрительный ряд: пособие радуга, стаканчики с водой окрашенной основными цветами.
4. Тема: «Жар-птица» , «Планета огня»
Теория: знакомство с группой теплых цветов
Практическая работа: Рисование на темном фоне
Направлено на развитие фантазии, знаний по цветоведению
Материалы: Формат А4, акв. и гуашевые краски, кисти, палитра, пр. кар.
Зрительный ряд: иллюстрации из сказок с изображением жар-птицы, таблица с теплыми цветами и оттенками.
5. Тема: « Зимняя сказка»
« Замок снежной королевы»
Теория: знакомство с группой холодных цветов
Практическая работа: рисование - фантазирование
Материалы: Формат А4, акв. или гуашевые краски, кисти, палитра, пр. кар.
Зрительный ряд: иллюстрации, детские рисунки
6. Тема: Гусеница
Теория: Свойства цвета (три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота (тональность)) Практическая работа:
Материалы: формат А4, акв. краски., кисти, палитра.
Зрительный ряд: наглядное пособие о свойствах цвета и его признаках , картинки с изображением гусеницы0, поэтапное изображение гусеницы.
7. Тема: Рисование одним цветом
Темы заданий по цветоведению:
-нарисовать красный цветок в красной вазе на красном столе, на фоне красной стены.
-нарисовать синий кораблик в синем море на фоне синего неба.
8.Рисование осенних деревьев 4ч (2 занятия)
Теория: рассказ о видах деревьев, их отличительных особенностях.
Практическая работа: 1. экскурсия в осенний парк: наблюдение за осенними деревьями, цветом неба и т.д.
2. выполнение по впечатлению деревьев разных пород и формы.
(использование методики рисования формы от ладошки)
Материалы: А4, гуашь
Зрительный ряд: кисти, палитра, пр., кар.
9. Тема: «Моя любимая игрушка (животное)»
Теория: рассматривание изображений художников – анималистов. Особенности изображения животных.
Практическая работа: выполнение рисунка моя любимая игрушка (животное) в смешанной технике.
Материалы : на выбор- гуашь и восковые мелки, гуашь и ватные палочки.
Зрительный ряд: фотографии животных, детские рисунки с изображениями животных и игрушек, работы художников – анималистов Е. Чарушина, В.Ватагина
10. Тема: Рисование веселого клоуна.
Теория: Дать понятие о пропорциях человека взрослого и маленького, использование методики рисования человека «от капельки»
Практическая работа: Выполнить поэтапный рисунок клоуна карандашом, дофантазировать сюжет и исполнить работу в цвете.
Материалы: Пр.кар, гуашь, кисти и палитры.
Зрительный ряд: наглядное пособие с пропорциями человека, пособие с поэтапным выполнением рисунка клоуна, рисунки детей, картинки клоунов.
11. Тема: « Речка в деревне или городе», «Деревенская улица»
Теория:
Рисование на горизонтально-вытянутом формате.
Сведения о линии горизонта, перспективе, передаче пространства (уменьшение предметов на расстоянии).
Практическая работа: нарисовать улицу, изобразив в работе линию горизонта и показать пространство (уменьшая объекты дальнего плана)
Материалы: Пр. кар, ластик, гуашь или акв., кисти, палитры
Зрительный ряд: изображения улиц, пособие с изображением линии горизонта, домами, рисунки детей по данной теме.
12. Тема: «Танец снежинок»
Теория: возможности восковых мелков в рисовании, дать представление о строении снежинок, пропорциях.
Практическая работа: исполнить на листе несколько снежинок разного размера, красиво их расположив.
Материалы: восковые карандаши, А4, акварель, кисти, палитра.
Зрительный ряд: вырезанные из бумаги и нарисованные разные снежинки.
13. Тема: Морозные узоры
Теория: Рассказ о различных узорах и их элементах.
Дать представление о кружевоплетении, рассказ о Вологодском кружеве. Практическая работа: Декоративное рисование по мотивам кружевоплетения ( точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и т.д.)
Порядок выполнения:
-покрытие темным цветом фона(синий или т. фиолет.)
-нанесение карандашом элементов узора
- проработка белым цветом тонким кончиком кисти всех нарисованных элементов узора.
Материалы: гуашь, пр. кар., кисти палитры.
Зрительный ряд: Изделия из кружева, картинки с разными узорами, нарисованные отдельные элементы узоров.
14. Тема: Образ Деда Мороза ( Рисование по воображению и по памяти).
Теория: повторение пропорций человеческого тела,
Практическая работа: Работа над индивидуальностью образа и сюжета.
Материалы: на усмотрение учащихся
Зрительный ряд: изображения Деда Мороза
15. Тема: «Зимние забавы (игры)»
Теория: Задание выполняется по памяти и направлено на развитие наблюдательности.
Практическая работа: создание эскиза будущей работы, проработка в цвете, перенесение на формат, цветовое решение.
Материалы: гуашь, кисти, восковые мелки, палитра
Зрительный ряд: картинки, детские рисунки с изображением зимних забав.
16. Тема: « Колобок», « Спящий котик» (Рисование на квадратном формате)
Теория: Познакомить с правилами компоновки, выбором формата, строением кошки, как передать движение при рисовании животных.
Практическая работа: При работе с различными размерами формата целью является овладение свободным выбором листа для работы над различными композициями
Нарисовать кота на квадратном формате листа, передав пропорции , пушистость с помощью работы ватными палочками (имитация шерсти)
Материалы: пр. кар, гуашь, ватные палочки, кисти, палитра.
Зрительный ряд: изобра
·жения кошек, иллюстрации с животными.
17. Тема: «Жираф» «Дерево» (Рисование на вертикально-вытянутом формате).
Теория: Познакомить с правилами компоновки, выбором формата для того или иного изображения.
Особенности изображения деревьев, пропорции жирафа.
Практическая работа: нарисовать жирафа или дерево, правильно расположив лист, соблюдая пропорции и характерные черты.
Материалы: краски гуашь или акв., кисти, палитры.
Зрительный ряд: изображения деревьев, жирафа на разных форматах, картинки, фото, детские работы по данной тематике.
18. Тема: «Лиса и Журавль» Рисование по представлению.
Передача характера и индивидуальности главных героев.
Теория: Раскрыть представление о роли художника в оформлении книги. Рассказать о процессе создания иллюстраций.
Практическая работа: Самостоятельный выбор сюжета: лиса и журавль подружились; в гостях у лисы; в гостях у журавля.
Придумать эскиз иллюстрации, разработать его в цветовом варианте и перенести на формат, проработав в цвете.
Материалы: гуашь, кисти, палитра.
Зрительный ряд: иллюстрации известных художников (Билибин, Васнецов и т.д), книги со сказками, детские работы.
19. Тема: Стилизация «Фантастические цветы»
Теория: знакомство с экзотическими растениями ( рассматривание картинок, фото), беседа об особенностях внешнего вида, знакомство с понятиями: контраст и нюанс.
Практическая работа: (рисование по замыслу) нарисовать композицию из фантастических цветов.
Материалы: тонированная бумага, гелиевая ручка, тушь или гуашь и тонкие кисти, блестки.
Зрительный ряд: фото, картинки растений, таблица или серия пособий с элементами и растительными мотивами разных видов народного декоративно-прикладного искусства.
20. Тема: «Масленица»
Теория: беседа о русских праздниках и их традициях.
Беседа об особенностях проведения праздника Масленица.
Практическая работа:
!.Рисование отдельных элементов композиции
2.Объединение всех рисунков в общую композицию на большом формате.(А1)
Материалы: листы А4, гуашь, кисти, фломастеры, палитры, простые карандаши.
Зрительный ряд: репродукции картин с изображением масленичных гуляний разных художников, фотоматериалы.
21. Тема: Гравюра «Космический пейзаж»
Теория: беседа о космосе, рассказ о первом полете человека в космос, знакомство с новой техникой «гравюра»
Практическая работа: грунтовка листов, тонирование фона в черный цвет. Нанесение предварительного карандашного рисунка сюжета, контурное процарапывание нанесенного карандашом космического пейзажа.
Материалы: формат А4, тушь черная или гуашь, кисти, яичный желток, зубочистки.
Зрительный ряд: работы, выполненные в данной технике, фотоматериалы и картинки о космосе.
22. Тема: Я и мое тело
Цель: учить схематично рисовать фигуры людей, соблюдая пропорции. Упражнять в передаче положения и движения людей. Формировать образное восприятие.
Теория: дать представление о строении человеческого тела, о пропорциях. Какими способами можно изображать человека, открытие возможности рисовать человека в движении.(методика от вешалки)
Практическая работа: рисунок человека, используя методику от вешалки.
Материалы: А4, пр. кар., гуашь, кисти, палитра.
Зрительный ряд: рисунки со схематично нарисованными людьми в разных позах.
23. Тема: Колючие ежики
Теория: знакомство с графикой ,как одним из видов искусства , ее средствами и особенностями. Штрих, как основа графики.
Практическая работа: в технике штриховки исполнить сюжет с изображением ежей в лесу.
Материалы: простые карандаши, формат А4
Зрительный ряд: картинка с изображением ежа, наглядное пособие со штриховкой, работы, выполненные в графике.
24. Тема : Весна идет! (пейзаж)
Теория: Пейзаж, как один из жанров Изобразительного искусства. Виды пейзажа
(сельский, городской, морской, эпический, романтический).
Практическая работа: Беседа о весне, ее признаках, и анализ репродукций картин художников, выполнение весеннего пейзажа, используя выразительные средства цвета.
Материалы: Листы А4, гуашь или акварель, кисти, палитры,
Зрительный ряд: Детские работы( пейзажи) с изображение весны , репродукции картин А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.И.Левитан «Весна. Большая вода» «Март» и др.
25. Тема : Солнечный луг» ,«Одуванчики»
Теория: открытие изобразительных и выразительных возможностей, художественных средств графики-
1) линии, пятен и штриховки,
2) тонального контраста, контраста светлых и темных цветов.
Практическая работа: а) выполнение упражнения «Одуванчики»
б) создание композиции, поле цветов, освещенное солнцем «Солнечный луг»
Материалы: бумага А3, А4 (для упражнения), цветные карандаши
Зрительный ряд: изображения одуванчиков, выполненные педагогом упражнения «одуванчики», музыкальное сопровождение занятия.
26. Тема: « День и ночь (контраст и нюанс)»
Теория: беседа о частях суток, знакомство с явлением контраста в искусстве и средствами его художественной выразительности.
Практическая работа: на разделенном пополам листе нарисовать день и ночь.
Материалы: А4, гуашь, кисти, палитра
Зрительный ряд: наглядное пособие «природа цвета», набор иллюстраций т фото, репродукций с явно выраженным контрастом.
Рисование с натуры
1) Тема : Рисование плоских предметов.
а)Листья березы
б)Листья клена
Теория: Беседа о том, что такое рисование с натуры, для чего оно необходимо.
Практическая работа: поэтапно выполнить карандашный рисунок листьев березы и клена, следуя от простой формы к усложненной, с прорисовкой деталей, и в цвете, передавая характер и локальный цвет.
Материалы: простой, карандаш, гуашь, палитра, кисти
Зрительный ряд: осенние пейзажи (фото, репродукции), засушенные листья, наглядное пособие с поэтапным ведением работы.
2) Тема: Рисование объемных предметов. (Живопись)
а) Яблоко и груша
б) Помидор и свекла одного цвета
Фрукты разного цвета или формы;
Теория: познакомить с понятием натюрморт, рисованием с натуры, светотень, компоновкой.
Практическая работа: выполнить натюрморт из 2-х предметов с натуры, передавая их форму, особенности, цвет и размер при плоскостном изображении.
Материалы: гуашь, палитра, кисти.
Зрительный ряд: репродукции и рисунки натюрмортов.
3)Тема: Рисование объемной игрушки. (Живопись)
Упрощенное плоскостное изображение.
Практическая работа: нарисовать с натуры игрушку, передавая пропорции, цвет, характер и с помощью ватных палочек создать имитацию шерсти
( пушистости предмета)
Материалы: А4, ватные палочки, гуашь, кисти, палитры.
Зрительный ряд: работы художников-анималистов, мягкая игрушка мишка.
4)Тема: Рисование предметов быта.( матовый горшок на драпировке) (Живопись)
Теория: повторить правила компоновки, пространственного изображения округлого предмета на листе.
Практическая работа: исполнить с натуры бытовой предмет в цвете при плоскостном изображении с падающей тенью.
Материалы: гуашь, кисти, палитры
Зрительный ряд: линейно- конструктивный рисунок горшка, работы учащихся по теме.
5)Тема: Рисование плоских предметов. (Рисунок)
Расческа
Линейный рисунок карандашом: расческа, паутина, волосы, срез дерева и др.
Теория: знакомство с графикой, как одним из видов искусства, ее средствами и особенностями. Штрих, как основа графики.
Практическая работа: с помощью использования разног штриха нарисовать паутину, волосы, срез дерева.
Материалы: простые карандаши (т, тм, м)
Зрительный ряд: линейный рисунок паутины и волос, графические работы.

Содержание тем по дизайну
1) Тема: « Моя мама самая красивая! »
Теория: Познакомить с правильными пропорциями лица человека.
Практическая работа: Составление портрета из отдельных вырезанных из бумаги частей и прорисовыванием черт лица.
Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши.
Зрительный ряд: наглядное пособие с изображением пропорций лица человека, репродукции и детские рисунки с изображением людей.
2) Тема: «Цветочные снежинки»
Теория: беседа о снежинках их особенностях и форме.
Практическая работа: Процесс выполнения:
-Вырезание снежинок
-Соединение отдельных вырезанных частей в композицию на листе цветного картона (елка, букет, салют, снеговик и пр.)
Материалы: фольга, фантики от конфет, картон, ножницы, клей, фломастеры, цв. кар.
Зрительный ряд: вырезанные снежинки, схемы с прорезными узорами, снеговик выполненный из снежинок.
3) Тема: «Ангелочек»
Теория: беседа о Рождестве.
Практическая работа: Процесс выполнения:
-Вырезание снежинки
-наклеивание на полукруг из цветного картона.
-преобразовать в конус
-сделать голову, рукава и крылья и все это приклеить
Материалы: картон, ножницы, клей, вата, капрон, цв., бумага, фломастеры.
Зрительный ряд: картинки ангелочков, поделка « ангелочек».
4) Тема: « Подарок маме» «Открытка к 8 Марта»
Теория: Знакомство с материалом и технологией.
Практическая работа: Процесс выполнения:
- выбор сюжета (крупное изображение цветов в вазе)
-перенесение на цветной картон
- приклеивание манки
- проработка цветом
Материалы: манка, клей, картон, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные манкой.
5) Тема: «Любимый сказочный герой», «моя любимая игрушка»
Теория: Знакомство с материалами и технологией работы.
Практическая работа:
Процесс работы:
-разработка эскиза
-перенос выбранного сюжета на жесткую основу.
-работа с цветной бумагой по рисунку.
Материалы: журналы, каталоги, цветная бумага, клей, кисти, ручки, банки с водой, ножницы.
Зрительный ряд: работы детей разного возраста , выполненные в технике «рваная мозаика».
6) Тема: Флористика. Аппликация из засушенных листьев.
Теория: беседа о флористике, знакомство с понятием коллаж.
Практическая работа: разработка эскиза (Изображение отдельных образов: бабочка, рыбка, птичка и т. д.), выкроек деталей по эскизу, окрашивание и составление композиции, детализация.
Материалы: различный природный материал, ткань, рамка с основой, клей, ножницы, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: флористические панно и коллажи.
7) Тема: Монотипия
Теория: знакомство с техникой «монотипия»
Практическая работа: создание образов насекомых, животных, растений методом отпечатка на листе бумаги, сложенном вдвое, с последующей дорисовкой.
Материалы: лощеная и обычная бумага, гуашь, стекло, кисти.
Зрительный ряд: работы, выполненные в технике монотипия
8) Веселые и грустные кляксы (кляксография)
Теория: познакомить с новым способом рисования - кляксографией, показать ее выразительные возможности.
Практическая работа: Создание на листе клякс разного размера в теплой и холодной гамме, с последующей дорисовкой.
Материалы: тушь разных цветов или гуашь разведенная с водой, А4, трубочки для выдувания, черная гелиевая ручка, тонкая кисть.
Зрительный ряд: работы с прорисованными до понятного изображения кляксами.
Содержание учебных тем по композиции 2 год обучения
1. Вводное занятие
1)Тема «Осеннее настроение» (Создание осеннего пейзажа)
Темы: листопад; дождь; день знаний и др.
Теория: Повторение правил поведения, правил техники безопасности с предметами искусства на занятиях в изостудии. Беседа о осени.
Практическая работа: выполнение пейзажа или сюжетной композиции с осенней тематикой и настроением.
Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)
Зрительный ряд: репродукции и детские рисунки с осенними пейзажами.
2) Тема: ««Автопортрет»
Теория: Знакомство с пропорциями лица.
Практическая работа: поэтапное выполнение портрета вслед за педагогом.
Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)
Зрительный ряд: Наглядное пособие с отображение пропорций лица, рисунки детей.
3) Тема «Моя семья»
Теория: Беседа о семье, ее традициях и особенностях. Закрепление темы о пропорциях человека.
Практическая работа: выбор сюжета, разработка эскизов (в карандаше и цвете),
Материалы: листы А3, пр. кар., ластик, гуашь, кисти
Зрительный ряд: рисунки детей по данной теме.
4) Тема «Зимний пейзаж» 4часа
Теория: Повторение материала о жанрах изобразительного искусства. Пейзаж. Виды пейзажа
Практическая работа: Выполнение зимнего пейзажа, используя выразительные свойства холодных цветов и технику «набрызг».
Материалы: листы А3, гуашь, кисти,
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников с изображением зимы.
5) Тема «Дружеский шарж» 4часа
Теория: повторение темы о пропорциях лица человека. Дружеский шарж и способы его создания.
Практическая работа: Выполнение дружеского шаржа на одного из обучающихся.
Материалы: любые художественные материалы.
Зрительный ряд: образцы шаржей. Наглядное пособие с последовательными этапами выполнения шаржа.
6) Тема «Образ Бабы Яги» 4часа
Теория: беседа или литературная викторина по русским народным сказкам, их персонажам.
Практическая работа: Разработка эскиза сюжетного образа современной Бабы Яги. Цветовая проработка эскиза, рисунок карандашом на формате, цветовое решение.
Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3,
Зрительный ряд: рисунки детей с изображением Бабы Яги.
7) Тема «Встреча с инопланетянами»
Теория: путешествие на другие планеты, фантазирование.
Практическая работа: Разработка эскиза сюжетной композиции из жизни инопланетян. Цветовая проработка эскиза, рисунок карандашом на формате, цветовое решение.
Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3,
Зрительный ряд: рисунки детей
8) Тема «Морская тема» На дне морском, в заморском царстве, речные обитатели и т.д.
Практическая работа: Придумать фантазийный сюжет с морской тематикой и персонажами, выполнить эскиз по теме, перенести рисунок на формат, выполнить в цвете.
Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3
Зрительный ряд: рисунки детей
9) Тема «Цирковое представление»
Практическая работа: Разработка эскиза сюжетной композиции из жизни цирка. Цветовая проработка эскиза, рисунок карандашом на формате, цветовое решение.
Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3
Зрительный ряд: рисунки детей, фотоматериалы
10) Тема «Улица родного поселка» (перспективное изображение)
Теория: повторение сведений о перспективе (виды), линии горизонта.
Практическая работа: Изобразить улицу поселка (узнаваемый уголок) в перспективном сокращении, фронтально.
Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3
Зрительный ряд: наглядное пособие с изображением перспективы улицы, детские работы.
11) Тема Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
Теория: Расширить представление о роли художника- иллюстратора. Беседа об известных художниках – иллюстраторах. Процесс создания иллюстрации.
Практическая работа: придумать иллюстрацию к одному из отрывков произведения. Выполнить несколько эскизов. По выбранному эскизу перенести рисунок на формат и проработать в цвете.
Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3
Зрительный ряд: рисунки детей, репродукции иллюстраций художников, серия открыток по данному произведению.
12) Тема «Вот я вырасту и стану» Моя будущая профессия
Теория: Повторение и закрепление темы о пропорциях лица и тела человека.
Практическая работа: разработка сюжетного эскиза по теме, цветовое решение, перенос рисунка на формат, цветовая проработка.
Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)
Зрительный ряд: рисунки детей, наглядное пособие по пропорциям человека, учебная литература.
13) Тема «Дом моей мечты»
Теория: перспективное построение дома. Проект. Проектирование.
Практическая работа: разработка эскизов, выбор сюжета, перенос рисунка на формат А3, цветовое решение.
Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)
Зрительный ряд: пособие с изображением перспективы с 2-мя точками схода, рисунки детей.
14) Тема Несуществующее животное (фантастическое)
Практическая работа: фантазирование
Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)
Зрительный ряд: рисунки детей, картинки разных животных.
Рисование с натуры
1)Тема «Овощи (2-3)» 2 часа Живопись
Теория: повторение темы о натюрморте, правильное расположение предметов, особенности рисования с натуры и необходимость.
Практическая работа: нарисовать натюрморт с определенной точки зрения на предметы, передавая их форму, цвет, размер, объем.
Материалы: гуашь, палитра, кисти.
Зрительный ряд: репродукции и рисунки натюрмортов
2)Тема «Рисование дерева»
Теория: Беседа о породах деревьев, их особенностях и отличиях.
Практическая работа: Поэтапное выполнение рисунка дерева вслед за педагогом.
Материалы: гуашь, палитра, кисти.
Зрительный ряд: наглядные пособия с изображением деревьев, карточки.
3)Тема Рисунок куба
Практическая работа: линейно построить кубик, соблюдая пропорции, плановость, законы перспективы.
Материалы: простые карандаши, ластик, палочка для измерений.
Зрительный ряд: рисунки детей, пособие по рисованию куба.
4)Тема Линейное построение бытового предмета (кувшин, чайник, ваза)
Теория: сведения о «Симметрии».
Практическая работа: Линейно-конструктивное построение чайника с натуры.
Материалы: Простые карандаши разных мягкостей, ластик.
Зрительный ряд: пособие с линейно-конструктивным изображением предметов быта.
5)Тема «Бытовой натюрморт из 2-х предметов (гризайль)»
Теория: Знакомство с техникой «Гризайль», контраст.
Практическая работа: построение натюрморта и тональное решение.
Материалы: гуашь черная и белая, палитра, кисти, простой карандаш, резинка.
Зрительный ряд: рисунки в технике «Гризайль»
6) Тема «Карандашные наброски человека»
(стоящего, сидящего)
Практическая работа: выполнение набросков нескольких человек в разном положении.
Материалы: простые карандаши разной мягкости, ластик.
Зрительный ряд: пособие с изображением человека, наброски.
7)Тема «Чайник и декоративная тыква на теплой драпировке (живопись)»
Материалы: простые карандаши разной мягкости, ластик.
Зрительный ряд: рисунки детей.
8)Тема Линейные наброски предметов мебели ( стул, стол и т.д.)
Материалы: простые карандаши разной мягкости, ластик.
9)Тема Букет цветов (цв.кар.)
Материалы: цветные карандаши
Зрительный ряд: рисунки с изображением цветов, открытки.
Содержание тем по дизайну
1)Тема «В гостях у сказки» (Образы отдельных персонажей)
Теория: знакомство с материалами и технологией выполнения мозаики с элементами пластилиновой живописи.
Практическая работа: - разработка эскиза,
- перенос выбранного эскиза на картон,
-заполнение пространства листа по эскизу(ведение работы от общего к частному)
Материалы: пластилин, картон, рамка для оформления, альбом и простой карандаш ( для разработки эскиза).
Зрительный ряд: работы, выполненные в технике « мозаика» различными материалами.
2)Тема «Мамин день» 2ч.
Практическая работа: изготовление открытки, используя новые современные техники работы с бумагой и картоном.
Материалы: цветной картон, бумага, ножницы, клей, штампы, штемпельная подушка, держатель для штампа, фигурные дыроколы.
Зрительный ряд: образцы открыток, выполненные педагогом и детьми.
3)Тема «Новогодний маскарад-время масок» 4 часа
Теория: Беседа о карнавале, различных масках.
Практическая работа: Изготовление маски по мотивам различных зимних образов.
Материалы: Бумага, картон, гуашь, кисти, палитра, клей, ножницы, и различные материалы для декорирования.
Зрительный ряд: презентация о карнавале и масках. Венецианские маски, образцы масок по зимним мотивам.
4)Тема «Снегопад» (новогодняя елочная игрушка)
Теория: Знакомство с техникой бумагокручения «квиллинг», необходимыми инструментами и техникой работы с ними.
Практическая работа: изготовление основных простейших элементов данной техники, конструирование снежинки по собственному замысу.
Материалы: полоски для квиллинга разного цвета, зубочистки, клей пва, ватные палочки, стаканчики для клея.
Зрительный ряд: фотографии и образцы работ в технике квиллинг, тематическая литература.
5) Тема «Новогодняя елочка»
Практическая работа: конструирование новогодней елки из картонного конуса.
Материалы: картон, степлер, клей-карандаш, цветная бумага, ножницы, материалы для декора( бусины, паетки, снежинки и т.д.)
Зрительный ряд: образцы елочек
6) Городок ( витраж)
Теория: История витража, искусство создания витражей (презентация)
Практическая работа: выполнение эскиза, увеличение его до необходимого размера рамки со стеклом, нанесение контура, просушивание изделия, заливка красками всех элементов эскиза.
Материалы: рамка со стеклом, бумага, карандаш, резинка, зажимы для бумаги, витражные краски и контуры по стеклу.
Зрительный ряд: презентация с образцами витражей.
7) Тема Декоративный натюрморт( коллаж из ткани)
Теория: понятие «коллаж», его отличительные особенности, виды и способы выполнения. Алгоритм создания коллажа из кусочков ткани.
Практическая работа: разработка эскиза натюрморта, увеличение эскиза до формата А4, копирование на кальку все предметы натюрморта. Раскройка деталей по выкройкам (от общего к частному). Приклеивание на основу в определенной последовательности.
Материалы: лоскутки ткани разного цвета и фактуры, клей, калька, простой карандаш, ластик, картон, выкройки частей всех предметов натюрморта.
8)Тема Натюрморт из 2-3х предметов по мотивам росписи «Гжель»
Теория: знакомство с росписью, как видом декоративно-прикладного творчества, видами росписи. Особенности Гжельской росписи, изучение основных ее элементов.
Практическая работа: компоновка на листе натюрморта из 2-х предметов ( на выбор) по шаблонам. Нанесение росписи по мотивам «Гжели».
Материалы: гуашь, кисти, палитра, листы А3, простой кар., ластик, шаблоны изделий.
Зрительный ряд: посуда с мотивами гжельской росписи, образцы работ.
9) Тема «Монограмма имени» (буква)
Теория: беседа о том, что такое монограмма, ее использование.
Практическая работа: выполнение эскиза своей начальной буквы имени, выбор эскиза, выполнение его в цвете. Перенесение изображения на лист картона, выкладывание контура буквы, используя основные элементы квиллинга.
Материалы: картон цветной, полоски для квиллинга разного цвета, клей-карандаш, ножницы, зубочистки.
Зрительный ряд: эскизы с последовательностью разработки монограмм, образцы детских работ, выполненных в данной технике.
10)Тема Мой сказочный дом (с мотивами росписи)
Теория: мотивы традиционных художественных промыслов - Хохломы, Гжели, Жостова, Тулы и др.- в картинках, панно, сосудах.
Практическая работа: выполнение эскиза фасада деревенского дома, украшенного мотивами росписи. Перенесение рисунка на формат, цветовое решение работы.
Материалы: бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра
Зрительный ряд: образцы орнаментов с мотивами традиционных росписей.
11) Тема Подарок маме к 8 Марта
Практическая работа: самостоятельное изготовление подарка, используя различные изученные техники.
Материалы: цветной картон, бумага, клей, краски, фломастеры.
Зрительный ряд: образцы детских работ.
12)Тема Цветочные мотивы ( батик)
Теория: предметная среда человека. Потребность украшать. Беседа «из истории батика», знакомство с техникой и материалами. «Полевой букет» и «Цветочная композиция»- отличительные особенности.
Практическая работа: подготовительный этап (работа над эскизом), перенос рисунка на ткань, зажатую в пяльцах, нанесение контура, роспись ткани, согласно эскизу.
Материалы: пяльца, простая белая ткань, краски по ткани и контуры.


Система аттестации обучающихся
Программа отслеживания результатов развития по видам контроля:
Виды контроля
Год обучения
Цель контроля
Сроки
Форма аттестации

Начальная диагностика



I
Уровень знаний и умений детей по выбранному виду деятельности:
сформированность навыков рисования
сентябрь
Работа на свободную тему

Промежуточная аттестация
I
II

III
(только 1 полугодие)
Освоение учебного материала
Проверка практических навыков и умений
Оценка самостоятельности при выполнении работы, возможностей, умений ребенка.
декабрь
май
1 полугодие Зачетная работа
2 полугодие
Просмотр, отбор работ на выставку, оформление, организация

Аттестация по окончании программы






III
Изучение особенностей воображения детей
Уровень креативности
Контроль выполнения поставленных задач
Творческий потенциал
Наличие интереса к продолжению обучения

май


В связи с комплексным характером программы промежуточная аттестация в конце первого полугодия каждого года обучения может проводиться по теме, выпадающей на данный период обучения, в ходе аттестации педагог анализирует выполненные работы с учетом разработанных критериев.
Нами были выбраны две группы критериев оценки результатов: анализ продукта деятельности (рисунки учащихся) и анализ процесса деятельности.
Анализ продукта деятельности:
Владение изограмотой
Законченность работы
Качество исполнения
Передача настроения
Аккуратность
Креативность

Анализ процесса деятельности:
Индивидуальный подход к работе
Проявление самостоятельности.
Отношение к процессу и результату рисования
Механизм оценки результатов по программе:
При наборе детей в изостудию на первых занятиях проводится вводная диагностика сформированности навыков рисования, промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия 1, 2 и 3 (1 полугодие) г.о., в конце 3 года обучения (май) – аттестация по окончании программы. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель вводной диагностики – выявить уровень развития:
координации и тонкой моторики;
умения изображать рисунок в цвете;
творческого мышления ребенка;
умение представлять объекты в различных пространственных положениях.






Организационно-педагогические условия:

Материально-техническая база:
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели (мольбертов, стульев, столов);
- обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов (ватман) картон и цветная бумага; рамки для оформления работ;
- наличие приспособлений для постановок (столы, подсветка) и необходимого натурного материала (геометрические тела, муляжи, посуда, драпировки и т.д.).
Методическое и дидактическое обеспечение:
- наглядно-теоретическая база в виде наглядных пособий, репродукций и живописных работ, иллюстраций;
- дидактический и раздаточный материал.
Психолого-педагогические условия:
- наличие стабильного детского коллектива,
- творческая атмосфера на занятиях,
- мастерство педагога.

Список литературы

Абрамов Г.С. Возрастная психология -4-е изд.-М., 2003
Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение,1991
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования.Часть 2, -М.: «издательство Скрипторий 2003», 2008
Дамаданова С. Р. Система занятий школьников с различными видами изобразительной техники.// Изобразительное искусство в школе. – 2006-№6-с. 57- 63
Калинина Т.В. «Альбом с кляксами или первые успехи в рисовании» (программа начального художественного образования в занятиях и комментариях).
Лисянская А.С., Васенина М.Г., Ждановская О.А.: Методические рекомендации по составлению образовательной программы педагога дополнительного образования, Вологда , 2008
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босикомЗанятия в изостудии, М.: издательский дом «Карапуз», 2008
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития - М.: Академия, 2006
Программы дополнительного образования. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время (2 – издание) Просвещение, 2008
Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в школе», М.: «Просвещение»,2006
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2002
Творчество плюс мастерство (сборник авторских программ педагогов дополнительного образования). Выпуск 2, Вологда ,1999

Литература для детей и родителей

1) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2002
2) Каменева Е.О. Какого цвета радуга. М. Дет. лит., 1984
3) Вместе с мамой. Вместе с папой. Волшебный праздник. Москва, РОСМЭН, 2000.
4) Простые уроки рисования. Журнал для детей от 7 до 13 лет, 2011, 2013гг.














13 PAGE 143115



Заголовок 115