Доклад Использование современных информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов


Районный форум «Образование Осинского района-2015»
«Система образования Осинского района: доступность, качество, эффективность»
Площадка «Применение информационно-коммуникационных технологий
в сфере образования»
Использование современных
информационно-коммуникационных технологий
в работе учителя начальных классов
Бардамова Ольга Семёновна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ирхидейская СОШ»
Введение
Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Первая форма использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Образовательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план работы методического объединения, предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (флэш-карте), можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Учебные достижения обучающихся», «Внеурочная деятельность», «Материалы для проведения уроков», «Воспитательная работа», «Рабочие программы по предметам», «Проекты» мои и обучающихся, «Наши работы» и многое другое.
Для улучшения качества образования и результативности обучения использую электронные образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе.
Традиционный урок при нехватке лабораторного оборудования, наглядных пособий становится «бедным». На помощь приходят электронные ресурсы: учебники, приложения, энциклопедии. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Применяя на своих уроках ИКТ, учитель, прежде всего, заинтересовывает детей своим предметом, делает его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность- это основной «конек» учителей начальной школы. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты.
В нашу школу в рамках реализации национального проекта «Образование» поступило новое оборудование для начальных классов и мне предоставили кабинет, в котором установлен ноутбук, интерактивная доска и принтер и т.д. и выход в интернет. В общем, кабинет оборудован для полноценного обучения школьников. И вот с таким ценным багажом я продолжила учебный год. Так, с первых уроков почувствовала разницу с уроками предыдущего года, когда пользоваться таким багажом в полном объеме не могла. Дети на уроке работают в полную силу, к доске решать задачи выходят с большим удовольствием. Даже те самые трудные ученики, которые на уроках «отсиживают» от звонка до звонка, стали гораздо лучше заниматься, не бояться идти к доске, им это интересно, любопытно. Они с энтузиазмом демонстрируют свои способности пользоваться техникой, а при этом (что очень важно учителю) усваивают материал по данному школьному предмету.
Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация (Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола». Презентация была использована при объяснении нового, закреплении. Самостоятельная работа включала уровневые задания, «Разделительный мягкий знак», урок проведен в форме путешествия в страну Мягкого знака. Ученики, путешествуя в страну Мягкого знака, проплывают мимо разных островов, жители которых устраивают им испытания. Выполнив успешно все задания, ребята оказываются в стране Мягкого знака, где их ждет обещанный сюрприз. Тема: «Берегите воду». Учащиеся знакомятся с видами водоемов, их обитателями, узнают о значении воды для всего живого, коллективно составляют план по охране воды и т.д.). А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Когда учитель выстраивает урок, опираясь на результаты поиска ученика, и сам ученик делится с другими детьми своими открытиями, достижениями. На разных этапах урока работа строится с опорой на информацию, вынесенную на экран. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Самообразование и саморазвитие - важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования ИКТ, которое выражается в разнообразных формах деятельности. Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет так же на рост профессиональной компетентности учителя. Невозможно работать, не беря на вооружение новые педагогические технологии, не используя, ставшие доступными в школе технические информационные средства обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяют учителю оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, уровень грамотности учащихся, развить творческий потенциал и воображение, воспитать у детей навыки самостоятельной работы, потребность в получении новых знаний. Таким образом, при проведении уроков с компьютерной поддержкой используются формы и методы, которые позволяют сделать обучение наиболее привлекательным. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки (http://deti-knigi.ru), образовательные порталы (Журнал «Начальная школа» www.openworld.chool), тематические сайты (http://www.shkola-abv.ru/roditelyam_i_detyam4.html) , сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение - умение учиться самостоятельно. Интернет является не только пространством, где протекает процесс самостоятельного обучения, но и средой обитания, так как здесь осуществляется общение людей. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.
Эти образовательные услуги универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время. Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться.
При проведении родительских собраний я также применяю средства ИКТ. Это изготовление печатных рекомендаций, памяток, анкет, информационных листов для родителей. В структуру родительского собрания в зависимости от его темы включаю презентацию в качестве иллюстрации к сказанному, анализа детского анкетирования. При рассмотрении темы «Телевизор в жизни школьника» просматривали и обсуждали видеофильм о влиянии ТВ на детей. Понравились и запомнились родителям такие собрания с применением презентаций, видеофильмов: «Режим дня школьника», «Здоровое питание», «Вот и стали мы на год взрослее», «Поощрение и наказание в семье».
«Электронный дневник (Дневник.ру)» в нашей школе появился в два года назад. Заглянув на страницы сети, я поняла, что работы в нем очень много предстоит делать. Но работа очень нужная как для родителей, так и для детей, вот только очень обидно, мы учителя сидим и забиваем данные, но для кого, если в моем классе не у всех детей есть компьютеры, не говоря уж об интернете.
Еще одна форма использования ИКТ в целях саморазвития и самообразования – это участие в различных конкурсах. Учителя начальных классов нашей школы повышают своё педагогическое мастерство на дистанционных курсах повышения квалификации (в ФГБОУ ВПО «ИГУ» Институт дополнительного образования по теме «Проектирование воспитательной системы школы (класса) с учетом требований ФГОС, а осенью предстоит пройти курсы по адаптированной программе VIII вида), также начали принимать участие в вебинарах («Развитие оценочной самостоятельности обучающихся на примере образовательной области «Филология»). На сайте «Завуч.ру. Начальная школа» опубликовали мою разработку технологической карты урока по окружающему миру в 4 классе.
Моя методическая тема по самообразованию «Использование ИКТ на уроках» и вся работа построена с применением ИКТ. В феврале этого года прошла курсы по ИКТ Все открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления, родительские собрания на школьном, на районном уровне я провожу с применением ИКТ.
С целью обмена опытом создала свой сайт на jimdo.com.
С помощью Интернет обмениваюсь опытом с коллегами. На сегодняшний день мои работы можно найти в Интернете, где мои разработки скачивают другие учителя и применяют их в своей работе. Это очень приятно, осознавать, что твоя работа кому-то принесла пользу. Приглашаю и вас посетить мой сайт по адресу: http://bardamovaoliga.jimdo.com/.
И следующее направление использования современных информационно-коммуникационных технологий, которое хотелось бы использовать в своей педагогической деятельности - это участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся начальных классов. И в этом учебном году мы с детьми планируем принять активное участие в интернет - олимпиадах и конкурсах. Таким образом, с уверенность можно сказать, что использование ИКТ на уроках и во внеурочное время дает ученикам большой шанс получить достойное образование. Единственная проблема в наших школах, что не в каждом кабинете есть такой ценный багаж техники. Вы можете возразить, что есть для этого компьютерные классы, но они под завязку заполнены уроками информатики. Да, можно заранее обговорить с учителем информатики о времени работы вас и ваших детей в данном кабинете, но это совсем не то. Идеально чтобы все это было в каждом учебном кабинете. Надеюсь, что исполнение этой мечты совсем не за горами.
В заключение хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
Я хочу закончить свое выступление  высказыванием Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучающихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».
И я убеждена, что современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Литература