Проектно-исследовательская работа «Гимн как средство воспитания патриотических чувств».


Городской конкурсна лучшее знание Государственной символики России  Номинация: «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Вид работы: проектно-исследовательская работа.  Воспитание патриотических чувств посредством музыки…    Автор: Осипова Юлия Сергеевна, 3 класс, МОУ лицей «Серпухов» Руководитель: Осипова Наталия Николаевна, МОУ лицей «Серпухов» СодержаниеI.Введение                                                                                              II. Основная часть                                                                          1.  Что такое гимн?                                  2. Изучение исторических фактов возникновения гимнов и силы их влияния на человека.2.1. Гимн царской России.2.2. Гимны послереволюционной России.2.3. Гимны современной России. III. Практическая часть                                                                                       IV. Заключение     Тема исследовательской работы «Гимн как средство воспитания патриотических чувств». Актуальность  темы:20 сентября Ансамбль песни и пляски имени А.Александрова записал классический вариант гимна. Другой вариант был записан 23 сентября известными российскими исполнителями.Это важно для пропаганды главных символов страны. Актуальность  темы: Жизнь доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет. Цель исследования: Доказать, что музыка гимна во все времена являлась мощным средством воспитания патриотических чувств. Задачи:1. изучить историю создания гимнов;2. узнать, кто исполняет гимн; 3. установить, какой силой обладает музыка гимна;4. выявить, какие чувства испытывают мои ровесники, слушая гимн России; 5. привлечь внимание сверстников к символам России.    Объект исследования: государственные символы России.Предмет исследования: гимн.Методы исследования:1.анкетирование;2.опрос;3.сбор информации и её анализ;4.изучение литературы и интернет-ресурсов;5.сравнение полученных результатов. Участники исследования: - учащиеся 3 а класса - учащиеся 3 г класса Гипотеза: влияет ли исполнение гимна на патриотические чувства людей. Анкета. 1.Увлекаетесь ли вы музыкой? 2. Влияет ли музыка на ваши настроения и чувства? 3. Знаете ли вы, что такое гимн? 4.Можете ли вы по звучанию определить гимн России? Результаты анкетирования.1.Увлекаетесь ли вы музыкой?Да -23 уч. Нет - 3 уч. 2. Влияет ли музыка на ваши настроения и чувства?да -21 уч.нет - 5 уч.3. Знаете ли вы, что такое гимн?Да – 24 уч.Нет – 2 уч.4. Можете ли вы по звучанию определить гимн России?да -19 уч.нет - 7 уч.  Проведённый опрос обучающихся показал, что большинство учащихся увлекаются музыкой и знают, что такое гимн. Проблемные вопросы1. Что такое гимн?2. Какие гимны существовали в истории России?3. Кто исполнял эти гимны? Гимн страны - это торжественная песня, в которой каждый народ прославляет свою Родину. Авторы первого официального гимна царской России «Боже, Царя храни»   Алексей Львов Василий Жуковский 23 ноября 1833 г. назначено было первое (пробное) исполнение гимна Оно прошло в Большом театре города Москвы. Оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении . Второй раз гимн был исполнен 25 декабря 1833 г., в день Рождества Христова и годовщины изгнания войск Наполеона из России. Этот день является Днем рождения первого Российского гимна. Когда в 1917г. свергли царя, гимн «Боже, храни царя!» перестал существовать. Во время демонстраций рабочие стали петь революционные гимны, и в первую очередь «Марсельезу». С января 1918 г. гимном Советского Союза стал «Интернационал». Он существовал до 1943 г. В  годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда наши войска стали вытеснять фашистов с родной земли, было принято решение о создании нового гимна, чтобы отразить в нём патриотические чувства народа. Новый гимн Советского Союза в первый раз прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 г. в исполнении Образцово-показательного оркестра под управлением С.Чернецкого и Краснознаменного Ансамбля под управлением А.В.Александрова.Автор музыки А.Александров. Государственный гимн «Союз нерушимый» исполнялся на всех официальных церемониях почти 50 лет. Он звучал на церемониях встреч и проводов иностранных гостей. С ним под бой курантов встречали Новый год. Под торжественную музыку А. Александрова советские спортсмены получали свои награды.Гимн исполняли на праздничных парадах . Гимн обычно играли без слов, в оркестровом варианте. Он был очень популярен в народе благодаря прекрасной музыке. В 1991 году Советский Союз распался. У России гимном стала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки, без слов. Однако в 2000 году было решено вернуться к старому гимну А.Александрова, но с другим текстом. Новые слова гимна написал С.Михалков. В новогоднюю ночь 2001 года над нашей страной снова прозвучали торжественные аккорды нового гимна России в исполнении капеллы «Московский Кремль». Сейчас гимн России можно услышать в разном исполнении:капелла «Московский Кремль»Академический ансамбль Российской армии имени Александрова Лариса ДолинаГруппа Любэ На Парадах Победы в  2003, 2004, 2006  и  2007 годах  гимн исполнялся  А капелла, то есть без сопровождения оркестра. Опросный лист 1.Какое исполнение вам больше всего понравилось?2.Какое исполнение показалось наиболее торжественным, величественным?3.Из предложенного списка выберите те чувства, которые у вас вызывает каждый исполнитель. Результаты опроса1.Какое исполнение вам больше всего понравилось?- Ларисы Долиной – 7 чел. (девочки)- Гимн А капелла на параде 2007 года - 9 чел. (мальчики)- Гимн в исполнении капеллы «Московский Кремль» - 2 чел. (мальчики)  2.Какое исполнение показалось наиболее торжественным?- Ларисы Долиной –3 чел. - Гимн А капелла на параде 2007 года - 4 чел. - Гимн в исполнении капеллы «Московский Кремль» - 12 чел. 3. Из предложенного списка выберите те чувства, которые у вас вызывает каждый исполнитель. Дети выбирали несколько чувств. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Гимн в исполнении Ларисы ДолинойГимн А капелла на параде 2007 года Гимн в исполнении капеллы «Московский Кремль»любовь к Родине готовность к защите Отечествагордость за свою Родину17 чел. 12 чел.15 чел. Но в любом исполнении торжественность музыки и поэтичность слов гимна вызывают чувства патриотизма, уважения к истории страны. Заключение  Результаты моей работы показали, что гимн во все времена является мощным средством воспитания патриотических чувств людей. Таким образом, моя  гипотеза  о том,  что гимн может   оказывать   сильное влияние на человека – подтвердилась.В.Я. Брюсов: «Главное — чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек». ЛИТЕРАТУРА Интернетhttp://www.norma40.ru/articles/marselyeza-istoriya.htm Марсельеза. История создания песни. Биография автораhttp://blog.i.ua/community/2794/1145707/ Боже , Царя храни! (Слушать стоя)http://www.roman.by/r-76928.html Реферат: Гимны революции и социализма в РоссииФедеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации»Артамонов В.А., Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики России. М., 1993 Золин П.М. Герб, Гимн, Флаг и столица нашей Родины: Книга для учащихся. М., 1987Крутов В.В., Крутова Л.В. «Боже, царя храни…»: История первого российского гимна. М., 1998Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М., 2002Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. М., 2003