Программа кружка Тропинка к своему Я














Программа любительского объединения

«Тропинка к своему Я»


Возраст воспитанников 11-14 лет
Срок реализации - 2 года






















Пояснительная записка.
Программа любительского объединения «Тропинка к своему Я» включает в себя психологических занятий для подростков, которая должна обеспечивать, с одной стороны, формирование психологического здоровья. С другой стороны - выполнение основных задач развития.
За основу взята программа, которая разработана и апробирована О.В. Хухлаевой. Она создала программу, которая включает в себя основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Цель программы - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной, личностной сфер личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей,
- научить рефлексивным умениям,
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранение и поддержка психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого воспитанника;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы;

Организация работы любительского объединения:
Реализация программы осуществляется с подростками 11-14 лет. Срок реализации 2 года. Длительность каждого занятия - 1 учебный час, занятия будут проходить один-два раза в месяц. Программа рассчитана на 16 часов.
На занятиях используются как коллективные формы работы, индивидуальные и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей учащихся, формированию нравственных качеств учащихся.

Содержание программы 1 года:
Программа включает в себя 6 тем.
Первая тема «Введение в мир психологии» мотивирует учащихся к занятиям психологией.
Вторая тема «Я это Я» - способствует осознанию своих качеств и повышению самооценки.
Третья тема «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства» – способствует рефлексии эмоциональных состояний, адекватному самовыражению.
Четвертая тема «Я и мой внутренний мир» - в ходе занятий подчеркивается ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.
Пятая тема «Я и Ты» - поднимаются проблемные вопросы подростковой дружбы.
Шестая тема «Мы начинает меняться» - помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.

Тематический план 1 года.


Тема
Кол-во часов
Месяц проведения
Цель занятия
Форма
Планируемый результат

«Введение в мир психологии»


Зачем человеку занятия психологией?
1
октябрь
Мотивировать учащихся к занятиям психологией
Занятие с элементами дискуссии
Повышение интереса и мотивации

«Я это Я»


Кто я, какой я?
1
октябрь
Осознание своих качеств
Занятие с элементами рефлексии
Развитие представлений о своих особенностях.


Я - могу
1
ноябрь
Создание условий для исследования своих качеств. Повышение самооценки.
Занятие с элементами рефлексии
Развитие представлений о своих особенностях.


Я нужен!
1
ноябрь
Создание условий для исследования своих качеств. Повышение самооценки.
Занятие с элементами рефлексии
Развитие представлений о себе.


Я мечтаю
1
декабрь
Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами рефлексии
Развитие представлений о себе.


Я - это мои цели
1
декабрь
Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами рефлексии
Развитие представлений о себе.


Я - это мое настоящее.
Я - это мое будущее.
1
январь
Повышение самооценки. Гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами рефлексии
Развитие представлений о себе.

«Я имею право чувствовать и выражать свои чувства»


Чувства бывают разные
1
январь
Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами сказкатерапии
Эмоциональное развитие ребенка.


Стыдно ли бояться?
1
февраль
Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами сказкатерапии
Эмоциональное развитие ребенка.


Имею ли я право сердиться и обижаться?
1
февраль
Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами игры и рассуждений
Эмоциональное развитие ребенка.

«Я и мой внутренний мир»


Я и мой внутренний мир
1
март
Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.
Занятия с элементами игры, рефлексии
Развитие представление о себе.

«Я и Ты»


Я и мои друзья
1
март
Обсудить проблемы подростковой дружбы.
Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии
Повышение уровня коммуникативной компетентности.


У меня есть друг
1
апрель
Обсудить проблемы подростковой дружбы.
Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии
Повышение уровня коммуникативной компетентности.


Я и мои «ключики»
1
апрель
Избавиться от коммуникативных барьеров.
Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии
Повышение уровня коммуникативной компетентности.


Я не одинок в этом мире
1
май
Обсудить проблемы подростковой дружбы.
Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии
Повышение уровня коммуникативной компетентности.

«Мы начинает меняться»


Нужно ли человеку меняться?
1
май
Помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.
Занятия с элементами игры, рефлексии
Повышение уровня самооценки


Итого
16







Ожидаемые результаты 1 года:
воспитанники должны знать:
что такое «психология», каково её место в системе наук; понятие личность, индивид, индивидуальность.
об уникальности внутреннего мира каждого; о способах ведения конструктивного диалога;
о мотивах выбора друзей.
воспитанники смогут узнать:
о разных направлениях психологической науки;
о способах поведения в трудных ситуациях; о понятиях уверенность» и «уважение»
воспитанники должны уметь:
анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
анализировать поступки других людей и свои собственные.
воспитанники смогут научиться:
самостоятельно анализировать поведение героев фильма;
анализировать сказки, притчи, рассказы;
-анализировать собственные потребности и цели.

Содержание программы 2 года:
Программа включает в себя 2 темы.
Первая тема «Я это Я» - способствует осознанию своих качеств и повышению самооценки.
Вторая тема «Я и мои эмоции» - способствует осознанию своих чувств и эмоций, знакомство с проявлением положительных и отрицательных эмоций. Усвоение конструктивного управления своими эмоциями.


Тематический план 2 года.


Тема
Кол-во часов
Месяц проведения
Цель занятия
Форма
Планируемый результат

«Я это Я»

1.
Я повзрослел
1
октябрь
Нарисовать символ своего Я. Поговорить о том, как проявляется взросление.
Занятие с элементами дискуссии , работа со сказкой.
Развитие представления о взрослости.

«Я и мои эмоции»

2.
У меня появилась агрессия
1
октябрь
Дать определение понятия «агрессия».Рассказать о внутренних механизмах агрессии. Плюсы и минусы агрессии.
Занятие с элементами рефлексии. Дискуссия. Работа со сказкой.
Развитие представлений о эмоциональных проявлениях в поведении.

3.
Конструктив-ное реагирование на агрессию.
Агрессия во взаимоотношениях в родителями
1
ноябрь
Показать и закрепить позитивные способы реагирования на агрессию.
Занятие с элементами рефлексии, игровой терапии. Работа со сказкой.
Развитие представлений о способах поведения в различных ситуациях.



4.
Имею ли я право сердиться и обижаться?
1
ноябрь
Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами рефлексии, дискусии, игровой терапии. Работа со сказкой. Мини-тренинг
Развитие представлений о себе.

5
Зачем человеку нужна уверенность в себе?
1
декабрь
Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение способов взаимодействия с другими людьми.
Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.
Развитие представлений о себе.

6.
Источники уверенности в себе.
1
декабрь
Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.
Развитие представлений о себе.

7.
Уверенность и самоуважение.
1
январь
Повышение самооценки. Гармонизация эмоционального состояния. Познание собственных качеств.
Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии.
Развитие представлений о себе.

8.
Что такое конфликт
1
февраль
Дать определение конфликта. Сигналы конфликта.
Занятие с элементами дискуссии, рефлексии, арттерапии.
Развитие представлений о эмоциях.

9.
Конфликты в школе, дома, на улице.
1
февраль
Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния.
Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии
Эмоциональное развитие ребенка.

10.
Конструктив-ное разрешение конфликтов
1
март
Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение конструктивных способов разрешения конфликтов.
Занятие с элементами игры и дискуссии.
Эмоциональное развитие ребенка.

11
Конструктив-ное разрешение конфликтов
1
март
Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение конструктивных способов разрешения конфликтов.
Занятие с элементами игры и дискуссии.
Эмоциональное развитие ребенка.

12
Ценности и жизненный путь человека
1
апрель
Обсудить с подростками смысла понятий: «ценности человека» и «жизненного пути»
Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии
Развитие представление о себе.

13.
Ценности и жизненный путь человека
1
апрель
Обсудить с подростками смысла понятий: «ценности человека» и «жизненного пути»
Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии
Развитие представление о себе.

14
Что такое одиночество?
1
май
Обсуждение понятия «одиночество».
Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии
Развитие представление о себе.

15
Я не одинок в этом мире
1
май
Обсудить проблемы подростковой дружбы.
Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии
Повышение уровня коммуникативной компетентности.

16
Подведение итогов. Закрепление пройденного материала.
1
июнь
Помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.
Занятия с элементами игры, рефлексии
Повышение уровня самооценки


Итого
16





Ожидаемые результаты 2 года:

воспитанники должны знать:
о видах эмоционального состояния личности (тревожность, агрессивность, неуверенность, обида).
что такое конфликты и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации; типы конфликтных ситуаций.
понятие «ценности»: индивидуальные, групповые.
понятие одиночество.
воспитанники смогут узнать:
о многообразии психических и эмоциональных состояниях;
о способах конструктивного поведения в разных жизненных ситуациях.
воспитанники должны уметь:
анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения занятий в любительском объединении:

Технические средства :
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
персональный компьютер;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
колонки;
DVD - комплекс Наглядные пособия по курсу.
Стимульный материал к занятиям;
Обучающие фильмы;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса.





























Список литературы

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (5-6 класс), из-во «Генезис», Москва, 2010 год.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (7-8 класс), из-во «Генезис», Москва, 2010 год.
Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. -Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. -М.: «ACT-Пресс», 1999.
Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век».
Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.
Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.
Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15