Методический материал «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в 5-7 классах общеобразовательных организаций»













«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в 5-7 классах общеобразовательных организаций»








Григоренко Ирины Григорьевны,
учителя музыки МБОУ СОШ № 4
им. П.И.Климука,
г. Щёлково МО


















2016г.


Щелково 2016

Содержание:
Актуальность практико-значимой работы 2 стр.
Основные положения работы. 3 стр.
Презентация по теме «Использование ИКТ на уроках
музыки 5-7 классов общеобразовательных организаций» 8 стр.
Заключение 10стр.
Список использованных источников.. 12стр.
Приложение: презентация на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки 5-7 классов общеобразовательных организаций».


















Актуальность практико-значимой работы.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития учащихся.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.
Новым образовательным стандартом  предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий.
В процессе применения ИКТ происходит:
развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
эстетическое воспитание за счёт использования возможностей    компьютерной графики, технологии мультимедиа;
развитие коммуникативных способностей.
обогащение арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки музыки с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к предмету, эффективностью.
Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Цель работы:
Обобщить опыт своей работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки и внеурочной деятельности.
Повысить собственный уровень теоретического осмысления темы и её практической реализации.
Задачи:
Формировать информационную компетентность всех участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся) через внедрение ИКТ
Повысить уровень профессиональной квалификации, позволяющей реализовывать современные модели образовательного процесса с использованием ИКТ
Классифицировать средства ИКТ и систематизировать разнообразные формы использования ИКТ на уроках музыки.


Основные положения работы.
Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребёнка меняется, он живёт в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.
Вслед за другими предметами ИКТ начинают проникать и в школьный кабинет музыки. В классе может появиться компьютер со специальными музыкальными программами, специальное устройство ввода звуковой информации: МИДИ-клавиатура, синтезатор (музыкальный компьютер), видеопроектор...
Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроке музыки, и какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием?
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся  умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
Наличие в кабинете музыки экрана и компьютера позволяет мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс и накопленный материал, который может включать в себя:
Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов)
Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.
Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.
Звуковые фонограммы музыкальных произведений.
Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)
Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;
Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Необходимый наглядный материал я систематизирую. Весь музыкальный и учебный материал я классифицировала и поместила в отдельную папку, которую назвала «Уроки музыки». В одной папке поместила только музыкальный материал по композиторам, в другой – только учебный по урокам.
Классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
для поиска литературы  в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением;  Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.;
зрительный ряд, рассказывающий о творчестве композиторов, музыкальной культуре разных стран, можно создавать с помощью программы Microsoft PowerPoint. В виде презентаций также можно представлять ряд тестов и проверочных заданий по предмету;
для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски, Облачное хранение информации:  так называемая виртуальная среда, которая позволяет хранить данные и работать с ними посредством Интернета и без участия локальных накопителей. 
для общения (электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent и т.д., в том числе Электронный журнал - инструмент для прямой связи между учителями и родителями школьников);
для прослушивания музыкальных классических шедевров и вокально-хоровой работе на уроке подойдут программы для обработки и воспроизведения звука Windows Media Player, WinAmp, WinDVD и т.д. Ребята с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом. Готовое сопровождение (минусовки) к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей;
для просмотра изображений (программы ACDSee, PhotoShop, Picasa);
для создания, редактирования и записи музыки интересна программа «Электронный Ди-Джей 7», которая представляет собой виртуальную музыкальную студию. Работу со звуком при домашней подготовке к урокам можно осуществлять с помощью программы «Adobe Audition v 1.0» (профессиональный инструмент для работы с аудио-файлами, предназначенный для специалистов в области обработки аудио и видеопродукции); «Nero» -это уникальный набор программ и утилит для работы с компакт и DVD-дисками, а также видео и звуком.
для обучения музыкальной грамотности могут использоваться программы-нотаторы Finale, Sibelius, Geniesoft.Overture.v4.1.0.19, предназначенные для подготовки к печати партитур музыкальных произведений. Эти программы помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру и перейти от пассивного восприятия нотного текста и соответствующего аудиоматериала к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания;
компьютерные программы энциклопедической направленности: «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс», «Культурное наследие. ХVIIIв.», «Соната» и др.;
программы для музыкального развития: игра «Щелкунчик», «Музыкальный пасьянс», «Волшебная флейта», «Мурзилка» и др.
сайт для создания мультимедийных интерактивных упражнений:
LearningApps.org ( при наличии на уроке компьютера, проектора, экрана и интернета)
Электронный журнал помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ: домашнее задание и замечания попадают напрямую в электронный дневник ученика; даёт возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами); возможность проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет); является централизованным способом оповещения о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.
Использованные вышеперечисленные методы и средства обучения
позволяют мне успешно формировать коммуникативные умения и навыки;
способствуют повышению статуса предмета «музыка» среди других школьных дисциплин;
помогают достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях различного уровня.
На уроке музыки информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль. Внедрение ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию; сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие учащихся.
Перед учителем встают дополнительные задачи – научить детей ориентироваться в информационной среде, находить, перерабатывать и анализировать информацию. Технологии, оснащённые всеми необходимыми компонентами, с правильно отобранными методами и приёмами обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности и индивидуализации обучения и воспитания. Речь идёт о личностном росте ребёнка: о развитии мышления, об эстетическом воспитании, о формировании надпредметных умений и навыков, о становлении информационной культуры. В системе развивающих занятий ИКТ, как уже было сказано выше, можно применять для активизации познавательной и творческой деятельности школьников, для реализации творческого потенциала каждого ребёнка, для воспитания интереса к музыкальной культуре и для формирования духовного мира современного человека.
Заключение.
Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует:
личностному развитию учащихся;
повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;
росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
изменению самооценки учащихся;
воспитанию активности и самостоятельности;
формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;
совершенствованию профессиональных компетенции учителей музыки: общехудожественных, методологических, исполнительских, организационных, теоретико-музыковедческих, информационно-коммуникационных и др., необходимых педагогам для успешной работы по формированию художественной культуры школьников.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В заключение хочу привести высказывание Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни». И я глубоко убеждена, что современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.















Список использованных источников

Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие.- СПб; Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 1999. – 140с.
Введение Федеральных государственных стандартов основного общего и среднего общего образования. Музыка (5-7классы). Изобразительное искусство (5-7 классы). Искусство (8-9 классы). Мировая художественная культура (10-11 классы). Дистанционное консультирование. Поликультурное воспитание средствами фольклора: методические рекомендации/под ред.Г.П.Сергеевой.-Наро-Фоминск: МАОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2014.-90с.
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/авт. сост. Л.В.Золина - 2 изд. стереотип. – М.: Планета, 2010.- 176с. – ( Современная школа).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].   
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ba7bd609-8a06-44f6-8250- 0952d5777bec/118253/?interface=pupil&class=49&subject[]=33&subject[]=35 Инновационные учебно-методические комплексы для системы общего образования (УМК) «Музыка в цифровом пространстве».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Кабалевский Дмитрий Борисович
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Методическое пособие «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании музыки: виртуальные музыкальные синтезаторы с компьютерной клавиатурой». Автор/создатель: Коротченков А.Г. Преподаватель музыкальных дисциплин Трубчевского профессионально-педагогического колледжа, Брянская обл. 2010г. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рахимов Р.Г. Компьютерные технологии в музыке: Авторская программа по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке» по специальности № 0310 «Музыкальное образование».– Уфа: ООО «Вагант», 2007.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сеть творческих учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ульяновский ИПКРО: «Использование компьютерных технологий на уроке музыки как средство формирования педагогической культуры».








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15