Рабочая программа факультативного курса Тропинка к своему Я (5 класс)


Пояснительная записка
Концептуальный подход
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Подросток стоит перед выбором новой взрослой идентичности (концепция Э. Эриксона), новой целостности, нового отношения к себе и миру, что является следствием разрушения имеющейся с детства идентичности. Данные характеристики определяют подростковый период как кризисный. Завершение поиска себя, формирование идентичности свидетельствуют о позитивном завершении кризиса. Однако это происходит не всегда. Как отмечает Дж. Марсия, работающий в русле концепции Э. Эриксона, помимо достижения идентичности возможны еще три варианта развития. Первый (его он назвал предрешенность) – бескризисность и бесконфликтность развития подростков. В этом случае они выбирают профессию, ценности без самостоятельных решений, а на основе предписаний значимых взрослых, чаще всего родителей. Второй вариант – формирование так называемой диффузии идентичности. Здесь кризис также не испытывается по причине личностной незрелости, недостаточно развитой рефлексии. Подростки в этом случае стремятся к проявлению внешних форм взрослости – сексуальных контактов, алкоголя, - оставаясь внутренне инфантильными, то есть, не принимая на себя ответственности за свои действия. Третий вариант – мораторий – излишне долгая задержка на кризисной стадии.
Достижение эго-идентичности подростком, то есть личностной целостности, уверенности, стремления к дальнейшему развитию – есть главная цель программной линии О.В. Хухлаевой. Благодаря урокам психологии ученикам дается возможность «проложить тропинку к своему Я», то есть достигать эго-идентичности. Эго-идентичность — термин Э. Эриксона — целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый). Формирование личностной целостности – гармонии человека, как с самим собой, так и с окружающей средой, предостерегает подростков от огромного количества проблем и нарушений развития. Человек, находящийся в гармонии с самим собой, полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. Таким образом, формирование эго-идентичности, внутренней гармонии создает условия для укрепления социальной адаптации и психологического здоровья личности подростка.
Компоненты психологического здоровья:
аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.
инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.
Цели и направления работы
В средней школе психологическое здоровье является целью психологической поддержки подростков, находящихся на этапе возрастного кризиса. В этом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и разного рода нарушений развития.
Цель программы: способствовать формированию психологического здоровья младших подростков
Задачи программы:
- помочь подросткам адаптироваться к условиям средней школы;
- учить лучше понимать себя и других;
- учить принимать на себя ответственность за свои поступки;
- помочь обрести уверенность в собственных силах.
Методические средства
Психологическая информация. Достаточно эффективным методом, способствующим углублению их самосознания, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.
Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
Ролевые методы. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.
Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.
Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.
Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
Программно-методическое обеспечение
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем/ И.В. Стишенок. – СПб.: Речь,2013
Календарно-тематическое планирование курса «Тропинка к своему Я»
№ № Тема урока Дата Планируемый результат Домашнее задание Корректировка планов
5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж 1 1 Введение в мир психологии
Зачем человеку занятия психологией? Учащиеся должны:
- знать, в чем сущность психологии как науки;
- понимать значимость занятий психологией Рисунок счастливого человека 2 2 Я – это я
Кто я, какой я? Учащиеся должны:
- осознавать свои качества;
- уметь описывать свои особенности и поведение Сочинение «Какой Я, чем я отличаюсь от других» 3 3 Я - могу Учащиеся должны:
- осознавать свои возможности;
- понимать значимость внутренних убеждений при преодолении препятствий Письменно ответить на вопрос: «Чему я хочу научиться?» 4 4 Я нужен! Учащиеся должны:
- понимать, почему для человека так важно быть нужным окружающим;
- уметь выразить свою нужность в доме, в школе Иллюстрация к сказке «Повесть о настоящем … цвете» 5 5 Я мечтаю Учащиеся должны:
- понимать ценность мечтаний как ресурса личности;
- уметь пояснять, что не всякая мечта приносит пользу Сочинение или рисунок «Мои мечты» 6 6 Я – это мои цели Учащиеся должны:
- знать что такое средства, способы достижения цели;
- уметь трансформировать мечту в цель Написать цель и план ее достижения 7 7 Я – это мое детство Учащиеся должны:
- научиться черпать ресурсы из детских воспоминаний Рисунок «Я в детстве» и Я сейчас» 8 8 Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее Учащиеся должны:
- уметь сопоставлять свое Я прошлое и настоящее;
- уметь представлять себя в будущем Принести клей, цветную бумагу, вырезки из журналов 9 9 Психологическая игра «Маска» Учащиеся должны:
- уметь принимать себя через самооценку и оценку других 10 1 Я имею право чувствовать и выражать свои чувства
Чувства бывают разные Учащиеся должны:
- знать словарь чувств;
- уметь изображать чувства;
Нарисовать одну-две эмоции 11 2 Стыдно ли бояться? Учащиеся должны:
- понимать, что все люди в той или иной ситуации испытывают страх; Иллюстрация к сказке «Как Штирлицев свой страх победил» 12 3 Имею ли я право сердиться и обижаться? Учащиеся должны:
- знать, как возникает обида;
- уметь адекватно выражать обиду Рисунок «Подросток рассердился» 13 4 Арт-терапия «Страна чувств» Учащиеся должны:
- творчески изобразить и «оживить» чувства;
- создать «галерею чувств» Принести бумагу А4 для рисования 14 5 Арт-терапия «Портрет агрессивного человека»
Учащиеся должны:
- отразить на бумаге представления об агрессивном человеке;
- знать приемлемые формы выражения агрессии Принести бумагу А4 для рисования 15 1 Я и мой внутренний мир
Каждый видит мир и чувствует по-своему Учащиеся должны:
- уметь представлять свой внутренний мир;
- знать, что такое личностные границы Принести пластилин, подложку 16 2 Любой внутренний мир ценен и уникален Учащиеся должны:
- понимать, что внутренний мир – это отражение индивидуальности;
- знать что такое «Я зеркальное» Рисунок «своей планеты» 17 3 Тренинг «Кто Я» Учащиеся должны:
- понимать, из чего складываются представления о нем другими;
- знать, что значить любить себя; Учить «Гимн себе» 18 4 Игра-медитация «Ослиная шкура» Учащиеся должны:
- уметь чувствовать себя наравне с окружающими 19 5 Игра-медитация «Развитие» Учащиеся должны:
- осознать процесс своего внутреннего развития 20 1 Кто в ответе за мой внутренний мир?
Трудные ситуации могут научить меня Учащиеся должны:
- уметь видеть «плюсы» и минусы» в любом событии Сообщение «Что такое воля?» 21 2 В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется Учащиеся должны:
- понимать, что счастье человека зависит от него самого Принести бумагу А4 для рисования 22 3 Арт-терапия
Рисунок «Мои мелкие неудачи» Учащиеся должны:
- проецировать трудности через рисование Сочинение «Как стать счастливым» 23 4 Пальчиковая куклотерапия Учащиеся должны:
- уметь решать трудные ситуации, проецируя их на кукол
24 1 Я и ты
Я и мои друзья Учащиеся должны:
- понимать ценность общения с друзьями Книги о детской дружбе 25 2 У меня есть друг Учащиеся должны:
-уметь замечать положительные черты характера у друга;
- формировать их у себя Инсценировка сказки «Волшебная роща» 26 3 Я и мои «колючки» Учащиеся должны:
- выявить у себя качества дружелюбия и недружелюбия Поделка из пластилина к сказке «Шиповник» 27 4 Что такое одиночество Учащиеся должны:
- понимать, что одиночество – это результат негативного восприятия себя и окружающих 28 5 Я не одинок в этом мире Учащиеся должны:
- понимать, что счастье каждого основано на силе веры в него Привести аналогичный пример из детской литературы 29 6 Психологическая игра «Круг доверия» Учащиеся должны:
- научиться устанавливать доверительные отношения 30 7 Психологическая игра «Контакт» Учащиеся должны:
- уметь воспринимать и понимать другого человека, ориентироваться на его состояние 31 1 Мы начинаем меняться
Нужно ли человеку меняться? Учащиеся должны:
- осознать свои изменения 32 2 Нужно ли человеку меняться? Учащиеся должны:
- осознать изменения в коллективе 33 3 Самое важное – захотеть меняться Учащиеся должны:
- начать строить новую программу саморазвития 34 4 Обобщающий урок
Коллективный рисунок «Счастье»