Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Тропинка к своему «Я»»

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской разработки групповых психологических занятий с учениками 1-4-х классов Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» с элементами занятий из авторской программы С.В. Кривцовой «Жизненные навыки».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год (2-4 класс), 1 раз в неделю 33 часа в год (1 класс).
Основная цель программы – помочь ученикам научиться познавать и понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Формирование установки на преодоление школьных и жизненных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания; формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи:
Образовательные:
Научить учащихся распознавать эмоциональное состояние своё и других людей.
Научить детей выражать свои эмоции и чувства приемлемыми способами.
Научить учащихся внимательно и уважительно слушать друг друга и высказывать своё мнение.
Научить способам разрешения и выхода из конфликтных ситуаций.
Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии.
Формирование собственной ценности и значимости.
Формирование активной жизненной позиции.
Развитие культуры общения.
Развитие навыков сотрудничества.
Формирование ответственного поведения.
Развивающие:
Развитие рефлексии учащихся, осознания ими своих эмоциональных состояний.
Развитие эмпатии учащихся, способности к сопереживанию.
Развитие коммуникативных и творческих способностей, учебной мотивации.
Развитие осознания собственных трудностей, их причин и способности находить пути их преодоления.
Развитие способности к самоанализу.
Развитие самосознания.
В древности начало систематического обучения считалось периодом качественного изменения состояния, своеобразной точкой перехода к новому состоянию.
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе.
Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

О. В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ, разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей.

Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. А именно то обстоятельство, что в 7-10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур.

Введение в школьную программу начальных классов курс психологических развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.
Учебная деятельность, особенно в начальных классах, более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего – в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы, дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате, уже к концу первого года обучения, дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Реализация программы способствует у учащихся выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.
Ценностно-смысловые компетенции:

· развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;

· владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

· уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

· оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:

· ставить цель и организовывать ее достижение;

· самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;

· решать учебно-познавательные проблемы;

· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;

· самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
Коммуникативные компетенции:

· владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

· выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

· владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

· владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

Информационные компетенции:

· владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;

· самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

· ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.

Здоровьесберегающие компетенции:

· знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

· знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;

· владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Программа рассчитана как для прогимназических, так и общеобразовательных классов.
Срок реализации 4 года.









Тематическое планирование 1 класс.

Тема и содержание
Количество часов

Я – школьник.

1
Знакомство. Введение в мир психологии.
1

2
Как зовут ребят моего класса.
1

3
Положительный образ Я.
1

4
Я социальное.
1

5
Зачем мне нужно ходить в школу.
1

6
Мой класс.
1

7
Какие ребята в моем классе.
1

8-9
Мои друзья в классе.
2

10
Мои успехи в школе.
1

11
Моя «учебная сила».
1

Мои чувства

12-13
Разговор о чувствах.
2

14
Человеческие эмоции. Что такое мимика.
1

15-16
Радость. Как ее доставить другому человеку.
2

17
Жесты. Жесты народов разных стран.
1

18
Радость можно передать прикосновением.
1

19-20
Радость можно подарить взглядом.
2

21
Разные чувства.(1)
1

22
Грусть.
1

23
Страх.
1

24
Страх, его относительность.
1

25
Как справиться со страхом.
1

26
Страх. Как его преодолеть
1

27
Гнев. С какими чувствами он дружит?
1

28
Может ли гнев принести пользу?
1

29
Обида.
1

30
Разные чувства.(2)
1

31-32
Принятие решений.
2

33
Итоговое занятие.
1


Итого:
33 ч.


Содержание занятий 1 класс.
№ раздела
Наименование раздела и количество часов
Содержание

1
Я – школьник. 11 часов
Знакомство. Введение в мир психологии. Образ Я, как система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе.

2
Мои чувства. 22 часов
Общение, как процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью к совместной деятельности.


Ожидаемые результаты:
К концу 1 –го класса ребенок должен:
- идентифицировать себя как школьника;
- развить уверенность в себе и своих учебных возможностях;
- понимать и контролировать свои эмоциональные состояния;
- распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей;
- уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств;
- уметь объяснить свои шаги при прин
·ятии какого – либо решения;
- уметь устанавливать атмосферу дружелюбия;
- осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит;


Тематическое планирование 2 класс.

Тема и содержание
Количество часов

Вспомним чувства.

1
Мы рады встрече.
1

2
Понимаем чувства другого.
1

3-4
Мы испытываем разные чувства.
2

Чем люди отличаются друг от друга?

5-6
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
2

7
Хорошие качества людей.
1

8
Самое важное хорошее качество.
1

9
Кто такой сердечный человек.
1

10
Кто такой доброжелательный человек.
1

11
Трудно ли быть доброжелательным человеком.
1

12
«Я желаю добра ребятам в классе».
1

13-14
Очищаем свое сердце.
2

15
Какие качества нам нравятся друг в друге.
1

16
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
1

17
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
1

18
В каждом человеке есть светлые и темные качества.
1

Какой Я – Какой Ты?

19
Какой Я?
1

20-21
Какой ты?
2

22
Творческая работа.
1

23-24
Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
2

25-26
Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Положительный образ Я.
2

27
О чем говорят выразительные движения.
1

28-29
Учусь понимать людей. Общение.
2

30-31
Школьные трудности.
2

32-33
Домашние трудности.
2

34
Итоговое занятие.
1


Итого:
34 ч.


Содержание занятий 2 класс.
№ раздела
Наименование раздела и количество часов
Содержание

1
Вспомним чувства. 4 часа.
Актуализация знаний об эмоциональной сфере человека.

2
Чем люди отличаются друг от друга?
14 часов.
Помощь детям в исследовании своих качеств, изучении своих индивидуальных особенностей.

3
Какой Я – Какой Ты? 16 часов.
Формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что – либо от людей, но и отдавать им.

Ожидаемые результаты:
К концу 2 –го класса ребенок должен:
- получить полное представление о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках;
- выполнять творческие задания;
- научится сдерживать свои эмоции;
- способствовать сотрудничеству в играх и учебе;
-уметь договариваться, уступать друг другу;
-распределять задания без помощи взрослых;
- научиться пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации;

















Тематическое планирование. 3 класс.

Тема и содержание
Количество часов

Я - фантазер.

1
Я – третьеклассник.
1

2
Кого можно назвать фантазером?
1

3
Я умею фантазировать!
1

4-5
Мои сны.
2

6
Я умею сочинять!
1

7
Мои мечты.
1

8
Фантазии и ложь.
1

Я и моя школа.

9
Я и моя школа.
1

10
Что такое лень?
1

11 – 12
Я и мой учитель.
2

13
Как справляться с «Немогучками».
1

Я и мои родители

14-15
Я и мои родители.
2

16
Я умею просить прощения.
1

17
Почему родители наказывают детей?
1

Я и мои друзья.

18
Настоящий друг.
1

19
Умею ли я дружить?
1

20-21
Трудности в отношениях с друзьями.
2

22
Ссора и драка.
1

Что такое сотрудничество.

23
Что такое сотрудничество?
1

24
Я умею понимать другого.
1

25
Я умею договариваться с людьми.
1

26
Мы умеем действовать сообща.
1

27
Что такое коллективная работа?
1

28
Мой характер.
1

29
Учусь оценивать себя сам.
1

30
Учусь взаимодействовать.
1

31
Учусь настаивать на своем.
1

32
Я становлюсь увереннее.
1

33
Ответственность.
1

34
Итоговое занятие.
1


Итого:
34 ч.


Содержание занятий. 3 класс.
№ раздела
Наименование раздела и количество часов
Содержание

1
Я – фантазер. 8 часов.
Темы нацелены на помощь детям в осознании ценности умения фантазировать, развивать креативные способности.

2
Я и моя школа. 5 часов.
Работа над осознанием особенностей позиции ученика, предоставление учащимся возможности отрефлексировать свои чувства в отношении учителя.

3
Я и мои родители. 4 часа.
Помощь детям в осознании справедливости требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями

4
Я и мои друзья. 5 часа.
Осознание качеств настоящего друга. Трудности в отношениях с друзьями.

5
Что такое сотрудничество. 12 часов.
Представление о сотрудничестве. Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого, договариваться с людьми, взаимодействовать?

Ожидаемые результаты:
К концу 3 –го класса ребенок должен:
- научится анализировать собственные личностные качества;
- иметь представление о самооценке;
- научиться отстаивать свои интересы в неагрессивной форме;
- выполнять стандартные задания, уметь действовать по образцу;
- уметь налаживать отношения с окружающими, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей;
- уметь противостоять давлению;













Тематическое планирование 4 класс.

Тема и содержание
Количество часов





Кто Я? Мои силы, мои возможности.

1
Мое лето.
1

2
Кто Я?
1

3
Какой я – большой или маленький?
1

4
Мои способности.
1

5-6
Мой выбор, мой путь.
2

7
Мой внутренний мир.
1

8-9
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
2

10
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
1

11
Что значит верить?
1

12
Самоуважение.
1

13
Привычки.
1

Я расту, я изменяюсь.

14-15
Мое детство.
2

16
Я изменяюсь.
1

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

17-18
Мое будущее.
2

19
Хочу вырасти здоровым человеком!
1

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

20
Кто такой интеллигентный человек?
1

21
Хочу вырасти интеллигентным человеком.
1

22
Что такое идеальное Я?
1

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

23
Кто такой свободный человек?
1

24
Права и обязанности школьника.
1

25
Что такое «право на уважение»?
1

26
Права и обязанности.
1

27
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
1

28-29
Как разрешать конфликты мирным путем?
2

30-31
Дружба.
2

32
Мальчики и девочки:2 мира
1

33
Учусь говорить «нет».
1

34
Итоговое занятие
1


Итого:
34 ч.


Содержание занятий. 4класс.
№ раздела
Наименование раздела и количество часов
Содержание

1
Кто Я? Мои силы, мои возможности. 13 часов.
Помощь детям в усвоении понятия «способности», в исследовании своих способностей и возможностей, помощь в осознании своей уникальности.

2
Я расту, я изменяюсь. 3 часа.
Осознание детьми происходящих в них изменений, обучение планированию целей и путей самоизменения.

3
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 3 часа.
Размышление о будущем. Дать детям возможность задуматься о своем будущем, попытаться спланировать его.

4
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 3 часа.
Кто такой интеллигентный человек? Понятие «интеллигентный человек», обсуждение проблемы идеалов.

5
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 12часов.
Осознание личной свободы и свободы другого человека, признание и уважение прав других людей.


Ожидаемые результаты:
К концу 4 –го класса ребенок должен:
- легко включаться в беседы о прошлом и будущем;
- уметь анализировать происходящие изменения в самих себе;
- знать и размышлять о своих способностях и возможностях;
- составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;
- приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- научиться ощущать свою долю ответственности за все, что с ним происходит;
- научиться быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах;
- знать виды давления на личность и способы сопротивления им;















Формы реализации программы:
фронтальная;
парная;
групповая;
индивидуальная.

Методы реализации программы:

практический;
объяснительно – иллюстративный (словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
наблюдение.

Учебно – методическое обеспечение:
учебные пособия;
иллюстративный материал;
дидактический материал к урокам;
методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;
ИКТ.



























Список используемой литературы.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). 4-е изд. – М.: Генезис, 2011.
Жизненные навыки. Уроки психологии 1-4 класс. Под ред. С.В. Кривцовой.- М.:,2004 г.
Ковалев Г. А. «Мир детства: младший школьник». Москва, 1988г.
И. В. Шаповаленко «Возрастная психология». Москва «Гардарики», 2004г.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

ГБОУ СОШ № 519












Программа
внеурочной деятельности
для учащихся 1-4 классов
«Тропинка к своему «Я»»







Педагог-психолог
Сильянова С.А.












Москва, 2013 г.




15