Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Знаем, помним, гордимся!»


Конспект НОД для детей старшей группы на тему:
 «Знаем, помним, гордимся!»
С использованием игровых и здоровьесберегающих технологий
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
 Подготовила и провела:       воспитатель старшей группы  Темчук К. В. .
 Цель:  
Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне, людях, защищавших Родину от врага.
Задачи:
 Образовательные:
- Систематизировать детские представления о ВОВ;
- Закреплять знания детей о защитниках Отечества, о Победе нашей страны в войне;
- Расширять и закреплять знания детей о детях-героях ВОВ.
- Закреплять навыки подбирать синонимы, признаки;
 Развивающие:
- Развивать мыслительную и речевую деятельность, умение вести диалог;
- Вызывать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны;
- Развивать слуховую память, зрительное внимание.
 Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, справедливости,  любви к своей Родине;
- Воспитывать чувство уважения и благодарности к ветеранам ВОВ,  развивать уважение и доброжелательность к людям.
- Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе.
 Предварительная работа:
 Рассматривание иллюстраций и открыток о ВОВ, о героях ВОВ, заучивание стихов к празднику Победы, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, загадывание загадок, прослушивание и пение песен на военную тематику, чтение рассказов о героях ВОВ, изготовление с детьми и родителями открыток  к  Дню Победы, рисование сюжетных картин, выставка книг на военную тематику, выставка детских работ;  показ презентаций «ВОВ», «Блокада Ленинграда», «Блокадный дневник Тани Савичевой», «Блокадные дневники», «Мы этой памяти верны»; экскурсия в Ленэкспо – Трехмерная панорама  «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», встреча с жительницей блокадного Ленинграда.
Демонстрационный материал:
 Иллюстрации  военных лет, фотографии женщин, детей во время ВОВ, аудиозаписи, детские работы на военную тематику.
Атрибуты:  
Георгиевские ленточки, наушники, микрофон или телефон, сумка медсестры, бинт, пилотка, халат медсестры, фуражка моряка, бинокль, Карта летчика, Сумка летчика, шлем  летчика, автомат, пилотки, плащи, письма- треугольники , вечный огонь, цветы-гвоздики, голубки, шары, солнышко из воздушных шаров, платья с крыльями для танца, «Снаряды» для эстафеты, «Мячи» для эстафеты, гимнастич. препятствия для подлезания.
Ход НОД
 Организационный момент.
Воспитатель:  - Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.  И мы с вами сегодня покажем как много мы знаем о той войне, победу в которой мы недавно отмечали. Присаживайтесь пожалуйста!  
  - Ребята, в какой стране мы живем? (В России).
 - Какой праздник недавно отмечала вся страна? (День Победы).
 Дидактическое упражнение: «Какими бывают слова»
 - Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало?
 - Нас окружает огромное множество слов. Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова». (Конфеты, сахар, клубника, шоколад и т. п.)
 - А теперь  вспомните и назовите «веселые слова» (Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка и т.п.)
 - Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать? (Слёзы, болезнь, укол, расставание и т. п.).
 - А есть слово страшное — это слово «война».
 - Почему же слово «война» такое страшное? (Потому что гибнут люди, а кто остаются живы, во время войны страдают, голодают, болеют, видят слёзы и страдания близких и родных.)
Воспитатель:
 22 июня,
 Ровно в 4 часа,
 Киев бомбили, нам объявили,
 Что началася война.
-Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия  вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну.
Вот какие звуки раздавались со всех сторон. (Прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки.)
 - Понравились вам звуки войны? (Ответы детей.) Это страшные военные звуки.
Воспитатель:  а какая это была война? (Великая Отечественная война) Сколько лет она длилась? (4года)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто начал эту войну?  (Гитлер, фашисты)
В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война»(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Она призывала наших советских людей встать на защиту своей Родины.
Прослушивание песни «Священная война»
Воспитатель:
Солдаты шли на смертный бой, сражались, не жалея жизни.
 Многие ребята уходили на фронт прямо со школьной скамьи.
 Разбросала война молодых ребят – кого в танкисты, кого в зенитчики, кого в телеграфисты, кого в разведчики.
Сценка  «Мы тоже воины»
Дети выходят и берут атрибуты к сценке стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины»
 Связист (ребенок сидит на стуле, на голове наушники, в руках микрофон или телефон) .
 Алло, Юпитер? Я – Алмаз,
 Почти совсем не слышу вас,
 Мы с боем заняли село.
 А как у вас? Алло! Алло!
 Медсестра (перевязывает раненного, сидящего на стуле, он стонет) .
 Что вы ревете, как медведь?
 Пустяк осталось потерпеть.
 И рана ваша так легка,
 Что заживет наверняка.
 Моряк (смотрит в бинокль на небо) .
 На горизонте самолет.
 По курсу – полный ход вперед!
 Готовься к бою, экипаж!
 Отставить – истребитель наш.
 Летчик (летчик рассматривает карту на планшете) .
Пехота здесь, а танки тут,
 Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ.
 Противник не уйдет от нас.
 Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат) .
 Вот я забрался на чердак.
 Быть может, здесь таится враг?
 За домом очищаем дом.
Врага повсюду мы найдем.
Воспитатель:   Трудно было солдатам на фронте, но в минуты редкого отдыха вспоминали  они своих родных и любимых.
2 Мальчика
 Жди меня, и я вернусь.
 Только очень жди,
 Жди, когда наводят грусть
 Желтые дожди,
 Жди, когда снега метут,
 Жди, когда жара,
 Жди, когда других не ждут,
 Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь,
 Всем смертям назло.
 Кто не ждал меня, тот пусть
 Скажет: - Повезло.
Как я выжил, будем знать
 Только мы с тобой,-
 Просто ты умела ждать,
 Как никто другой.
 
Сценка «Печурка»
Песня «В землянке»
Воспитатель: А наши солдаты гнали захватчиков на запад.
Под Москвой, в Серебряном Бору,
Девушка стояла на посту,
Падал на шинель ее снежок,
Падал и взлетал ее флажок.
Наш водитель - парень молодой,
На прощанье ей махнул рукой.
Улыбнулась девушка в ответ,
И теперь покоя парню нет.
Сценка  «Шоферы» 
 мальчик – с рулем, девочка-регулировщица
Песня «Фронтового шофера»
(движения под музыку)
Воспитатель: Не только мужчины сражались за нашу Родину. Как вы думаете,  а что делали женщины на войне? (они работали медсестрами, работали на заводах, были летчицами, разведчицами, рыли окопы, рыли противотанковые рвы, делали снаряды на заводах, были снайперами.). 
Катя  нам расскажет стихотворение о своей прабабушке:
Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу победу приближала,
У нас в тылу работали заводы,
Для фронта делали там танки, самолеты.
Снаряды делали и  пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли.
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
И пушки, и конечно провиант.
Воспитатель: А дети, что делали на войне? (они помогали в больницах, работали на заводах, помогали солдатам - были разведчиками и партизанами, рыли окопы, собирали оружие на заводах, были даже дети - герои).
Воспитатель: - Да, вы правы, дети нередко убегали на фронт. Во время войны совершено было много героических подвигов.  Есть много героев-детей и подростков, которые боролись с фашизмом. Знаете вы их? Назовите (ответы детей)
Воспитатель:  Молодцы, конечно, вся страна  боролась с фашизмом. Много людей погибло в этой войне, много городов разрушил враг.
А наш город  как назывался во время Великой Отечественной Войны? (Ленинград).
 Что произошло с нашим городом?  (Фашисты окружили его, взяли в кольцо блокады и хотели стереть с лица земли.)
Воспитатель: Вы знаете, как жилось людям в блокадном Ленинграде? (ответы детей)
Воспитатель: Люди умирали от голода и холода. Многие вели блокадные дневники, в которых описывали ужасы войны.  Кому принадлежит один из известных блокадных дневников? (ответы детей-Тане Савичевой)
- О чем писала девочка? (ответы детей)
- Очень трудно было жить в блокадном Ленинграде. Ксюша нам расскажет как жилось в это время.
Ксюша Яременко (стихотворение «Блокада»    Надежда Радченко )
Чёрное дуло блокадной ночи.
 Холодно,
 холодно,
 холодно очень.
 Вставлена вместо стекла
 картонка.
 Вместо соседнего дома -
 воронка.
 Поздно.
 А мамы всё нет отчего-то.
 Еле живая ушла на работу.
 Есть очень хочется.
 Страшно.
 Темно.
 Умер братишка мой.
 Утром.
 Давно.
 Вышла вода.
 Не дойти до реки.
 Очень устал.
 Сил уже никаких.
 Ниточка жизни натянута тонко.
 А на столе -
На отца похоронка.
Воспитатель: Но даже в такое страшное время люди не забывали сочинять и петь песни, ведь песня поднимала боевой дух.  Солдаты любили петь в редкие  часы отдыха, вспоминая свой отчий дом, родных. 
Песни военных лет
Воспитатели, дети и гости угадывают  знакомые песни, например: "Темная ночь”, "Катюша”, «Смуглянка», «Священная война», «Три танкиста», «Пора в путь дорогу».
Воспитатель: Ребята а можем ли мы быть сильными, ловкими? Давайте немножко поиграем.
«Курс Молодого бойца»
Эстафета «Передай снаряд»
«Снайперы» (метание в цель)
«Разведчики» (лазанье, подлезание)
Воспитатель: Молодцы, вы прошли «курс молодого бойца». Посмотрите, кто к нам идет?
Выходит девочка-почтальон.
Воспитатель: Здравствуйте, что вы нам принесли?  Ребята, нам пришли письма с фронта. Посмотрите, как выглядели эти письма. Их посылали без конвертов и марок. Как вы думаете, о чем писали солдаты в своих письмах? (о войне, о том что скучают по  своим близким, о том, чтобы скорее закончилась война).
Воспитатель открывает  первое письмо:  «Письмо матери к сыну»  (зачитывает) 
Здравствуй, мой Алёшенька, родной!
 Ты здоров, любимый мой сыночек?
За отчизну проливаешь кровь…
Как хочу я в эти пару строчек уложить огромную любовь!
Я, любимый, по тебе скучаю. Плачу… Но прости. Не в этом суть.
 Ты живой. Я точно это знаю. Ведь не может сердце обмануть.
Стать бы мне красивой белой птицей, чтобы от разлуки не страдать,
 над землёю грешной покружиться, и тебя, мой милый, увидать!
 Почему вестей не получаю? Обещал писать ты, уходя.
 Почтальона у ворот встречаю, только нету писем от тебя…
 Бьёшь фашистов. Понимаю, милый… Знаю, что о доме ты грустишь…
 Но поверь, найду ещё я силы, чтоб тебя дождаться, мой малыш…
 Воспитатель: Мать писала своему ребёнку, вся в слезах. Две ночи напролёт.
 И не знала то, что похоронку, почтальон сегодня принесёт…
 Второе письмо: Нам загадывают загадки бойцы тех далеких лет…
Первая загадка
Ползет черепаха, стальная рубаха,
Враг в овраг, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха.
Что это за черепаха? (Танк.)
Взрослый вскрывает третий  конверт, читает загадку.
Железная рыба плывет под водой,
Врагу угрожает огнем и бедой.
Железная рыба ныряет до дна,
Родные моря охраняет она. (Подводная лодка.)
Третья загадка (Четвертый конверт)
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым,
На бумаге голубой.
Сам рисует, сам поет.
Что же это?   (самолет)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много всего знаете о войне. Скажите, а вы жили в то время?
Конечно, нет.  Но вы много знаете, помните, гордитесь.  И Саша нам прочтет стихотворение.
Саша Носкова  (Стихотворение  «Еще тогда нас не было на свете»  М. Владимов)
Еще тогда нас не было на свете,
 Когда гремел салют из края в край.
 Солдаты, подарили вы планете
 Великий Май, победный Май!
 Еще тогда нас не было на свете,
 Когда в военной буре огневой,
 Судьбу решая будущих столетий,
 Вы бой вели, священный бой!
 Еще тогда нас не было на свете,
 Когда с Победой вы домой пришли.
 Солдаты Мая, слава вам навеки
 От всей земли, от всей земли!
 Благодарим, солдаты, вас
 За жизнь, за детство и весну,
 За тишину, за мирный дом,
 За мир, в котором мы живем!
Воспитатель:  - Наша Армия освободила нашу Родину и многие страны. Штурмом была взята столица Германии - Берлин.
Ребенок.
 Там, в Берлине, в сорок пятом,
 После натиска атак
 Взвился соколом крылатым
 Высоко советский флаг.
Воспитатель: Над куполом главного здания в Берлине - Рейхстага - взметнулось красное знамя. Пришел конец войне!
Ребенок:
Красоту, что дарит нам природа,
 Отстояли солдаты в огне,
 Майский день 45 года
 Стал последнею точкой в войне.
Воспитатель: Все люди испытывают огромную благодарность нашим предкам-защитникам Родины, и Паша нам расскажет стихотворение.
Паша Данильченко   (Стихотворение «Когда на бой смертельный шли вы...» А. Воскобойников) 
 Когда на бой смертельный шли вы,
 Отчизны верные сыны,
 О жизни мирной и счастливой
 Мечталось вам среди войны.
 Вы от фашизма мир спасли,
 Вы заслонили нас сердцами.
 Поклон вам низкий до земли,
 В долгу мы вечном перед вами.
 Вы героически прошли
 С боями все четыре года,
 Вы победить врага смогли
 И заслужить любовь народа.
 Спасибо вам, отцы и деды,
 Спасибо, братья и сыны
 За ваш подарок к Дню Победы,
 За главный праздник всей страны!
Воспитатель:
 У Кремлевской стены,
 Где раскинулся парк,
 Люди, молча, сняв шапки, стоят.
 Там пылает огонь, и в земле рядом спит
 Вечным сном Неизвестный солдат.
Давайте и мы почтим память всех погибших в этой войне.
Возложение цветов к вечному огню
Минута молчания под музыку «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля)
Дети уходят на стулья и некоторые готовятся к танцу белых птиц
Ребенок.
 Никогда забыть не сможем
 Мы про подвиги солдат.
 «Мир для нас всего дороже! » -
 Так ребята говорят.
Воспитатель:
 Нам за всеми памятными датами
 Видится главнейшая одна.
 День, когда весною 45-го
 На земле закончилась война.
Танец  Белых птиц   Запускание шаров
Воспитатель:
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!
Пусть спокойно проходят года….
Вместе. Пусть не  будет войны  никогда!!!
Заставка Песня «О той войне»