Конспект урока на тему: Правонарушения и юридическая ответственность


Тема урока: Правонарушения и юридическая ответственность.
Цели урока: образовательные:
расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;
познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;
развивающие:
развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
Воспитательные:
продолжить воспитание правовой культуры.
Оборудование: презентация
- правонарушение, противоправность, проступок.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания:
-Что такое правонарушение?
-Раскройте смысл понятий «субъекты правоотношений».
-Что такое юридическая обязанность?
-Кто может быть участником правоотношения?
-Дайте определение понятиям «дееспособность» и «правоспособность».
3. Изучение нового материала.
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т. е. соответствовать нормам права или нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называются правонарушениями.
Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот , который имеет ряд признаков.

Признаки правонарушения:
Противоправность.
Деяние (действие или бездействие).
Причинение вреда.
Наличие вины.
Т.е. правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.
Виды правонарушений:
Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Проступок – отличается меньшей степенью вреда.
«Каково твое деяние, таково и воздаяние» - говорили древние.
Вопрос «Как вы думаете, что они имели в виду? ( речь идет об ответственности за правонарушение).
Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
Вопрос: А как вы думаете с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?
Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст. 20, п.2 УК РФ – с 14лет. (работа со статьей 20 УК РФ)
Вопрос: За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?
Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т. е. это ответственность перед законом, перед судом, выраженная в форме наказания.
Вопрос: Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?
Строгость наказания зависит от характера правонарушения.
Но и наказания бывают разными, значит и ответственность делится на несколько видов.
Виды ответственности:
Уголовная ( за преступления, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества). Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.
Давайте разберем ситуации:
Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?
Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.
Нет это не умещалось в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь...
В этой ситуации мы видим совершение преступления, но вот другая ситуация:
Определите какая из причин уголовной ответственности описана?
Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого ларька партию шоколада Дело по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка ларька. Согласие было дано и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке ; приготовили сумки для выноса краденного; вечером сели напротив ларька и стали ждать , когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все что находится внутри ларька.
Он обратился к дежурному полицейскому. Тот задержал двух подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина ждала утром «какай-то шоколад на продажу.
2.Административная (за проступок КоАП РФ: штраф, лишение специальных прав )3. Дисциплинарная (за проступок ТК РФ: замечание, выговор, увольнение)
4. Материальная (за проступок ТК РФ: возмещение ущерба )5. Гражданская ( за проступок ГК РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и неимущественных прав )
Презумпция (от лат. предположение ) невиновности – принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не доказана.
4.Закрепление изученного материала.
Задание. Определите к каким видам правонарушений относятся следующие деяния:
Ученик переходит улицу на красный свет светофора (административный проступок)
Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенках нецензурные слова. ( административный проступок)
Гражданка Коврова не выполнила свои договорные обязательства при найме жилья (гражданский проступок)
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики. (уголовное преступление)
Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
5.Подведение итогов.
6.Домашнее задание: параграф 10.