Организация взаимодействия начальной школы и родительской общественности. Программа-проект Семья

Организация взаимодействия начальной школы и родительской общественности.
Программа-проект «Семья»
Матенчук О.А., учитель начальных классов МБОУ «СШ №13»,
г.  Нижневартовск, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

На протяжении всей истории человечества в семьях всех сословий проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела, поступки. В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы, няни, гувернеры. После революции 1917 года воспитание семьи было объявлено государственным делом, и семья постепенно начинает утрачивать свое значение в воспитании детей. Ребенок вырастал, переходя из одного учреждения в другое, что ослабляло влияние родителей на детей.
В комплексе главных задач, поставленных перед образовательной и профессиональной школой, является дальнейшее развитие педагогического единства действий в воспитании подрастающего поколения школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций.
В формировании личности ребенка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.
Все это так, но влияние семьи - особое, оно начинается с первых шагов ребенка. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребенка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.
Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почетной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества. Многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребенка. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения чтобы услышать и понять друг друга?
Непонимание между семьей и школой всей тяжестью ложится на ребенка Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе школы, помочь осознать важность единых требований семьи и школы?
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что школа - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. К сожалению, как констатируют ученые, современные родители испытывают трудности в воспитании своих детей.
Среди многих причин можно выделить следующие:
1.Однодетность или малодетность семьи, особенно на протяжении последних 30 лет. В таких семьях дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами.
2.Молодые семьи, как правило, живут отдельно от своих родителей, что снижает влияние старшего поколения на детей, а внуки лишаются сказок, влияния бабушек, дедушек.
3.Возрастающие социальные и экономические трудности снижают уровень эмоционального внутрисемейного настроения.
4.Большую часть свободного времени как родители, так и дети проводят за телевизором или за компьютером, не оставляя свободного времени на общение.
Причин, мешающих хорошему взаимоотношению детей и родителей, очень много. И на сегодня, к сожалению, можно с уверенностью говорить о том, что во многих семьях обстановка неблагополучная, независимо от их материального положения. На формирование личности ребенка сильное влияние оказывает весь образ жизни. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка.
В современных семьях можно выделить следующие ошибки в воспитании детей:
1) неприятие своего ребенка (не тот пол, ребенок похож на члена семьи, ко- торый не нравится, бросил семью, или ранний вынужденный брак);
2) несогласованность между взрослыми, родителями, бабушками, дедушками в вопросах воспитания;
3) несоответствие требований родителей возможностям детей (родители хотят от детей больше, чем те могут);
4) негибкость поведения родителей по отношению к детям (одинаковая стратегия поведения ко всем ситуациям, ко всем детям, особенно если это однополые дети, погодки)
5) непонимание особенностей личности ребенка (сравнение ребенка с другими детьми);
6) если в семьях имеет место инверсия супружеских отношений, папа берет роль мамы, мама - роль папы, дети перестают понимать, в чем заключаются роли мамы и папы, в результате чего происходит смешение идеалов, утрачивается влияние родителей на детей, как следствие - у ребенка возникает внутриличностный конфликт.
Одной из причин конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей, и школа должна стать главным помощником, поставив перед собой задачу психологического просвещения. Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции классов и школы. Идея сотрудничества - одна их самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность школы и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности. Установление контакта с родителями учащихся - начало всех начал.
Одной из причин отсутствия активности школы по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу (УВП) является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в УВП, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности. Поэтому основная мысль программы - превратить интерес школы к УВП в интерес семейный, не только сплотить детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками.
Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.
ИЛИ: повышение психологической и педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.
Задачи:
довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим;
знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;
выработать единство требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка;
создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива;
воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости;
пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей;
обучить родителей общению с детьми;
оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком;
вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребенка.
Ожидаемый результат
I. Коллективом школы (опрос).
неформальные отношения с семьями воспитанников;
обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм;
обучение (приобретение) коммуникативным навыкам;
установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;
изучение особенностей семьи;
повышение педагогической компетентности родителей.
II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников.
повышение педагогической компетентности;
возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
обогащение опыта психологическими, педогогическими, валеологичесими знаниями;
подготовка их ребенка к социальным отношениям.
Направления работы с ceмьей
Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление кон- тактов с семьей.
Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение.
Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Ведение документации по работе с родителя с целью изучения и развития воспитательной активности семьи.
Методы и формы работы с семьей
1.Планирование системного подхода школы и семьи.
1.1.Подпрограмма «Семья» (2013 -2017 г.).
1.2.Раздел в годовом плане (ежегодно).
1.3.Планирование работы клубов по интересам (ежегодно)
2. Работа с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.
2.1.Диагностика семьи: наблюдение, анкетирование, беседа, тесты (психолог+педагог), посещение на дому.
3. Индивидуальная работа с родителями: беседы, домашние задания, анкеты (опрос), консультации, посещение занятий родителями.
4. Формы и методы коллективной работы: родительский совет,практикум, семинар-практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы, показы, коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские собрания, конференции.
5. Разработки методических и педагогических консультаций.
5.1.Рекомендации психолога (других специалистов).
5.2.Памятки для родителей .
5.3. Заповеди.
6.Домашние задания через: родительские уголки (групповые, общие школы), ширмы, папки-передвижки, вертушки, стенгазеты, листовки, рекламные буклеты.
7.Сотрудничество с семьями детей.
7.1.Изучение социального заказа: дни открытых дверей (анкеты), реклама услуг школы (газеты, буклеты, листовки), консультации.
7.2.Семейные клубы.
Этапы организации работы с семьей
I этап. Подготовительный.
1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.
1.1 Отбор эффективных методов и приемов диагностики семьи, детей, посещающих школу (анкеты, опросы, беседы, посещения) по направлению:
а) состав семьи, профессия, образовательный уровень;
б) общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:
тон обращений друг к другу;
характер отношений;
своеобразная автономность каждого члена в семье.
в) что родители считают важным в воспитании;
г) что является предметом основной заботы pодителей: здоровье, умственное развитие;
д) уровень психолого-педагогических знаний и практических умений;
е) система воспитательных воздействий;
ж) организация совместных форм деятельности в семье:
общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.
з) вопросы дополнительного образования ребенка;

и) социальный заказ родителей ( с учетом их финансовых возможностей).
1.2. Планирование работы с семьей на всех ступенях УВП.
а) программа развития школы (блок) – направление работы всех педагогов и специалистов;
б) раздел в годовом плане:
специальные экспозиции, совместные занятия, фотовыставки, передвижные библиотечки, информационные стенды, реклама, печать;
организация совместных праздников и мероприятий.
в) план специалистов;
г) планы работы попечительского совета, родительского комитета.
II этап. Организационный
1.Формирование групп родителей по интересам.
1.1.Посвящение в родителей ( традиционный праздник).
1.2.Открытие клубов по интересам.
2.Создание банка данных по результатам анкет, опросов родителей.
3.Создание условий для внедрения планов работы с родителями.
4.Формирование установки на сотрудничество школы и семьи.
III этап. Практический.
1.Работа педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.
1.1. Семинары, семинары-практикумы.
1.2. Дни диагностики.
1.3. Круглые столы, конференции.
1.4. Совместные занятия, открытые показы.
1.5. Система консультаций.
1.6. Домашние задания.
1.7. Родительские собрания.
2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель - педагог.
2.1. Праздники и развлечение (календарные, спортивные, семейные, традиционные).
2.2. Экскурсии, походы, целевые прогулки.
2.3.Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративного и изобразительного творчества).
2.4.Субботники, акции.
2.5.Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации кружков, секций, студий для детей.
2.6.Мероприятия по улучшению материальной базы школы и классов.
IV этап. Отслеживание результатов.
1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.
2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол).
3. Ежегодный конкурс «Семья года».
4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.
План работы с семьями воспитанников
Формы работы
Тематика и содержание
Этапы (сроки)
Ответствен
ные

I блок. «Рекламный»

Маркетинговые исследования
1.Создание рекламных буклетов и календарей; листовок; рекламного журнала.
2.Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах для детей.
3.Создание банка данных по семьям.
4.Составление социальных паспортов семей.
5.Дни открытых дверей.
6.Опросы, интервьюирование.
7.Знакомство коллектива с семьями воспитанников (отбор методик и приемов диагностики по направлениям) и своевременное выявление детей, требующих внимания
1 этап (подготовительный).
Задача: изучение особенностей семьи, воспитания ребенка в ее условиях и установление контактов с семьей (посещения, беседы) в течение года


II блок. «Планирование работы с семьями воспитанников»

Банк данных по семьям воспитанников
1.Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи:
анкеты для воспитателей и родителей;
беседы с детьми;
изучение рисунков детей («Наша семья»);
сочинение «Моя семья».
2.Выявление уровня родительских требований к школьному образованию детей.
3.Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.
4.Планирование УВП:
программа развития;
г
·одовой план;
планы специалистов
IIэтап (организационный)


2.Нормативные
документы

1.Знакомство с уставными документами и локальными актами школы.
2.Заключение договора с родителями



3.Родительские собрания.
1.Выбор родительского комитета класса.
2.Введение родителей в Попечительский совет школы.
3.Планирование работы этих советов.
4.Оформление альбомов «Наши родители».
5.Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
6.Посещение членами родительского комитета «проблемных» семей.



4. Анкетирование и опросы
1.Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах.
2.Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований к образованию детей.
3.Исследование адекватности родительской оценки детских способностей. Оценка деятельности школы.



III блок. «Совместное творчество детей, родителей, педагогов»

1.Формирование групп родителей по интересам
1.Праздник посвящения в родители.
2.Открытие клубов по интересам:
Театр несыгранных ролей.
Мастерская «Очумелые ручки».
Музыкальные и литературные гостиные.
Семейный клуб «СемьяНиН» (фольклорные, семейные традиции).
Клуб «Карапуз» (ранний возраст)
Ill зтап (практический)
Задача: формирование установки к сотрудничеству школы и семьи, создание условий для этого сотрудничества


2.Школа для родителей.
3.Консультирование.
4.Телефон доверия.
5.Родительские собрания
1.Семинары, семинары-практикумы (по заявленным темам).
2.Дни диагностики.
3.Открытые показы занятий.
4.Конференция (круглый стол). По планам служб и специалистов.
По запросам родителей. Обмен индивидуальной информацией.
Тематические по вопросам решения задач УВП, адаптации готовности к школьному обучению, результативности работы школы.
По годовым
планам.
Сентябрь.
Апрель.
Май.
В течение года.


6.Консультативный центр для населения
1.Консультации специалистов.
2.Тестирование (обследование)детей по запросам.
3.Беседы, лекции по вопросам воспитания в семье.
4.Подготовка детей к школе (занятия).
5.Оказание методических услуг (физио, фитолечение) детям.



7.Родительские гостиные
1.Музыкальная гостиница:
Тематические «Времена года»;
День музыки «Музыкальное творчество детей и взрослых на материалах народной песни».
2.Литературная гостиная:
День книги;
Пушкин и дети;
Праздник славянской письменности.
3.В мире красок и фантазии (Изобразительное искусство).
4.Праздничный концерт «Вам! Защитники отечества». Круглый стол «Отец - воспитатель».
5.Вечера вопросов и ответов.
6.Выставка семейных газет.
7.Проведение конкурсов «А ну-ка, мамы!», «А ну- ка, бабушки!» и т.д.
В течение года
Согласно готовым планам Январь, ноябрь, апрель, май,

Октябрь

1 раз в месяц Постоянно






8.Помощь родителей школе
1.Организация и помощь в проведении экскурсий, походов.
2.Спонсорство.
3.Участие в субботниках.
4. Работа по изготовлению костюмов, атрибутов к утренникам, праздникам.



9.Досуговые мероприятия
1.Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки.
2.КВН.
3.День здоровья.
4.Масленица.
5.Конкурс «Семья года».
6.«Мама, папа, я - спортивная семья»,
7.День семьи.
8.Вечера вопросов и ответов.
9.Проведение конкурсов «А ну-ка, мамы!», «А ну- ка, бабушки!» и т.д.
10.Театрализованное представление «Здравствуй, школа!».
11.Утренник «Здравствуй, Новый год!».
12.Праздник «Последний звонок».
13.Выпускной вечер «Прощай, школа!»



10.Творческая лаборатория
1.Конкурс стенгазет «Формируем здоровые привычки».
2.Работа с семейным архивом. Исследование своей родословной и составление генеалогического древа.
3.Выпуск листовок и газет (журналов, семейных альбомов) с целью поддержки и пропаганды положительного опыта семейного воспитания



11.Привлечение родителей к участию деятельности школы
1.Занятия с участием родителей.
2.Домашние задания.
3.Совместные проекты и участие в акциях школы для выполнения родителями и детьми:
Дворик моей мечты;
Баночное королевство;
Бабушкин сундук и т.д.
4.Смотры-конкурсы рисунков «Сочиняем сказку вместе».
5.Ярмарки народного творчества.



12. Родительский и педагогический патруль
1.Проведение рейдов по выявлению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних школы.
2.Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, допускающих жестокость, садистские проявления в отношении несовершеннолетних.



IV блок. «Педагогическое просвещение родителей»

1.Наглядная педагогическая пропаганда
1.Рекламный стенд.
2.Информациональные стенды в классах.
3.Тематические выставки.
4.Памятки для родителей.
5.Специальные экспозиции фотовыставки.
6.Передвижные библиотеки.
В течение года


2. Собрания для родителей с привлечением специалистов
1.Тематические собрания с привлечением специалистов.
2.Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.
3.Собрания-практикумы.
4.Итоговые четвертные собрания по классам.



V блок. Работа с проблемными семьями

1.Работа классного руководителя
1.Регулярное посещение проблемных семей.
2.Индивидуальные беседы с родителями.
3.Составление индивидуальных программ воспитания.
Ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины



2.Работа администрации школы
1.Индивидуальные беседы и консультации.
2.Контроль над работой классных руководителей.
3.Тематические совещания при завуче.
4.Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей.
5.Изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях.
6.Уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть.



3.Работа с семьями опекаемых детей.
1.Регулярное посещение семей опекаемых детей и составление банка данных, составление контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях.
2.Контроль над их питанием в школьной столовой.
3.Индивидуальные собеседования с опекунами.
4.Оказание помощи в организации летнего отдыха.



4.Работа с многодетными семьями
1.Проведение совместно с центром социальной помощи семье и детям собраний для родителей.
2.Контроль над постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой.
3.Проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций школы.
















Мониторинг реализации проекта
«Организация взаимодействия начальной школы и родительской общественности».

1. Вовлеченность родителей в мероприятия класса

Таблица №1. Мониторинг вовлеченности родителей.

№ п.п.
мероприятие
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017


Родительские собрания
16
16
18
22


Консультации со специалистами (психолог, логопед, социальный педагог)
6
9
11
15


Торжественные линейки
15
18
18
19


«Осенины»
9
14
18
21


«Папа, мама, я – спортивная семья»
4
9
11
16


«Дружба народов»
12
21
22
22


«Новогодний карнавал»
16
18
18
20


«Папы могут!» (23 февраля)
7
9
13
15


«Ой, мамочки!» (8 марта)
17
19
21
23


Конкурс чтецов
9
13
13
15


Парад Победы
13
18
20


Наблюдается позитивная динамика вовлеченности родителей в мероприятия класса. Стабильно растет количество родителей, которые принимают участие в делах класса, являются активными участниками или благодарными зрителями своих детей.
Такой результат достигается за счет сплоченности и высокой мотивации родителей в творческом и культурном развитии детей.
Положительная динамика вовлеченности родителей в мероприятия класса и школы может также свидетельствовать о повышении педагогической культуры родителей.

2. С целью выявления уровня педагогической культуры родителей была предложена методика О.Л. Зверевой, вопросы которой модифицировались на младший школьный возраст. В анкетировании приняли участие 41 родитель.
Таблица №2. Мониторинг педагогической культуры родителей.


высокий
средний
низкий

2014-2015
14
35%
26
63%
1
2%

2015-2016
16
39%
23
57%
2
4%

2016-2017
18
45%
21
51%
2
4%

итог
20
49%
20
49%
1
2%





Вывод:
Результаты мониторинга показывают стабильный рост педагогической культуры родителей в классе, что может свидетельствовать об эффективности реализации Программы-проекта «Семья».
3. Удовлетворенность родителей количеством и качеством образовательных услуг
Цель мониторинга: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Инструментарий. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

Ход тестирования
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.

1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
9.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
– 4 – 3 – 2 – 1 – 0
10.В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
12.В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
– 4 – 3 – 2 – 1 – 0
13.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
– 4 – 3 – 2 – 1 – 0
14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
15.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
– 4 – 3 – 2 – 1 – 0
Анализ результатов исследования
Исследуемые критерии.
- Качество предлагаемых образовательных услуг
- Взаимоотношения с педагогическим коллективом
- Взаимоотношения с администрацией
- Отношения в коллективе сверстников


Таблица №3 . Результаты мониторинга уровня удовлетворенности родителей

 
Дружный коллектив
Ребенок чувствует себя комфортно
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
Взаимопонимание с администрацией
Хороший классный руководитель
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе
Не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
Учителя учитывают индивидуальные особенности
Интересные мероприятия
Работают различные кружки, клубы, секции,
Глубокие и прочные знания
Заботятся о ФР и здоровье
Достойное поведение ребенка
Развитие способностей ребенка.
Готовит к самостоятельной жизни
общий

2013-2014
3,3
3,3
2,7
2,7
3,3
2,8
2,7
2,4
2,9
3,1
2,6
3
3
3
2,5
2,9

2014-2015
3
3,5
2,8
2,7
3,5
2,8
2,3
2,3
2,6
2,7
2,9
2,5
3
2,6
2,5
2,8

2015-2016
2,7
2,5
3,2
3,3
3,2
2,8
2,8
2,8
2,9
2,9
3,1
3
2,9
3
2,8
2,9

2016-2017
3,4
3,6
2,9
3,1
3,8
3,2
3
3,3
2,8
2,8
3
3,1
3
3,1
2,7
3,1

итог
3,1
3,2
2,9
2,9
3,5
2,9
2,7
2,6
2,7
2,9
2,9
2,9
2,9
2,8
2,6
2,9



Выводы:
1. Анализируя данные в течение 4 лет можно отметить, что родители показывают стабильный уровень удовлетворенности работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива, на выпуске детей в 2016-2017 учебном году – 3,1балл (высокий уровень)
2. Средний уровень удовлетворенности родителей выявлен по следующим показателям анкеты:
Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным – 2,9
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями – 2,7
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка – 2,6
В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку – 2,7
В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок – 2,9
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 2,9
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни – 2,6

3. Высокий уровень удовлетворенности родителей был выявлен по следующим показателям анкеты:
Дружный коллектив – 3,1
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно – 3,2
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку – 3,2

В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель – 3,5

4. Общий показатель удовлетворенности среди родителей – 2,9 балл – средний уровень.

5. Низкий уровень удовлетворенности родителей в классе не выявлен.




4. Отзывы родителей из рефлексивных листов родительских собраний.

Ежегодно в конце учебного года провожу Родительскую конференцию, на которой подвожу итоги класса, как в учебной, так и в творческой деятельности детей. Уже сложилась традиция заполнять «рефлексивный лист», в котором родители пишут свои отзывы и предложения на последующий учебный год. Хочу привести выдержки отзывов родителей:
1. «Спасибо за то, что много времени проводите с нашими детьми, было много интересных мероприятий. Запомнилась тема о стилях семейного воспитания, что позволило мне пересмотреть собственные приемы воспитания. Буду прислушиваться к выбранному стилю и стремиться стать ближе к своему ребенку» (май 2014г.).
2. «В этом учебном году мне очень помог мастер-класс на котором, мы рассматривали жизненные ситуации, с которыми встречаются наши дети. Мы применяли полученные знания об особенностях развития младшего школьника при решении конкретных ситуаций. Хочу пожелать нашему классу оставаться таким же дружным, а нам продолжать встречаться на мастер-классах и родительских собраниях, чтобы помогать нашим детям»
«Спасибо за все мероприятия. Для меня важно в следующем году на родительском лектории раскрыли тему «Особенности воспитания детей в неполной семье». Так как не всегда могу справиться с ребенком самостоятельно» (май 2015г.).
3. «Постараемся еще больше внимания уделять нашим детям!» (май 2016г.



Организация взаимодействия начальной школы и родительской общественности.
Программа-проект «Семья» была представлена мною педагогической общественности на городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного и начального общего образования», которая состоялась на базе Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа.













.