Урок по информатике на тему Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов



МАОУ «СОШ № 32»
ПРЕДМЕТ: Информатика
КЛАСС 7
ГЛАВА 3. Алгоритмика.
ТЕМА: Алгоритм- модель деятельности исполнителя алгоритмов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока №27.
1417320171450
Учитель Холодкова Е.Ф.
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: формирование представления у учащихся понятий алгоритм и исполнитель.
Задачи урока:
Образовательные
сформировать представление обучаемых об исполнителях и алгоритмах;
освоить знания о системах команд исполнителей;
Развивающие
развитие познавательных способностей учащихся, умений оценивать результаты выполненных действий;
развитие логического и алгоритмического мышления школьников через установление причинно – следственных связей;
Воспитательные
воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности;
воспитание внимательности при выполнении заданий;
воспитывать умение работать в коллективе.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Изложение нового материала.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов. Д/З
Методы обучения:
Самостоятельная работа;
Объяснительно-иллюстративный;
Беседа.
Оборудование: ПК, интерактивная доска для демонстрации слайдов, программное обеспечение ОС Windows XP.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте отметим отсутствующих.
Сегодня не совсем обычный урок. Я для Вас приготовила сюрприз!
- Вам интересно узнать, что в этом ящике?
Для того, чтобы узнать, что в этом ящике нужен код, который вы сможете узнать, успешно пройдя три уровня нашего урока-игры «Форт бояр».
Ваш интерес не пропал?
- Тогда внимание!
- Вопрос: этот предмет является копией того, кто достоин награды за свои труды, ибо его имя увековечено во многих сферах человеческой деятельности. Что находится в черном ящике.
- Тогда вперед к открытию!
Изучение нового материала.
Уровень 1. «Повторение – мать учения!» Так говорили великие.
Все вы умеете и любите пользоваться калькулятором. Определите порядок вычисления на калькуляторе значения выражения. То есть определили алгоритм вычисления значения выражения на калькуляторе. Молодцы все справились! А теперь второе задание, отгадайте какое будет слово если выполнить вот эти действия с буквами? Хорошо замечательно, у вас все получилось.
Что же такое алгоритм и кто должен его выполнять узнаем на уроке.
Итак, тема сегодняшнего урока «Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов».
Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Приведите примеры алгоритмов с которыми вы встречались.
Сравним эти алгоритмы. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – ехать в гости. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Итак, это сходство в том, что решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.
Давайте запишем определение «Алгоритм-это…»
Кто составляет алгоритмы – человек!
А кто выполняет алгоритмы? (люди, устройства, компьютеры и роботы).
Их называют – исполнителем! Получается, что исполнитель – это человек, группа людей, животное или техническое устройство способное выполнять заданные команды.
У каждого исполнителя есть своя Система Команд, которые он умеет выполнить. Алгоритмы составляются в расчете на конкретного исполнителя.
Выполните задание №2 уровня 1: Какие команды может выполнять стиральная машина?
Выполняя алгоритм исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, и вместе с тем получать нужный результат.
В таком случае говорят, что исполнитель действует формально. Это очень важная особенность алгоритмов.
В этом случае исполнение алгоритма можно поручать не человеку, а машине. Это положение и лежит в основе работы автоматических устройств, автоматизации деятельности человека.
А теперь давай отдохнем и у нас с вами Физкультминутка!
Уровень 2. «От теории к практике».
Мы переходим на второй уровень, где вы должны показать умения составлять алгоритмы. Сейчас выполним практическую работу. Необходимо будет найти на рабочем столе папку Заготовки для 7 класса, открыть ее и отыскать файл Алгоритм.doc, открыть файл и выполнить задание - используя команды редактирования: Вырезать, Вставить, Копировать, Удалить, расставьте последовательность действий в нужном порядке.
- Вы успешно справились со своей работой, а это значит, что второй уровень позади и вы можете открыть еще три буквы.
- А мы переходим на третий уровень “Финальный”.
Уровень 3. «Финальный».
Итак, мы выполнили различные задания и теперь с легкостью можем ответить на вопросы финального уровня. Готовы? Тогда отвечаем.
Подведение итогов.
- Итак, нам известны все буквы кода. Осталось узнать, что это за слово. Слово Аль-Хорезми!
- Я вас поздравляю, код найден, Черный ящик открыт. Напомню вопрос: …
(учитель достает из ящика портрет Аль Хорезми)
- Вот тот, чье имя увековечено во многих науках и сферах деятельности людей. Кто же он?
- Аль Хорезми – великий математик древности.
- Я поздравляю вас, вы прекрасно справились с поставленной задачей. Ответ найден.
Домашнее задание.
§3.1, РТ: стр. 85 №1,2
Выполнить письменно:
Задание 1.
Составить алгоритм поиск слова "алгоритм" в словаре.
1
5

2
6


3
7

4
8

9
13

10
14

11
15

12
16