Конспект НОД Волшебница вода. (подготовительная группа)


Конспект НОД "Волшебница вода".
(подготовительная группа)
Цель:
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
расширять знания о воде;
активизировать речь и обогащать словарь.
Задачи:
1.Образовательные:
ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
2.Воспитательные:
развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
вода плещется, бежит, переливается, журчит;
вода-жидкость;
вода не имеет собственной формы;
вода - растворитель;
фильтр;
пар - это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, кипяток;
лаборатория, коллеги. .
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
5.Чтение художественной литературы.
6.Наблюдение за водой во время прогулок.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.
Прозрачные стаканчики, салфетки на каждого ребенка.
Вещества, которые мы будем растворять в воде: соль, краски, растительное масло.
Предметы круглой и квадратной формы (кубик пластмассовый и шарик).
Тарелочка пластм. на каждого ,лист колонхоя, глобус, плакаты с изображением, растений, животных, человека.
МЕТОДЫ:
наглядный (рассматривание слайдов);
игровой;
исследовательный (опыты);
словестный(беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера);
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
коммуникация;
социализация;
познание (продуктивное сенсорное развитие);
чтение художественной литературы (загадки, чтение стихотворений);
физическая культура.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:
помочь затрудняющимся детям узнать о свойствах воды;
оказать помощь при проведении опытов.
ИКТ.
Слайды:
с изображением водопада, реки, дождя, болота.
Разминка для ума (перед занятием)
Ребята сейчас мы с вами поиграем. (Все становятся в круг и играют в игру с мячом «Скажи наоборот»)
Воспитатель: (бросает мяч ребенку)
Из одного крана течет горячая вода, а из другого…
Ребенок: (бросает мяч обратно). Холодная.
Воспитатель: Речка глубокая, а ручеек…
Ребенок: Мелкий.
Воспитатель: Река может бежать быстро, а может и…
Ребенок: медленно.
Воспитатель: В океане волны большие, а в реке ….
Ребенок: Маленькие.
Воспитатель: В ручейке вода бежит, а в пруду …
Ребенок: Стоит.
Воспитатель: Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже…
Ребенок: Грязная.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Ребята что-то я не пойму, что это за таблица?
Ответы детей. Это кроссворд.
Воспитатель. Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Воспитатель. Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»
1. Загадка. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, так уже, который год, все никак, Не упадет. (водопад)
Слайд № 1
2. А теперь вторая загадка.
Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
Слайд № 2
3. Слушайте третью загадку.
Где я только не пройду, везде сырость наведу. Я грибной, я слепой, а зимой, совсем чудной. На полях, желанный гость. Называют меня. (дождь)
Слайд № 3
4. Ну, и последняя загадка,
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе узкий кончик – в роднике, а широкий – в море (река)
Слайд № 4
Воспитатель. Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Давайте все вместе его прочитаем. Дети читают. Вода.
Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Итак, я буду профессором – руководителем экспериментальной работы, а вы -моими лаборантами и старательно будете мне помогать. Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Приготовится к работе.
Полина читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Итак, начнем нашу игру с загадки.

Шар земной внесли в автобус,
Оказался это ……(Глобус)
Воспитатель показывает глобус.
- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего.
Воспитатель: Что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?
Дети: Синий цвет – вода, все океаны, моря и реки.
2 ЧАСТЬ.
"ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".
Воспитатель: Возьмите баночку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Воспитатель: почему вы смогли перелить воду из баночки на блюдечко? Почему вода растеклась по блюдечку?
Дети: Вода жидкая.
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, стакан.
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?".
Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?".
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?".
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
"ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ".
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель, кофейник.
Воспитатель: На наше занятие я принесла несколько электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник, кофейник.
Давайте с помощью кофейника попробуем нагреть воду.
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети: Да, она очень горячая.
Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке.
Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, В батареях.
Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.
"ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА".
Воспитатель: Сейчас кофейник закипел и отключился. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над кофейником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в кофейник наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".
Воспитатель: Ребята, а в каком виде мы с вами еще можем увидеть воду?
Дети: Снегом, льдом, туманом, градом, росой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Все движения разминки
Повторяем без запинки!Эй! Попрыгали на месте.Эх! Руками машем вместе.Эхе — хе! Прогнули спинки,Посмотрели на ботинки.Эге – ге! Нагнулись нижеНаклонились к полу ближе.Повертись на месте ловко.В этом нам нужна сноровка.Что, понравилось, дружок?Завтра будет вновь урок
"ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ".
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас пройти на свои места. У вас на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(сахар).
Дети поднимают салфетку (№1), и проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(соль).
Убираем салфетку (№ 2) с блюдца.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стакана с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Затем, в стакан положите сахар. Размешайте его. Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а какого цвета вода?
Дети: Она бесцветная.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, чем пахнет вода?
Дети: Вода не имеет запаха.
"ОЧИСТКА ВОДЫ".
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
«СЮРПРИЗ»
«ВОДА В ПОЧВЕ»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, где еще есть вода?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть сухая почва. Как вы думаете, в ней есть вода?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проверим, а действительно это так.
Насыпаем в колбу немного почвы, подержим колбу над спиртовкой. Через несколько минут на стенках колбы появятся капельки воды.
Значит, какой вывод мы с вами можем сделать?
Дети: Что в почве есть вода.
«ВОДА ЕСТЬ В РАСТЕНИЯХ».
Воспитатель: у вас на столах лежит лист комнатного растения, колонхоя. Как вы думаете есть ли в нем вода? (Ответы детей). Давайте проверим. Предлагаю выдавить на стекло сок листика.
Что вы видите?
Дети: Сок – это жидкость.
Воспитатель: Значить в растении тоже есть вода. А как вы думаете, есть ли вода в теле человека и животных?
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. И мы с вами выяснили, что вода находится не только в различных водоемах, но и в почве, в растениях, в теле человека и животных. Какие новые свойства воды вы узнали во время работы в нашей лаборатории?
ИТОГ:
Дети:
Вода это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
Вода не имеет вкус.
Вода бесцветная.
Вода не имеет запах.
Вода может нагреваться, быть горячей.
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем.
Костя и Сережа нам прочитают стихотворение:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Список литературы:
«Первая энциклопедия маленького эрудита» Е.И. Николаева, АСТ – Астрель, г. Москва, 2009
«Секреты природы – это так интересно!» Л.В.Ковинько, Лина – Пресс, г. Москва, 2004.
«Познаю мир» Т. Гризик, «Воспитание дошкольника», 2004.