ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА


ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ К ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Функции педагогического труда 1. Образовательная: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков.2. Воспитательная: формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. «Все учителя должны являться наставниками морали».3. Развивающая: при обучении следует развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, память, внимание, воображение, восприятие.4. Общественно-педагогическая: воспитывать не только ученика, но и его родителей, осуществляя педагогическое просвещение.5. Общественная: педагог – проводник идей общечеловеческих ценностей, пропагандист, активный член нашего общества. Ценности это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Личностные смыслы.положительная или отрицательная значимость предмета или явления для человека, и вместе с тем своего рода нравственный эталон, синтезирующий в себе требования, предъявляемые к человеку и человеком к самому себе.любой «объект» (в том числе идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). Ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры. Смысловые установки. важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. субъективные концепции ценностей или разновидностей социальных установок, занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. Уровни ценностей Высший уровень – духовные ценности: идеалы, смыслоценностные установки, долг перед обществом)Средний уровень – культурные ценности (искусство, наука, общенародные достояния, правопорядок)Нижний уровень – личностные и материальные ценности (собственные проблемы, удовольствия) Основополагающие жизненные ценности ПознаниеЛичность («Я - ценность», «Другой – ценность»)ОтветственностьОбщественно-полезная деятельностьСоциальное партнерство, сотрудничество, активное взаимодействие педагога, родителей и учащихсяДоброжелательность, уважение, поддержка и доверие к учащемуся в его стремлениях к самостоятельности, самовыражению, самореализации. Функции ценностей ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. В школе дети не учатся, в школе дети живут. Ценности выступают как: желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;регулируют социальное взаимодействие;внутренне побуждают к деятельности. Цикл формирования ценностных ориентаций Предъявление ценностейОсознание ценностных ориентаций личностьюПринятие ценностных ориентацийРеализация ценностных ориентаций в деятельности и поведенииЗакрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод ее в статус качества личности (потенциальное состояние)Актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности педагога По Н.А.Асташовой Формирование ценностных ориентаций Этическая игра, этические диалогиМастерские ценностных ориентацийДебаты, дискуссии, организационно-деятельностные игры, ролевые игры, тренинги, проектыПритчи, пословицы, поговорки, афоризмы, изречения, цитаты, метафорыИскусство, СМИ, интернет, ТВФизическая культураМузыка, изобразительное искусство, театрЛитература, фольклорКритическое мышление Ценности учащихся 6-ых классов Результаты анкетирования старшеклассниковс целью изучения нравственных и жизненных ориентаций Любовь. Достичь своих целей Здоровье СчастьеДружба Достаток Семья  Карьера Образование JХорошая жизнь – это… Хорошая жизнь – это… Самое главное в жизни Быть человеком…. Плохо жить без… Преуспевающий человек – это человек, который… Достиг своих целей, все удалосьВсе успеваетИмеет достатокВысокоразвитый СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!