Урок по физике «Как приобщить учащихся к исследовательской работе»


Как приобщить учащихся к исследовательской работе
В.Е. Макарова, Улахан – Кюельская ООШ.
Каждый ученик уникален, наделен потенциалом для непрерывного развития своих способностей. В каждом ребенке от рождения заложено стремление к полной реализации своих возможностей. И сегодня стоит задача – развитие интеллекта школьников через индивидуальный подход в обучении.
Один из наиболее эффективных путей дойти до каждого учащегося организация исследовательской работы среди учащихся.
Преимущество исследовательской работы:
приучает нестандартно мыслить, выдвигать гипотезы, находить пути и способы решения задач.,
дает возможность освободиться от опеки, излишней регламентации.,
можно воспользоваться правом выбора, выйти за рамки программы.,
учить самостоятельному труду, активным социальным действиям.
В исследовательской работе школьников определенная роль принадлежит учителю. Нужно знать условие формирования интереса учащихся: знание особенностей своих учеников. Равенство и сотрудничество, готовность помочь в самореализации, индивидуальный подход, максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
Требуется творческий подход учителя в определении условий для раскрытия общих и специальных способностей учащихся.
Внешние признаки сформированности познавательного интереса: ученик задает вопросы, желает поделиться полученной информацией с другими, появляется настойчивость в выполнении заданий, активно оперирует знаниями, свободно выбирает деятельность, эмоционален.
Учителю, очертив контуры проекта, можно формировать конкретную тему исследования, учитывая требования: ориентировка на возможности и интересы учащихся, должно быть достаточное количество количества для работы, ужен постоянный контроль хода исследования, результаты исследования должны представлять интерес для общества и побуждать к дискуссиям.
Что надо иметь в виду при планировании работы? Выявление основных идей и вопросов, уточнение темы, обсуждение, проверка документальной основы исследования, определение структуры конечного продукта, сбор материала, встречи со специалистами, сортировка и упорядочение материала, переработка, оформление работы, защита проекта.
Написать иссле
·довательскую работу – нелегкий труд. Как справиться с задачей? С чего начинать? Что можно посоветовать учащимся?
Первые шаги к теме. 1)Тема исследования должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время. 2) Выбрав тему, обменивайтесь мнениями, идеями, фиксируйте все мысли. 3) Посетите библиотеку. 4) поищите в интернете информацию по теме.
Как планировать работу 1) Обо всем непонятном надо задавать вопросы. 2) Если литература по теме сложна для восприятия, постарайся понять, о чем в ней идет речь. 3)Нужно разделить задачу на части, чтобы скорее добраться до цели.
Уточнение темы. 1) Уточни, имеются ли публикации по избранной теме. 2) Если да, посмотри и выясни: работа посвящена смежным проблемам или автор уже провел исследования по твое теме. 3) В последнем случае измени подход к теме и иначе сформулируй задачи, т.к. исследование – это освещение неизвестного или забытого.
Учитель прогнозирует деятельность ученика, организует ее, управляет ею. Организация деятельности ученика, ее построение и регуляция, управление ею. Организация деятельности ученика в самостоятельную познавательную деятельность, поставить его в такую позицию, чтобы он самостоятельно приходил к открытию тех или иных фактов, знаков, вырабатывал умения, овладевал методами решения исследовательских задач.
Учитель – сложная ответственная профессия. Приобщая детей к исследовательской работе, можно раскрыть скрытые способности учащихся, помочь приобрести навыки творческой работы, расширить кругозор, воспитывать уверенность в своих знаниях и силах.
Наше общество нуждается в развитии образования. Развитие общества немыслимо без прихода образованных, одаренных, культурных, нравственно воспитанных людей.
Вот почему мы, учителя, должны быть внимательны к каждому ученику.
15