План-конспект урока Почвенное питание растений


План-конспект урока «Почвенное питание растений» 6 класс
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.
Задачи:
- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;
- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;
- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний и мотивация учащихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сущность процесса питания.
- А что такое питание?- Для чего организмам нужны питательные вещества?
- Энергия? - Что является источником энергии для растений?
Особенности питания растений.
- Чем питание растений отличается от питания других организмов?
- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение?
Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.
III. Формирование знаний, умений, навыков:
Работа в группах: 1 группа изучает процесс почвенного питания
2 группа-зависимость почвенного питания от внешней среды, 3 группа –особые способы питания растений.
Выступление 1 ой группы: Почвенное питание растений.
А теперь сформулируем понятие питание растений
Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.
Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)
Роль корня в почвенном питании растений.
Каковы основные функции корня?
- удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами








Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?
- зона всасывания
Каковы особенности ее строения?
- наличие корневых волосков
Что собой представляют корневые волоски? Какой в этом смысл?
- зона всасывания использует для питания новые участки почвы
Что произойдет если повредить корневые волоски?
- растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду
Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?
- пересаживать растения с комочком почвы
Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.
Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.
Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.
Какие вещества поглощает корень?
Выступление 2 группы:
Корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.
Эти вещества можно разделить на две группы: Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.
Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.
Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.
Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.
Роль удобрений в росте и развитии растений.
Выступление 3 группы: Особые способы питания растений.
IV. Закрепление.
Мои биологические исследования.
Решение биологических задач:
На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
V. Домашнее задание.
Обязательный уровень - прочитать в учебнике параграф 36 и выучить опорный конспект.
Дополнительный уровень: подготовить сообщение, провести биологическое исследование.
VI. Рефлексия. Наш урок подходит к завершению. Сегодня вы познакомились с почвенным питанием и с различными видами удобрений. - Учитель спрашивает несколько учеников. Что нового они узнали на уроке? - Учитель подводит итог рефлексии.
На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!




1. При дыхании корни поглощают:
а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;
г) растворенные минеральные вещества.
2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:
а) зона деления; б) зона роста;
в) зона всасывания; г) зона проведения.
3. Органическое удобрение:
а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.
4. Почка – это:
а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;
в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.
5. Клубень – это:
а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.
6. Вегетативные органы:
а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.
7. Фотосинтез происходит:
а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.
8. Стержневая корневая система имеет:
а) один корень; б) много корней;
в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.
9. Придаточные корни:
а) развиваются из корешка зародыша;
б) отрастают от стебля;
в) развиваются на главном корне;
г) отрастают от боковых корней.


1. При дыхании корни поглощают:
а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;
г) растворенные минеральные вещества.
2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:
а) зона деления; б) зона роста;
в) зона всасывания; г) зона проведения.
3. Органическое удобрение:
а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.
4. Почка – это:
а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;
в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.
5. Клубень – это:
а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.
6. Вегетативные органы:
а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.
7. Фотосинтез происходит:
а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.
8. Стержневая корневая система имеет:
а) один корень; б) много корней;
в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.
9. Придаточные корни:
а) развиваются из корешка зародыша;
б) отрастают от стебля;
в) развиваются на главном корне;
г) отрастают от боковых корней.

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

























ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 715