Исследовательская работа Как христианство пришло на Русь


МБОУ Константиновская ООШ





Исследовательская работа


«Как
Христианство
пришло на Русь»




Выполнили: Дубровская Валя
Стародубцева Настя
Владимиров Олег



«В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах

Он писал зимой и летом
Озаренный тусклым светом
Он писал из года в год
Про великий наш народ»

В Древней Руси существовали традиционные верования. Как и другие древние народы (греки, римляне) славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Среди них были главные и второстепенные, всемогущие и слабые, добрые и злые.
Эти верования на Руси называли языческими.
Во главе славянских божеств стоял великий СВАРОГ – бог вселенной, его сыновья СВАРОЖИЧИ – свет и огонь – были носителями света и тепла. ВЕЛЕС – покровительствовал скотоводству, СТРИБОГ – повелевал ветрами, богиня МАКОШЬ считалась покровительницей женской части хозяйства.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства.
Именно оттуда приходили к людям злые духи – упыри. В лесу обитали ЛЕШИЕ, у воды – РУСАЛКИ. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.
Слово «Русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском языке «светлый», «чистый». Обитание русалок у водоемов объяснялось тем, что славяне считали реки, озера путем в подземное царство.
А добрыми духами, оберегавшими человека, являлись БЕРЕГИНИ. Люди старались защитить себя и своих близких с помощью заговоров, амулетов, оберегов. Каждый дом находился под присмотром и покровительством домового. Его считали духом своего родоначальника, пращура, щура или чура. Поэтому, когда человек считал, что ему грозят злые духи, он говорил: «Чур меня! Чур меня!» ( этим выражением мы пользуемся и сейчас).
Вся жизнь древних славян была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.
Накануне Нового года начинался праздник КОЛЯДЫ. В домах гасили свет, а потом трением добывали новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, приносили жертвоприношения.
Другой крупный праздник отмечался в марте.
То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти, начиналась МАСЛЕНИЦА с ее блинами (напоминавшие солнечный круг), гуляниями, катанием на санях, разными потехами.
1 – 2 мая славяне украшали лентами молодую березу, свои дома ветками с только распустившимися листочками и славили БОГА солнца.
На день летнего солнцеворота приходился праздник КУПАЛЫ. Девушки водили хороводы, плели венки и бросали их в воду; ночью жгли костры и через них прыгали, что означало ритуал очищения.
Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы и похороны, некоторые из них сохранились и в наши дни.
В Киеве в то время правил князь Владимир Святославович. Он тоже придерживался языческой веры, но она разъединяла славянские народы, что ослабляло княжества.
Мудрый князь считал, что вера должна напротив объединять народы и поэтому, принимая послов разных государств он расспрашивал о их вере: мусульман из Булгарии, иудеев из Хазарии и христиан из стран Западной Европы. Все рассказывали о своей вере и призывали присоединиться к их традициям.
Князь долго думал, к какому религиозному миру присоединиться. Так ничего не решив, он отправил своих послов в разные страны. По возвращении те поделились своими впечатлениями об увиденных религиозных обычаях и обрядах. Больше всего им понравилось в Византии в храме Святой Софии.
В результате выбор был сделан в пользу христианства. Важную роль сыграло и то обстоятельство, что Византия была самой могущественной и культурно развитой страной.
В 988 году Владимир принял христианство. Это произошло в греческом городе на берегу Крыма, и оттуда Владимир привез в Киев первых духовников и принадлежности, необходимые для богослужения.

Прежде всего, князь крестил своих 12 сыновей
и своих бояр. После этого он приказал сжечь всех идолов, главного - Перуна бросить в Днепр. а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
"На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ...
Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу."
С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого.
С приходом христианства на Руси произошло много перемен:
- создание первых школ;
- возникновение собственной литературы;
- развитие зодчества и иконописи;
- появление библиотек
- расширение государственных и культурных связей с другими странами и государствами.

Церковь на протяжении столетий играла важную роль в жизни страны. Священники были мудрыми советниками князей, мирили ссорившихся , благословляли воинов на борьбу с захватчиками.
Христос учит нас быть добрыми, милосердными.
И церковь, исполняя завет своего Основателя, уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, инвалидам, тем, кто попал в беду, проповедуя любовь к Отечеству.
«Люди, вы в ладу живите,
ласку и любовь несите,
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную Землю нельзя разделить.
Но искорку счастья ты можешь, ты должен
Ты в силах людям подарить!».

15