Проект по экологии Осень разноцветная


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8
Проект по экологическому воспитанию
Тема: «Осень разноцветная»

Автор: воспитатель Матвеева Татьяна Владимировна
г. Кунгур, 2015 год
Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско – творческий
Сроки проведения: сентябрь – октябрь
Цель: изучение природы родного края во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми и родителями:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Работа с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта.
Привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров, детских костюмов для осеннего праздника.
На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности с детьми по 5 образовательным областям.
1. Физическое развитие
Задачи. Учить свободно двигаться по площадке, выполняя движение в соответствии с текстом. Развивать координацию движений со словами. Закреплять в речи глаголы «соберем», «накопаем», «срежем», «нарвем».
НОД «Осенние цветы» Л. А. Глазырина
Физическая культура дошкольникам. С. 41
«На огороде», «В гости к графу Листопаду» с. 24Н. Б. Муллаева«Конспекты-занятия по физ. культуре для дошкольников»
Совместная деятельность с детьми:
Подвижные игры: «Урожай», «Овощи», «Лети листок ко мне в кузовок», «Найди свое дерево». Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», «Осень»
2. Познавательное развитие
(ФЭМП) формировать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов, сравнивать множества, сосчитывать и отсчитывать нужное количество предметов.
Познание объектов живой и неживой природы
Задачи. Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу, вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.
Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закреплять признаки осени. Учить различать виды деревьев и кустарников. Воспитывать любовь к природе родного края.
НОД «Как Алеша гулял в лесу»
Т. И. Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду» с418
«Как ребята солнышко порадовали»
Т. И. Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду» с422
«В гостях у Сентябринки»
Л. Г. Горькова«сценарии занятий по экологическому воспитанию» с5
«Овощи на нашем огороде»
«Путешествие в осень»
Л. Г. Горькова«сценарии занятий по экологическому воспитанию» с6«Люблю я пышное природы увядание»
Т. И. Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду» с275
Совместная деятельность с детьми
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Д/И «Чего не стало? », «Посчитай», «Больше - меньше».
Собираясь на прогулку посчитать сколько ребят пришло в пальто, сколько в куртке. Поиск одинаковых по форме листьев деревьев. Подсчет деревьев на участке, сравнение их по высоте и толщине. Сравнение формы травинок и листочков.
Экскурсия по участку. Беседа «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Золотая осень».
Д/И «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», »Чудесный мешочек», «Что растет на грядке», «Определи на вкус», «Да или нет» (называние примет осени, «угадай, что лишнее», Опиши, я отгадаю» Игра с осенними листьями «От какого дерева лист».Наблюдения. Рассматривание растений на клумбе, плодов рябины. Сравнение березы в разный период времени. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. На прогулке наблюдение за падающими листьями. Рассматривание деревьев и кустарников в осеннем наряде. Предложить детям послушать как шуршат листья под ногами.
3. Речевое развитие
Задачи. Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их по цвету, форме, развивать умение выделять в овощах определенные свойства; выделять на слух звуки в словах, находить слова сходные по звучанию. Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах, фруктах.
Воспитывать умение видеть и понимать сюжет картины, развивать умение отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояний погоды.
НОД «Чудесный мешочек»
О. с. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» с155
«Составление описательного рассказа об овощах и фруктах»
Т. И. Бабаева «Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» с. 93
Рассматривание картины И. Левитана
«Золотая осень. Слободка»
О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий» с90
Совместная деятельность с детьми
Рассматривание иллюстраций об осени – составление описательного рассказа. Чтение стихотворений Г. Новицкая «Летний сад», М. Ивенсон «Падают, падают листья», И. Бунин «Листопад». Беседа по содержанию. Заучивание стихотворения А. Майкова «Осень». Составление описательного рассказа об овощах, фруктах, загадывание загадок. Чтение рассказа И. Соколов – Микеев «Листопадничек». Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему: «Осень»
4. Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Задачи. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке, развивать умение детей рисовать фрукты, ягоды рябины.
Лепка.
Задачи. Развивать умение лепить овощи, фрукты, передавая форму и характерные особенности. Развивать умения скатывать шар, вытягивать для придания нужной формы.
Аппликация.
Задачи. Развивать умение вырезать круги способом последовательного закругления четырех углов квадрата, развивать творческое воображение, обогащать аппликативную технику.
НОД «В саду созрели яблоки»
Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. С42
«Ветка рябины»
Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. С46
«Подсолнухи»
Р. Г. Казакова. Нетрадиционные виды рисования.
«Радостная осень»
Т. М. Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в ср. гр. д/с. с155
«Овощи на тарелочке»
Т. М. Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в ср. гр. д/с. с161
«Фрукты для медвежонка»
О. В. Павлова «Изобразительная деятельность художественный труд ср. гр. с 138
«Во саду ли в огороде»
Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. С48
«Укроем землю листочками»
(коллективная аппликация)
Т. М. Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в ср. гр. д/с. с160
«Птички»
(осенние листья)
Совместная деятельность с детьми
Рассматривание овощей и фруктов в природном уголке.
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Художественно – развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками». Составление натюрморта из овощей и фруктов.
Рассматривание картин И. Машкова «Натюрморт с самоваром», М. Кончаловского «Поднос с овощами», Н. Арефьевой «Красные яблоки».
Рисование капельки дождя. Рисование деревьев с помощью ладошек.
Вырезание овощей, фруктов.
Наклеивание готовых форм овощей, фруктов, деревьев, травы на контуры.
Лепка овощей для магазина.
Складывание узоров из шишек, листьев, желудей, семян.
Выкладывание птиц из семечек тыквы по силуэту.
Упражнение с ножницами «Птички проголодались» - резать бумажные заготовки по прямой.
Конструирование из природного материала «Птицы», «Грибы».
Слушание музыкальных произведений Л. Аксеновой и С. Королевой, »Ждем осень», «Времена года» П. Чайковский
5. Социально - коммуникативное развитие
Задачи. Уточнить изменения в неживой природе, происходящие осенью. Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить что где растет.
Познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех.
Проявлять интерес к отображению в сюжетно – ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых. Развивать умение вести разные ролевые диалоги совместно с воспитателем.
Совместная деятельность с детьми
Беседы. «Что нам дарит осень», «Куда и почему улетают птицы», «Осень – это хорошо или плохо» (о сезонных изменениях в природе, о значении дождя) «Почему деревья осенью раздеваются».
Труд. Организация сбора природного материала для поделок. Составление осеннего букета. Сбор семян в цветнике. Сбор урожая с огорода. Сгребание опавшей листвы. Наблюдение за трудом дворника.
Сюжетно – ролевые игры. «Овощной магазин»
«Шофер» (упало дерево и перегородило дорогу)
«Автобус» (зашли пассажиры с мокрыми зонтами)
«Семья» (прогулка под дождем)
Экологический проект я начала с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.
С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. После прогулки в природном уголке дети отмечали погоду.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На прогулках обращали внимание на особенности внешнего вида растений. Детям интересно было собирать урожай с огорода, заниматься трудом в природе. Собирая семена однолетних цветов, дети ответили на вопрос «Откуда взялся цветок? »
Во время прогулки организовывала дидактические, подвижные игры. Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени - овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово.
В ходе работы по проекту «Осень разноцветная» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
На заключительном этапе совместно с родителями была организована выставка «Дары природы», дети приняли участие в развлечении «Солнышку поможем!», по окончании которого организованно чаепитие с пирогом.
В результате работы добилась положительных результатов и выяснила:
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность. Родители стали активными участниками образовательного процесса.