К вопросу об инклюзии детей после кохлеарной имплантации.

Базарова Галина Эрдынеевна
учитель-дефектолог
ГКОУ СКОШИ I-II вида г.Улан-Удэ

К вопросу об инклюзии детей после кохлеарной имплантации.
Согласно мировой статистике, нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у новорождённых: один-два из тысячи рождаются с глубокими нарушениями слуха. Подходы к обучению устной речи неслышащих детей основаны на том, что глухой ребенок не может самостоятельно овладеть речью, поэтому ему формируют речь целенаправленно специальными методами в специальных учреждениях, опираясь на сохранные органы чувств [1]. Существуют различные системы реабилитации детей с нарушениями слуха: «материнская школа» Э. И. Леонгард, верботональный метод хорватского ученого Петера Губерина, билингвистическая система обучения, многоканальный метод кохлеарной имплантации и др.
Несомненно, на сегодня метод многоканальной кохлеарной имплантации в восстановлении утраченной слуховой функции является наиболее эффективным методом реабилитации детей. Он позволяет абсолютно неслышащим детям слышать и понимать речь, но при этом по уровню речевого и слухового развития они соответствуют глухим детям [2].
В настоящее время кохлеарная имплантация широко распространяется во всем мире, признается одним из самых современных методов помощи при глухоте, предоставляет возможность использования новых слуховых возможностей для полноценной социализации детей.
На сегодняшний момент в ГКОУ СКОШИ I-II вида обучается 31 имплантированный ребенок. Основой психолого-педагогической реабилитации имплантированных детей является программа комплексного развития детей с нарушенным слухом «Я слышу мир!» под авторством сотрудников Санкт-Петербургского НИИ ЛОР Пудова В.И., Зонтовой О.В. и научные труды профессора РГПУ им. А.И.Герцена И.В.Королевой. Педагогическую реабилитацию детей в школе проводят квалифицированные сурдопедагоги, прошедшие подготовку на разных уровнях. Мероприятия как обучающие семинары для педагогов, школа родителей, действующий сайт по кохлеарной имплантации, публикации из опыта работы, проведение межрегиональных семинаров: всё это содействует эффективной реабилитации детей с кохлеарным имплантом.
Целенаправленная, систематическая работа по реабилитации дает положительные результаты: на сегодня семь имплантированных учащихся обучаются в общеобразовательных школах города и республики. Мнение, что после имплантации глухой ребёнок станет полноценным членом общества не совсем правильно. В подавляющем большинстве родители уверены, что операция кохлеарной имплантации решит проблему с глухотой. Но это ошибочное мнение. Нужно учитывать, что ответственный этап – это не сама операция, а дальнейшая психолого-педагогическая реабилитация, ведь кохлеарный имплант не может полностью восстановить пораженный слуховой анализатор [3].
Опыт работы в области реабилитации позволяет сделать вывод, что раннее вмешательство является наиболее эффективной формой в восстановлении утраченной слуховой функции. Чем раньше проведена имплантация, тем лучше ее результаты. Процесс реабилитации после кохлеарной имплантации у детей протекает по-разному. Но сходство в одном это процесс нескольких лет. У детей с имплантом пороги слуха составляют 25-40 дБ, что соответствует I степени тугоухости. Таким детям рекомендовано обучение в об
·щеобразовательной школе. Возможно, при правильных реабилитационных мероприятиях эти дети и будут инклюзированы в общеобразовательную школу. Но инклюзия предполагает создание гибкой образовательной адаптивной среды, специальных условий в общеобразовательных школах: введение профильных специалистов, уменьшение в классе количества детей. И немалую роль играет подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с кохлеарным имплантом.
Дмитрий - ребенок с врожденной глухотой, оперирован в Санкт-Петербургском НИИ ЛОР в шестилетнем возрасте. На момент имплантации он не имел слухового опыта, речь - нулевая, общение - естественные жесты, наблюдались сопутствующие расстройства памяти, внимания. После подключения речевого процессора был составлен маршрут психолого-педагогического сопровождения, который определял круг проблем, требующих коррекции.
Квалифицированная реабилитация на первоначальном этапе позволила Дмитрию перейти в общеобразовательную школу. Имеет ли место в случае с Дмитрием инклюзия? Был ли достаточно подготовлен к вхождению в общеобразовательную среду при минимальной специальной поддержке? Не совсем, на момент перехода он не был готов к обучению в массовой школе, но имел перспективу благополучного дальнейшего развития при постоянном наблюдении и систематической дефектологической поддержке. Обучается в массовой школе седьмой год, сопровождает его учитель-логопед. Большие трудности испытывает при изучении гуманитарных наук как литература, история: сказывается поздний возраст имплантации. Не испытывает проблем в общении со сверстниками. Наличие речевой среды играет ведущую роль в развитии спонтанного восприятия и понимания речи окружающих и собственной речи.
К вопросу инклюзии ребенка после кохлеарной имплантации необходимо подходить индивидуально. Прежде всего, тщательное обследование готовности ребенка к обучению в школе: связный пересказ прочитанного, умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Речь у ребёнка должна быть достаточно внятной, разборчивой, лексически богатой, грамматически правильно оформленной.
Имплантированные дети представляют собой особую группу лиц с нарушениями слуха, у них есть трудности при слуховом восприятии на расстоянии или же в условиях шумового фона, это влияет на понимание речи. Для решения этой проблемы детям с кохлеарным имплантом необходимы специальные технические средства, например, FM система, которая позволяет выделить речь учителя из шумового потока. Возникают психологические трудности при общении со слышащими, сказывается обучение в социуме глухих. Систематическая коррекционно-педагогическая помощь специалистов, включающая сурдопедагога, логопеда, музыкального педагога, психолога, родителей определит позитивное будущее имплантированного ребёнка, не исключая вероятности его инклюзии в общеобразовательную школу.
Литература
1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.
3.Королева И.В., Янн. П.А. Дети с нарушениями слуха.- СПб.: КАРО, 2011.-240с.: ил.
3.Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. - №1. С. 71 – 78.

15