Разнообразные приемы и методы работы по повышению техники чтения


Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик учится сам. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности. Не секрет, ч то в последние годы интерес к чтению очень сильно упал. Эта проблема приводит к школьной неуспеваемости, потере интереса к обучению в целом. В этом материале я расскажу о том, какие приемы и методы использую для повышения техники чтения и как работаю над осознанностью.
Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества. Даже при разнообразных подходах к ее решению и учителю, и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка бегло читать и осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении, привить к нему любовь.
Существует множество причин, по которым ученик 4-го или 5-го класса, а возможно, и в более старшем возрасте читает по слогам. Чтобы их выявить и определить характер затруднений, имеющихся у ребенка, необходимо провести предварительное обследование навыков чтения школьника с учетом его возрастных, индивидуально-типологических особенностей, а также возможностей чтения.
Чтобы научиться читать бегло, надо, во-первых, стараться воспринимать слова целиком (об этом будет рассказано далее), а во-вторых, задействовать в работе как можно больше мыслительных операций. 
Например в 1 и 2 классах читаем скороговорки, записываем их под диктовку или по памяти. Сначала школьник выбирает из нескольких предложенных скороговорок одну, ту, которая ему понравилась. Затем пишет ее на бумаге под диктовку печатными буквами и несколько раз прочтет вслух. После того, как ребенок начнет четко и бегло читать предложение (пусть даже на это уйдет немало времени), он по памяти произносит эту скороговорку вслух как можно четче и быстрее (и на эту работу времени жалеть не следует), а затем записывает ее самостоятельно на листочке так, чтобы каждое слово разделилось на слоги (лучше напечатать на белой бумаге, чтобы очень хорошо было видно).
Такую же работу проделываем с предложениями.Полезно выполнять следующие упражнения (подобных упражнений очень много в интернете):
читаем перевернутые слова, читаем зеркально отображенные слова (все слова лучше печатать), например:
вставлять в слова пропущенные буквы вместо черточек, например:д-р-в- (дерево)-с-оч--к (источник)и т. п.
решать анаграммы (имеются примеры в статье Разгадывание анаграмм).
Предложите ребенку после работы с анаграммами такой текст:
Большое внимание уделяем работе над словом в ходе работы над прозаическими и поэтическими текстами. Выразительное чтение, чтение по ролям помогает ребенку раскрепоститься и почувствовать себя артистом.
Также нужно помнить и о том, что работа по совершенствованию техники чтения должна проводиться не только над техникой чтения, но и над пониманием содержания прочитанного. Развитие навыка чтения должно происходить в эмоционально благоприятной обстановке, с применением способов выработки и стимулирования интереса к чтению, с проведением мероприятий (как школьных, так и в кругу семьи) по поддержке и пропаганде чтения. В нашей школе проходит традиционный ежегодный школьный чтецов. Предваряет его конкурс в классе, где среди лучших дети сами выбирают одного чтеца, который буде защищать честь класса на школьном конкурсе.Чтобы школьник научился бегло читать и при этом вникать в суть прочитанного материала, анализировать текст да еще эффективно его усваивать, необходимо сначала выработать у него стойкий интерес к чтению и потребность в нем, а затем умение понимать смысл текстовой информации, распознавать ее.В практике своей работы я не стала отказываться и от читательского дневника. Ежедневно (во 2 и 3 классах) дети заполняют его страницы. Один раз в неделю, а в 4 классе раз в месяц проводим внеклассное чтение. На этом уроке дети рассказывают содержание прочитанной за этот период книги. Желающие пополняют классную библиотечку и советуют ребятам прочитать книги, затем прочитанное обсуждается.
Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника, – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно.
Еще один прием, который вырабатывает к тому же и потребность в чтении – сочинять и публиковать собственные истории под своим именем, Наши ребята с удовольствием посещают кружок «Литературное творчество», где сочиняют стихи и рассказы.
Огромную роль в воспитании культуры чтения школьника играет авторитет читающих родителей. Если человек, пользующийся у ребенка авторитетом (а таковым у младших школьников является и родитель, и учитель) постоянно демонстрирует бережное, трепетное отношение к книгам, к чтению, искренне и эмоционально выражает восхищение, делится впечатлением и призывает к обсуждению прочитанного, – редкий ребенок не заразится чтением.Самый беспроигрышный прием формирования интереса к чтению. школьника любого возраста – выявить его наклонности и ненавязчиво предлагать ему сначала небольшие истории или статьи на интересующую его тему, а затем текст большего объема и не сильно привязанный к любимой теме.
Литература:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/06/12/puti-povysheniya-tekhniki-chteniya-cherez-ispolzovaniehttp://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/chitat-beglo-i-ili-osoznanno.html