ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ


7УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Е.Ф. Сердюкова,
ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии,
Чеченский государственный университет
Аннотация: в статье рассматривается влияние семейной и среды и стиля семейного воспитания на проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, внутрисемейные отношения
DEPENDENCE OF DISPLAYS CHILDREN'S AGGRESSIVE STYLE FROM FAMILY RELATIONSHIPS
E.F. Serdyukova,
Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology,
Chechen State University
Abstract: This article examines the impact of family and the environment and the style of family education on symptoms of aggression in preschool children
Keywords: aggression, aggressive, relations within the family
Детская агрессивность относится к нарушениям общего характера, наряду с такими нарушениями как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, застенчивость/тревожность, ранний детский аутизм и задержка психического развития [6, с. 3-4]. В основе этих синдромов лежат нарушения в деятельности мозговых структур, особенности нервной деятельности, которые способны актуализироваться при неблагоприятных условиях социальной среды.
Психологически грамотным, по мнению А.А. Реан, является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».
Если агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт; то агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности совершать такие действия [2, с. 218].М.М. Буянов под агрессивностью понимает действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе 1, с. 117. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или неодушевленных объектов.
Агрессивность как психологический феномен характеризуется такими личностными особенностями, как подозрительность, мстительность, нетерпимость к чужому мнению, неуступчивость, обидчивость, наступательность, вспыльчивость, бескомпромиссность и другие.
Агрессивное поведение можно без преувеличения назвать одним из самых распространенных нарушений в развитии детей дошкольников, так как это наиболее быстрый и эффективный способ получить желаемое.
Детская агрессивность начинает проявляться довольно рано – уже в 3-4-летнем возрасте родители и/или воспитатели могут испытывать серьезные затруднения во взаимодействии с таким ребенком, однако редко обращаются к специалистам, считая агрессивность признаком дурного характера. Это приводит к тому, что ребенок, в период, когда закладываются его основные личностные характеристики, не получает необходимой ему комплексной своевременной помощи специалистов – психолога, невролога и педагога – которые при грамотно выстроенном сопровождении такого ребенка способны свести к минимуму проявления детской агрессивности, не допустив, таким образом, ее превращение в устойчивое качество личности. Если же ребенок не получает помощи специалистов, в его развитии происходят существенные негативные изменения, среди которых снижение продуктивного потенциала ребенка, сужение возможностей полноценного общения, интеллектуальное и эмоциональное недоразвитие. Кроме того, при отсутствии квалифицированной помощи специалистов поведение такого ребенка в подростковом возрасте закономерно может стать девиантным.
Степень проявления агрессивности детей может изменяться в зависимости от условий ситуации, однако иногда агрессивность может принимать устойчивые формы. Проявление этого феномена может быть обусловлено различными причинами, среди которым наиболее частыми можно назвать следующие: положение ребенка в детском коллективе; то, как относятся к нему сверстники, как складывается его взаимодействие с учителями и родителями. Устойчивая агрессивность детей может быть обусловлена, в частности, и тем, что эта категория детей иначе, чем их сверстники, понимает поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. И все же можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и стиль семейного воспитания.
Поэтому родителям, заботящимся о гармоничном развитии своих детей, стоит обратить внимание на преобладающие в их семьях стили взаимоотношений с детьми, чтобы избежать возможных деструктивных последствий [3, с. 216].
Для изучения зависимости проявлений агрессивности у детей младшего школьного возраста от психологического климата в их семье нами было проведено исследование данных показателей у учащихся 1-х и 2-х классов в количестве 24 человек (12 мальчиков, 12 девочек). Все учащиеся принимали участие в исследовании добровольно и с согласия родителей. Выборка сформирована на основе данных, представленных школьным психологом. Все дети в той или иной степени склонны к проявлениям агрессивности по отношению к своим сверстникам, взрослым людям и неодушевленным предметам.
Для изучения сферы межличностных отношений ребенка и особенностей его восприятия внутрисемейных отношений нами использовалась детская проективная методика Рене Жиля, которая показала следующие результаты (см. табл.1):
Таблица 1. Психологический климат в семье по методике Рене Жиля
№ Название шкалы Благоприятное отношение, % Неблагоприятное отношение, %
1 Отношение к матери 73 27
2 Отношение к отцу 40 60
3 Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемые ребенком как родительская черта(«Родители») 100 -
4 Отношение к братьям и сестрам 100 -
5 Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 80 20
6 Отношение к другу, подруге 80 20
7 Отношение к учителю 86 14
8 Любознательность 66 34
9 Стремление к общению в больших группах детей 40 60
10 Стремление к доминированию или лидерству в группе детей 40 60
11 Конфликтность, агрессивность 27 73
12 Социальная адекватность поведения 60 40
13 Стремление к уединению, отгороженность 67 33
Как видно из таблицы 1, у респондентов преобладает негативное отношение
- к отцу (60%),
- к общению в больших группах детей (60%),
- к доминированию или лидерству в группе детей (60%),
Неблагоприятное отношение к отцу вызвано, на наш взгляд, либо полным игнорированием ребенка отцом, либо подавлением со стороны отца насущных потребностей ребенка во взаимоотношениях с ним.
При изучении личных карточек детей, составленных психологом в процессе психологического сопровождения учебного процесса, было выявлено, что многие отцы не занимаются развивающей деятельностью со своими детьми, не уделяют достаточного внимания, вследствие чего у детей возникает обида на отца, накапливается агрессия, которую они затем переносят на окружающих. Также из-за недостаточного общения с отцом у них не формируются модели бесконфликтного поведения.
Общение в больших группах у преобладающего числа респондентов также затруднено, так как большинство детей до начала обучения в школе не посещало детские дошкольные образовательные учреждения, поэтому у них отсутствует опыт межличностных взаимоотношений в постоянной группе сверстников. Нельзя однозначно утверждать, что дети до поступления в школу вообще не имели опыта группового общения, однако их общение носило специфический характер, обусловленный стихийным участием в небольших группах разновозрастных родственников и/или соседей, причем это общение было не обязательным, без строго очерченных временных рамок, то есть ребенок участвовал в дворовых играх по своему усмотрению, или общался со своими братьями и сестрами, зачастую в присутствии взрослых.
Таким образом, включение ребенка в группу с постоянным составом участников, необходимость соблюдать режим дня и занятий, необходимость выстраивать отношения с другими участниками группы, которые не имеют с ним родственных отношений, а потому просто не обязаны поддерживать доброжелательные отношения с ребенком, если он не соблюдает установленных норм, не является для других детей интересным и привлекательным с точки зрения детского общения, способны создать напряженность в отношениях, приводить к возникновению противоречия между потребностями ребенка в общении и его принятием в группу сверстников. Такие условия взаимодействия могут явиться основой для проявлений либо застенчивости/тревожности, либо агрессивного реагирования со стороны ребенка в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.
Высокие показатели негативного отношения к доминированию или лидерству в группе детей обусловлены, по словам респондентов, тем, что доминирование и лидерство связаны с готовностью принимать на себя ответственность за группу, с умением придумывать игры и интересные занятия, организовывать пространство и участников на участие в играх, в распределении обязанностей. К сожалению, данные качества у большинства детей либо сформированы слабо, либо вообще отсутствуют.
Второй этап исследования проходил с использованием проективной методики «Дом, дерево, человек».
У большинства детей из числа респондентов, показавших негативное отношение к отцу, в рисунках обнаружены признаки, указывающие на ощущение недостатка эмоциональной теплоты дома (64 %), потребность в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации (21%).
Дети, характеризующиеся негативным отношением к общению в больших группах, преимущественно показали трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами (58%), грубость, черствость, агрессию в отношениях (32%), протест вытесненный и явный (9%).
Дети, показавшие негативное отношение к доминированию или лидерству в группе сверстников, в рисунке обнаружили чувство физической или психологической неловкости (49%), потребность демонстрировать мужественность (18%), наличие тревоги, вызванной социальным окружением и потребностью в общении (14%), агрессивность, плохую адаптацию (19 %).
Очевидно, что во всех перечисленных выше случаях агрессивные проявления детей являются реакцией на дискомфортную атмосферу в семье.
Стиль семейных взаимоотношений и воспитания, преобладающие реакции родителей на неправильное с их точки зрения поведение ребенка, уровень семейного благополучия или неблагоплолучия – это те факторы, которые могут предопределить формирование агрессивного поведения ребенка в семье и вне её.
Буянов М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997.
 Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999. С. 218.
Сердюкова Е.Ф. Детско-родительские отношения в семье как основной фактор развития личности ребенка // Вестник Чеченского государственного университета. 2013. № 2 (14). с. 214-218.
Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 25-27.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога (2-е изд.) / Серия "Психологический практикум". - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.