Программа развития познавательных процессов и познавательной активности «Учусь легко»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ИСОиП (филиал) ДГТУ в г.Шахты)


На правах рукописи

Магистр психологии, учитель английского языка Багнюкова Елена Борисовна

Программа
развития познавательных процессов и познавательной активности «Учусь легко»


Направление подготовки «Психология»
(профиль «Психология личности»)






Шахты
2016

Работа выполнена на кафедре «Психология и педагогика»
социально-гуманитарного факультета
Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области
(ИСОиП (филиал) ДГТУ)

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент
Ситдикова Светлана Николаевна

Рецензент:








Зав. кафедрой
«Психология и педагогика»
к.психол.н., доцент Н.А. Захарченко



I. Общая характеристика программы
Актуальность программы обусловлена необходимостью разработки научно-методологических основ развития учебных способностей школьников. На современном этапе развития среднего образования в России происходит активное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в образование основной школы, предполагающих не просто передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие способностей обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои результаты. Достижению поставленных целей способствует развитие учебных способностей учащихся. Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения учеником знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. В настоящее время новые программы обучения предъявляют всё более высокие требования к учащимся в развитии самостоятельности, творческого мышления, активности. Всё чаще можно наблюдать увеличение разрыва между успевающими и неуспевающими или слабоуспевающими учащимися. В многочисленных исследованиях отмечается, что успеваемость школьников зависит как от как внешних факторов таких как, методика преподавания, личность учителя, условия обучения, режим дня, так и внутренних: индивидуально-психологические особенности самих обучающихся, развитие способностей. Комплексный подход к изучению учебных способностей школьников дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные недостатки развития, понять причины проявлений негативного развития, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Цель программы: рассмотрение особенностей учебных способностей, разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития учебных способностей школьников основной школы.

Задачи программы:
- формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности;
- предупреждение дезадаптации учащихся в школе;
- содействие подростку в решении актуальных задач развития;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов;
- развитие сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения;
- развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий;
–проанализировать эффективность разработанной программы психологического сопровождения развития учебных способностей школьников среднего звена.
Принципы работы по программе:
- уважительное и доброжелательное отношение к подросткам и их потребностям;
- каждый подросток принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность;
- не допускаются упреки и порицания за неуспех.
Программа курса состоит из двух разделов.
Первый раздел, «Диагностика познавательных процессов», предполагает проведение диагностических процедур в индивидуальной и групповой форме. Данный раздел состоит из 1 группового занятия и 2 индивидуальных. В ходе работы над вторым разделом программы, «Развитие познавательных процессов и познавательной активности», происходит развитие познавательных интересов, познавательных процессов, интеллекта. Данный раздел включает в себя 12 занятий.
Курс программы включает 15 занятий, продолжительность каждого – 1-1,5 ч. Частота встреч – 1 раз в неделю. Время проведения всего цикла – 3-3,5 месяца. Занятия желательно проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психологических игр. В процессе занятий могут проводиться индивидуальные консультации.
Тематическое планирование по программе «Учусь легко» представлено в таблице 8.
Психологические игры и упражнения, включённые в программу «Учусь легко».
Таблица 8 – Планирование занятий по программе «Учусь легко».
Тема занятия
Формы и методы работы
Кол-во занятий

Раздел 1. «Диагностика познавательных процессов»

1. Диагностика познавательной сферы
(в групповой и индивидуальной форме).
- Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления.
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.
3

Раздел 2. «Развитие познавательных процессов и познавательной активности»

1. Развитие внимания.
- Игры и упражнения на развитие объема внимания;
- игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания;
- игры и упражнения на развитие способности переключать и распределять внимание;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.
4

2. Развитие памяти.
- Игры и упражнения на развитие разных видов памяти;
- игры и упражнения на развитие точности запоминания;
- игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.
4

3. Развитие мышления.
- Игры-загадки и ребусы;
- игры и упражнения на развитие операций мышления;
- игры и упражнения на развитие творческого, логического, словесного мышления;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.
4


В результате эмпирического исследования подобран комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение учебных способностей школьников основной школы, разработана и апробирована программа психологического сопровождения развития учебных способностей школьников среднего звена, установлена взаимосвязь между успешностью обучения и уровнем учебных способностей, связанных со способностью к усвоению знаний, умений, навыков, умственным развитием, а также познавательными психическими процессами.
Полученные материалы могут быть использованы педагогами и психологами в образовательных учреждениях, в практике психологического консультирования в контексте развития учебных способностей, учебной мотивации.

II. содержание программы
Психологические игры и упражнения, включённые в программу
«Учусь легко»
1. Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания

Упражнение «Самое главное»
Ведущий. Приготовьте бумагу и карандаш. Быстро и внимательно прочитайте учебный текст.
После того как участники познакомились с текстом, им предлагается просмотреть его еще раз. При этом нужно придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст, т.е. охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Затем нужно охарактеризовать данный материал одной фразой, а после найти в нем какой-то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла.
Ведущий. Итак, просматриваем текст, готовимся к соревнованию. Слова, фразы и найденный «секрет» можно записывать. Внимание, начали!
После этого все участники зачитывают свои слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение «Опорные сигналы»
Ведущий. Приготовим бумагу и карандаш. Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно лучше понять.
После того как текст прочитан, участникам предлагается законспектировать его. Однако в конспектах не должно быть слов и предложений, а только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы.
Ведущий: Изобразить текст можно по частям по абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов.
Затем участники до очереди демонстрирую схемы, объясняют их, а после выбирается лучшая схема и лучший игрок. Учитывается оригинальность изображаемого.

Упражнение «Вопрос ответ»
Участники делятся на две команды
Ведущий. Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Пусть первая команда будет задавать вопросы, вторая отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту.
В упражнении учитывается активность команд, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.
Ведущий. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. Теперь за 1-2 минуты первая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), вторая обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов.
Затем команды меняются ролями. Все учащиеся долж¬ны уметь и задавать вопросы, и отвечать на них.

Упражнение «Пантомима»
Участники делятся на две команды.
Ведущий. Перед вами учебный текст. Прочитайте его быстро и внимательно. Теперь разделите этот текст на условные части, например на абзацы.
Участники первой команды должны каждый абзац текста изобразить пантомимой. Участники второй команды должны догадаться, какой это абзац и о чем в нем говорится. Главное уметь выделить в каждом абзаце основную мысль.
Затем команды меняются ролями.

Упражнение «Конспект»
Ведущий. Перед вами учебный текст, разделенный на абзацы. Прочитайте его, пожалуйста! Возьмите бумагу и ручку. Нужно коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но и не проставляя номера абзаца.
Теперь перемешайте листочки и передайте их своему соседу по кругу справа. Теперь внимательно посмотрите конспекты своего соседа и поставьте сверху на каждом листочке цифру номер абзаца учебного текста, к которому, по вашему мнению, относится конспект. Пожалуйста, внимательно смотрите конспекты и проставьте номера.
Опять передайте конспекты соседу справа. Теперь проставьте номера абзацев на других конспектах.
Конспекты передаются по кругу, пока к каждому не вернутся его конспекты. После этого каждый в своих конспектах проверяет правильность номеров абзацев. Участники считают ошибочно проставленные номера в конспектах. Выигрывает тот, у кого номера абзацев проставлены правильно всеми участниками игры.

Упражнение «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды.
Ведущий. Приготовьтесь к соревнованию команд. Возьмите для каждой команды бумагу и карандаши. Сейчас вам в течение очень короткого времени будет продемонстрирован текст. Вы должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды вместе могут восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.



Упражнение «Лучший вопрос»
Ведущий. Перед вами учебный текст. Давайте его прочитаем. Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны.
Участники читают текст и придумывают интересные вопросы. После того как участник задает свой вопрос соседу до кругу, тот должен ответить на него как можно более полно. После этого участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение «Пересказ по кругу»
Ведущий. Давайте прочитаем текст. Теперь станем в круг. Один из участников становится в круг, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до его конца.
Ведущий. Итак, пересказываем текст по фразе. После этого текст еще раз читается и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Упражнение «Сказка»
Ведущий. У нас будет конкурс сказочников. Нам дан учебный текст. Давайте его прочитаем. Теперь придумаем сказку по заданному тексту, понятную даже детям, но так, чтобы основная мысль, основная нить отражала суть учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно быстро и внимательно прочитать текст. Дальше будем слушать всех по очереди.

Упражнение «Древо мудрости»
Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.) После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Упражнение «Восстанови невидимое»
Для этой игры нужно приготовить несколько книг с изучаемым текстом.
Ведущий. Пожалуйста, по моей команде открывайте текст на нужной странице всего на пять секунд, после чего правую часть текста закрываете и продолжаете его смотреть до минуты. Итак, пожалуйста, закройте правую часть текста полстраницы или меньше, так, чтобы вы могли восстановить этот текст по смыслу.
Ведущий. Уберите текст. Теперь кто-то из желающих может выйти вперед и воспроизвести этот текст. Все могут смотреть на этот текст, сравнивая ответ добровольца с оригиналом. Это упражнение может повторяться несколько раз с другими текстами и с другими участниками, пока есть интерес к этой игре.

Упражнение «Заметки на полях»
Для этой игры нужны книги с изучаемым текстом. Ведущий задает раздел, который требуется изучить. По команде ведущего участники начинают чтение.
Ведущий. При чтении делайте заметки на полях, лучше всего такие, которые вызовут яркие эмоции. Пусть это будут карикатуры, броские символы и отдельные реплики. Постарайтесь сделать ваши заметки интересными и при¬влекательными для всех участников игры.
Ведущий. А теперь, приготовьтесь пустить ваш конспект по кругу. Передайте вашу книгу соседу справа, а на полученной вами книге поставьте карандашом оценку по пятибалльной системе. На просмотр каждой книги отво¬дится всего несколько секунд.
После того как книги возвращаются хозяевам, оценивается то, сколько набрал каждый участник. Победитель пересказывает содержание текста, пользуясь только заметками на полях.

Упражнение «Части текста»
Ведущий предлагает внимательно и быстро прочитать учебный текст.
Ведущий. Теперь разделимся на 4 группы. Одна группа будет называться «введение», вторая «основная мысль», третья «заключение», четвертая «дополнение». Играющие каждой группы начинают пересказывать часть текста по порядку «введение», «основная мысль», «заключение». Группа «дополнение» имеет право взять слово после выступления каждой группы.
Ведущий. Теперь еще раз посмотрим текст, сравним его с информацией, воспроизведенной нами, определим, какая группа точно соответствовала своему назначению.

Упражнение «Дотошный ученик»
Ведущий. Мы знаем, что для хорошего усвоения мате¬риала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл в этом соревновании.
Итак, внимательно читаем текст, чтобы составить вопросы. Желательно, чтобы вопросы охватили весь матери и все его тонкости.
После этого участники по порядку задают свои вопросы всей группе, а отвечает тот, на кого указывает ведущий.

Упражнение «Образная память»
Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает прочитать текст и постараться выделить в нем главное.
Ведущий. Давайте попробуем представить текст в виде застывшей немой сцены. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста. Можно взять листок бумаги, нарисовать или написать, какую деталь текста вы представляете, а затем можно взяться за руки, в соответствии с тем, как, по-вашему мнению, эти блоки текста связаны между собой.
Свою версию, вариант немой сцены изображает сначала одна команда, затем другая. На подготовку немой сцены с использованием любого реквизита, плакатов, надписей каждой команде отводится не больше пяти минут. Побеждает команда, точно и оригинально представившая текст.

Упражнение «Эмоциональная память»
Предварительно готовятся и раздаются карточки с различными эмоциями: гнев, радость, страх, удивление и т.п. На каждой карточке отдельная эмоция или эмоциональное состояние, которые раздаются участникам.
Ведущий. Вам нужно запомнить текст. Это сделать очень просто. Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, с эмоциями, которые записаны на ваших карточках. Учтите, чем с более выразительными интонациями и эмоциями вы прочтете фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить.
Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. А все остальные пытаются воспроизвести произнесенную им фразу, сохранив эмоции читающего. Победителями окажутся те, чьи фразы запомнили большинство участников игры.

Упражнение «Зрительная память»
Участники делятся на две команды.
Ведущий. Внимание! Пусть одна из команд будет изображать картину, какой-либо сюжет или групповой портрет. Другая команда в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Теперь все отвернитесь.
В это время команда, изображавшая картину, меняет как можно больше деталей. Теперь поочередно участники из второй команды подходят по одному к картине и молча приводят ее в исходное положение. Важно, чтобы каждый участник заметил произошедшие изменения. «Картина» должна вернуться в исходное положение.
Затем команды меняются ролями.

Упражнение «Три слова»
Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова. Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
I вариант: «озеро», «медведь», «карандаш».
II вариант: «улица», «книга», «фартук».
III вариант: «мяч», «небо», «цветок».
IV вариант: «очки», «сумка», «велосипед».
Игру можно усложнить, если предложения с тремя словами будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ. По очереди ребята называют свои фразы, учитывая требование «держать» в уме общий замысел группового рассказа. При этом в каждом из предложений разрешается использовать не все три заданных слова, а два из них. Например, по варианту II может быть придуман рассказ: «Девочка шла по улице и несла книгу, завернутую в фартук. Вдруг книга упала, фартук испачкался, а девочка заплакала. На улице было много народа, девочка вытерла слезы, подняла книгу и снова завернула ее в фартук. Она пришла с улицы домой, выстирала фартук, почистила книгу.

Упражнение «Поиск общего»
Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы результат анализа существенных признаков.
Вариант I: «тарелка», «лодка».
Вариант И: «дерево», «дом».
Вариант III: «солнце», «рубашка».
Вариант IV; «самолет», «ложка».
Примеры стандартных ответов по варианту I: «Лодка и тарелка имеют углубление»; «В лодку и тарелку можно налить жидкость». Пример оригинальных ответов: «Лодка и тарелка изделия человеческих рук»; «Лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды».

Упражнение «Исключение лишнего слова»
Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее» слово надо исключить. Нужно найти как можно больше вариантов исключения «лишнего» слова.
Вариант I: «собака», «помидор», «солнце».
Вариант II: «вода», «ветер», «стекло».
Вариант III: «машина», «лошадь», «заяц».
Вариант IV: «стул», «пень», «квартира».
Пример традиционного ответа по варианту II: «Вода и стекло прозрачные, поэтому следует исключить ветер». Пример оригинального ответа: «Вода и ветер предметы, обладающие внутренней способностью к движению, поэтому следует исключить стекло, поскольку оно статично». Относительно каждого варианта необходимо получить 4-5 и более ответов. Для старшеклассников игру можно усложнить. Ответы участников или команд могут представлять собой «логическую оппозицию». Например, если по варианту II в первом ответе объединены слова «вода» и «стекло» (по признаку прозрачности), то второй ответ должен быть построен так, чтобы обязательно разъединить эти два слова. Такая модификация игры активизирует соревнование, оживляет игру, создает условия для интенсивного развития взаимоотношений.

Упражнение «Поиск противоречивых предметов»
Предлагается слово, обозначающее предмет, необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому по назначению; внешнему виду; существенным признакам; материалу, из которого изготовлен предмет.
Вариант I: «дом»,
Вариант II: «человек».
Вариант III: «полено».
Вариант IV: «страна».
Например, по варианту II к слову «человек» подбираются такие слова, как «животное» (противоположность по уровню интеллектуального развития), «камень» (противоположность по критерию «живой» «неживой» природы), «ребенок» (противоположность по возрасту) и др.
Ответы учеников или команд должны быть обязательно дополнены обоснованием и аргументацией: почему они отвечают так, а не иначе.

Упражнение «Поиск соединительных звеньев».
В качестве игрового задания предлагаются два предмета, не связанные между собой. Необходимо назвать 23 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющих как бы «переходный мостик» между ними. «Переходные» предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями. Если такие связи неочевидны, участники должны специально обосновать свой ответ.
Вариант I: «лопата», «автомобиль».
Вариант II: «шкаф», «завод».
Вариант III: «ножницы», «трава».
Вариант IV: «котенок», «озеро».
Например, по варианту II могут быть ответы: «шкаф» «пиджак» (висит в шкафу» «человек» (носит пиджак) «завод» (человек ходит работать на завод в пиджаке); «шкаф» «дерево» (материал для шкафа) «болты» (необходимы для сборки шкафа) «завод» (на нем сделаны болты) и т.п. Игру можно усложнить, предложив задание: составить логическую цепочку из слов не «сначала в конец», а наоборот. Например, по варианту I: «автомобиль лопата».

Упражнение «Способы применения предмета».
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем можно называть способы, взятые из реальной жизни, и способы придуманные, фантастические. В последнем случае, однако, надо обязательно сформулировать обоснование способа применения.
Вариант I: «книга».
Вариант II: «автомобиль».
Вариант III: «помидор».
Вариант IV: «дождь».
Например, по варианту III могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно съесть; сделать из него салат; добавить в борщ; положить растительную маску из помидора на лицо и пр. Из фантастических способов можно назвать: «Из огромного помидора можно сделать жилище; выжать помидор и сварить из сока красную краску; засушить помидор и сделать шляпу».

Упражнение «Выражение мысли другими словами»
Задается несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль должна быть передана другими словами.
Вариант I: «Нынешнее лето будет теплым».
Вариант II: «Девочка гуляет по улице».
Вариант III: «Я прочитал интересную книгу».
Вариант IV: «Ракета улетела далеко от Земли».
Например, по варианту I: «В самые длинные каникулы каждый день будет жарким».
В игру можно ввести элементы психокоррекции, если будут обыграны следующие фразы.
Вариант I: «Мама поругала сына за двойку».
Вариант II: «Я рассердился на свою младшую сестренку»
Вариант III: «Ученица опоздала в школу».
Вариант IV: «Я очень боюсь темноты». Например, когда фразу по варианту IV «Я очень боюсь темноты» участники повторяют другими словами, используя новые выражения, размывается исключительность ситуации. Опасения и тревоги участника становятся предметом общей коллективной игры и высказываются открыто и легко.

Упражнение «Заглавие»
Приготовьте небольшой рассказ объемом в 12-15 предложений. Прочитайте рассказ в группе и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы оно отражало основную идею текста. Желательно, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий.
Со старшеклассниками игру можно усложнить. Предложите первой команде придумать маленький рассказ. Вторая команда формулирует к нему 5-7 названий. Затем команды могут поменяться ролями.

III. ПУБЛИКАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ
Опубликованы следующие работы:
Статьи:
Bagnyukova E. B. Some psychological aspects of learning foreign language. // Education and Science: materials of the IX International research and practice conference, 2013 / Praga Publishing House, 2013 – p.53-55.
Bagnyukova E.B. Features of educational activity among teens. // Education and Science: materials of the IX International research and practice conference, 2014 / Praga Publishing House «Education and Science», 2014– p.63-65.
Bagnyukova E.B., Ponomarev P.A. Psychotherapeutic approach in teaching foreign languages. // Education and Science: materials of the X International research and practice conference, 2014 / Praga Publishing House «Education and Science», 2014 – p.50-52.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / Л. П. Баданина. – М. : Флинта ; МПСИ, 2008. – 240 с.
Бадмаева Н.Ц. Мотивационные факторы формирования мыслительных и мнемических способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2000. – 175с.
Заика Е.В. Комплекс игр для развития логической памяти учащихся // Вопросы психологии, 1991, №6. С. 83-89.
Система психологического сопровождения образовательногопроцесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг,учет и отчетность/ сост. И.В. Возняк [и др.].- Волгоград: Учитель:ИП Гринин Л.Е., 2014.-235с.
Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008.
Hall E. Т. Understanding Cultural Differences: Germans, French and Americans. Intereultural Press, 1990.

Gђ Заголовок 115