Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 1 класса по сказкотерапии на тему: «Я — гражданин России!»


Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 1 класса по сказкотерапии на тему: «Я - гражданин России!»
Автор и составитель:
психолог высшей квалификационной категории
Сухогузова Эльмира РаисовнаПояснительная записка
  Первый год обучения в школе является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Целями данной программы являются развитие определенных качеств личности, а именно :
-нравственно-волевых;
-самоконтроля;
-навыков общения;
-взаимодействие в коллективе;
-развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других;
-формирование позитивной Я-концепции;
-расширение общей осведомленности;
-развитие связной речи, активизация процессов мыслительных способностей, развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 
Краткое содержание занятий.
Окружающий мир многогранен и удивителен. Многие из нас мечтают побывать в разных уголках нашей многогранной страны - России, совершить путешествие во времени и в пространстве… Не у каждого из нас есть реальная возможность воочию увидеть стены Московского кремля, фонтаны Петергофа, Родину-Мать на Мамаевом кургане, великолепие Байкала, побродить по лабиринтам древнего кремля в Нижнем Новгороде, посетить Сочи – черноморскую жемчужину России и т.д. Для нас так важно во всем принять непосредственное участие. В связи с этим появляются виртуальные компьютерные игры, создающие иллюзию реальности. Однако современные психологи все чаще предупреждают о негативных последствиях подобных экспериментов с психикой человека. Чтобы этого избежать, мы моделируем мир в песочнице, сохраняя душевное равновесие.
Именно на песке мы можем себе позволить создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным городам, странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаём, проживаем и учимся (познаем то, что рядом с нами: животных, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, города, то как живут или жили люди) даже дети с проблемами в развитии надолго запоминают материал, изучаемый в подобных играх. 
На этих занятиях используется много разнообразных приемов, игр, упражнений, танцев. Большинство упражнений направлены на решение сразу нескольких задач.
Программа рассчитана на 12 занятий вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, «должен уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Приемы сказкотерапии позволяют в мягкой, экологичной форме преподнести необходимый материал. Курс заканчивается, когда обучающимся еще хочется путешествовать по сказке, используется эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие активным, стимулирует их способность к размышлению. 

Темы занятий – путешествий.
Занятие 1: «Бескрайняя Россия»
Занятие 2: «Символы России»
Занятие 3: «Москва – столица России»
Занятие 4: «Город Петра»
Занятие 5: «Мой родной Волгоград»
Занятие 6: «Золотое кольцо России»
Занятие 7: «Европейская часть России»
Занятие 8: «Урал»
Занятие 9: «Сибирь»
Занятие 10: «Дальний восток»
Занятие 11: «Великие люди земли русской»
Занятие 12: «Путь к звездам» 
Структура занятия.
1 Этап занятия «Введение в игровую ситуацию».
Средства: Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещание необыкновенных путешествий, приключений, испытаний.
Стиль поведения психолога: доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний. 
2 Этап занятия «Знакомство с игрой и ее героями».
Средства: прослушивание начала истории, сказки, стиха и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, города, замков, дворцов, кремля, морей, озер, рек, лесов – того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами. Стиль поведения психолога: позиция отстраненного рассказчика, доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства 
3 Этап занятия «Моделирование конфликта, трудностей».
Средства: детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает мир на песке (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.).
Стиль поведения психолога: создание ситуации в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом психолог может выступать «разрушителем», используя фигурки и куклы. 
4 Этап занятия «Выбор пути».
Средства: обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями города? - что же делать? - как быть? - сможешь ли ты помочь? (только ты (вы) с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этого города.)
Стиль поведения психолога: психолог заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Психолог убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка, применяя суггестивные интонации. 
5 Этап занятия «Борьба и победа».
Средства: дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они – мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочного города. Именно сейчас дети выступают Творцами – восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями, приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новом городе всем было удобно. Усиливается успешный опыт – детям благодарны все сказочные существа.
Стиль поведения психолога: он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку и доброту. 
6 Этап занятия «Утверждение победы».
Средства: спонтанное продолжение игры в которой происходит празднование победы.
Стиль поведения психолога: психолог спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникли в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если попадут в подобную ситуацию и пр. 
7 Этап занятия «Перспектива дальнейших приключений».
Средства: Рассказ о последующих путешествиях, приключениях, играх.
Стиль поведения психолога: психолог заинтриговывает ребенка. 

Ожидаемые результаты.
Дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом как настоящие патриоты Родины. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособленно, другой – распространиться на всю территорию песочницы. В песочных играх у детей включается механизм естественной регуляции взаимодействия. Дети получают бесценный опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия и толерантность, чего так недостает в современном невратизированном обществе.