Организация коррекционно-развивающего образования в рамках проекта «Мульттерапия»


Организация коррекционно-развивающего образования в рамках проекта «Мульттерапия»
Педагог-психолог
Пантелеева Екатерина Николаевна
МКОУ «Детский дом-школа» № 1 г. Бакала
В июне 2010 г. МКОУ «Детский дом-школа» № 1 г. Бакала был присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Формирование информационной культуры и медиакомпетентности коррекционных школ на основе цифровых образовательных ресурсов». А с января 2011 года в детском доме была создана мультстудия. На начальном этапе в создании мультфильмов помогали студенты Саткинского горно-керамического колледжа – филиала ГОУ ВПО «ЮУрГУ». В дальнейшем, мы приобрели штатив, фотоаппарат, цветной песок и др. материалы и сами освоили программу для создания мультфильмов. Студия мульттерапии на базе детского дома получила название «См@йл».
На занятиях мульттерапией ребята обучаются всем тонкостям мультипликации – они придумывают сюжет, пишут сценарий, рисуют декорации и лепят из пластилина героев мультфильма. Затем работают с камерой, звуком. Творят дети в группах по три-пять человек. Такого небольшого коллектива достаточно, чтобы снять небольшой мультфильм. К тому же, многим детям необходим индивидуальный подход и больше внимания. Внимание детей очень неустойчиво, им быстро надоедает однообразная деятельность. Поэтому при создании мультфильмов мы используем разные техники. Это и перекладка, и оригами, рисование красками, карандашами, лепка из пластилина, песок, крупа. У нас нет определенных рамок для участия в создании мультфильмов, занятия проходят по желанию детей. Несколько детей являются главными мультипликаторами и постоянными участниками и уже стали профессионалами в этой деятельности.
Мы используем мульттерапию как вспомогательный метод при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Творчество всегда считалось универсальным лекарством от психологических проблем и лучшим способом раскрасить жизнь в яркие тона. Поэтому различные методы арт-терапии давно уже используют при реабилитации взрослых и детей. Анимация же объединяет в себе большинство таких методов реабилитации – живопись, лепку, графику, фотографию, музыку, литературу, декоративно-прикладное искусство.
Кроме того, мульттерапия помогает детям, которые никогда не жили в положительной в семье, успешно социализироваться. Дети, воспитанные в интернатах и детдомах, выходя их них, оказываются не готовыми к взрослой жизни. И дело даже не в том, что у них нет элементарных бытовых знаний, они зачастую не умеют любить, дружить и доверять другому человеку. Между тем, совместная работа и общение в творческом коллективе вполне могут дать детям новые жизненные ориентиры. Ведь каким бы незамысловатым ни был детский мультфильм, в нем, как и в любом другом произведении, всегда есть мораль, положительные и отрицательные герои.
Важная организационно-психологическая ценность мульттерапии – это коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, развивает чувство команды, чувство общности достижения цели, социализирует ребенка. Воспитанники детского дома имеют ограниченный круг общения. Ограничено и пространство, в котором они живут – это детдом, школа. Для них оказаться в непривычной обстановке, самому снимать мультфильм оказалось новым и необычным занятием - никто из них никогда в жизни не занимался ничем подобным.
Дети, занимающиеся анимацией, стали более улыбчивыми, жизнерадостными и открытыми, что положительно влияет на их физическое здоровье. Снова и снова пересматривая свои мультфильмы, ребята чувствуют большую гордость, что именно они принимали участие в его создании, ощущают себя нужными и значимыми в этом мире.
Ход занятия
Создание мультфильма «Притча о найденном счастье»
Сценарий.
Начинаем работу с выбора темы мультфильма. Изначально был запрос создать мультфильм на тему семьи и семейных ценностей. Для этого была подобрана притча, которую дети смогли переделать для своего мультфильма. Теперь приступаем к выбору героев. Необходимо рассматривать любые идеи детей, ничего не отвергая, стимулировать фантазию детей вопросами «А что еще можно придумать?». Идеи можно записывать на доске или ватмане. Задача – придумать как можно больше вариантов, чтобы выбрать из них потом наиболее подходящие. После того, как каждый определится с героем, можно предложить описать своего героя – какой у него характер, что он любит делать и т.д. Герои нашего мультфильма: злой человек, добрый человек, маленький человечек, другие люди. После того, как действующие лица определены, нужно решить, что они будут делать. В истории должна быть завязка (с чего все началось?), действия (что произошло?), кульминация (переломный момент, нахождение решения), развязка (чем сердце успокоилось). Детям самим достаточно сложно выстраивать логическую цепочку, поэтому взрослому важно организовать процесс выдвижения идей, а потом эти идеи уложить в нужную форму.
Раскадровка.
После того, как сюжет обрисован, необходимо сделать раскадровку. Раскадровка – это отображение сюжета в картинках – комикс. В раскадровке действие разбивается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм.
Изготовление.
Приступая к изготовлению фигур, взрослому важно создать творческую атмосферу, подбадривать ребят, начать самому что-то изготавливать. Необходимо больше общаться, а не молчать, например, подробно обсуждать содержание каждого рисунка. Для данного мультфильма мы вырезали героев из белого картона, затем красками придавали им цвет. Также из картона были изготовлены облака, деревья, солнце, цветы, трава. Песок мы использовали для обозначения тропы.
Анимация. Непосредственное создание мультфильма.
Создание мультфильма происходит путем фотографирования каждого действия героев. Конечно, начинаем всегда с фотографирования названия мультфильма. Этот мультфильм был создан техникой перекладки.
Озвучка.
Записывающим устройством у нас служит ноутбук (можно использовать и фотоаппарат), записываются голоса детей по сюжету мультфильма. Необходимо позаботиться о разборчивости голоса и отсутствии лишних шумов. Дети, которым было сложно выучить текст, читали его с листочка. Далее подбирали музыку и также накладывали ее на сюжетные картинки. И так получался готовый мультфильм.
Монтаж мультфильма.
Для создания мультфильма мы используем простую программу Windows Live. Также можно использовать более сложные Vegas pro 10.0 и другие.
Просмотр мультфильма.
С большим удовольствием дети смотрят созданный ими мультфильм. Также свои мультфильмы мы демонстрируем для всех на большом экране во время проведения различных мероприятий.