Трагедия человека в гражданской войне ( по «Донским рассказам» М.А.Шолохова и «Конармии» И.Э.Бабеля)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6»

____________________________________________________________________________


Мирсаева Гузель Габтулловна












Трагедия человека в гражданской войне
( по «Донским рассказам» М.А.Шолохова
и «Конармии» И.Э.Бабеля)













Научный руководитель Ашуркина Т.И.,
учитель русского языка и литературы






г.Губкинский
2006





Содержание.
1.Введение3

2.Тема гражданской войны в литературе .5

3. Гражданская война как трагедия народа в «Конармии» И.Бабеля ....8

4. Гражданская война в изображении Шолохова....10

5. Сравнительный анализ изображения гражданской войны в произведениях
М.Шолохова и Бабеля.. 12

6. Заключение..16

7. Библиографический список..19







































Введение

Тема моего реферата «Трагедия человека в гражданской войне» по произведениям М.Шолохова и И.Бабеля.
Почему я выбрала эту тему?
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи.
Перешагнув рубеж 21 века, мы не должны забывать события начала 20 века, попытаться разобраться в них. История повторяется, когда мы забываем ее уроки. Литература в изображении этих событий многолика и противоречива.
Цель реферата: сравнить изображение гражданской войны и красноармейцев в произведениях Бабеля и Шолохова.
Задачи:
Изучить произведения М.Шолохова «Донские рассказы» и И.Бабеля «Конармия».
Изучить критическую литературу по данным произведениям.
Выяснить, что сближает писателей в изображении гражданской войны и что отличает.
Выяснить, как авторами изображены главные герои гражданской войны - красноармейцы.
Предмет исследования: рассказы И.Бабеля из сборника «Конармия»; рассказы М.А.Шолохова из сборника «Донские рассказы».
Субъект исследования: герои рассказов Шолохова и Бабеля.
Методы исследования: чтение рассказов Шолохова и Бабеля, изучение критической литературы по данному вопросу, подбор и группировка материала, сравнительный анализ произведений.
Анализ литературы
«Донские рассказы» М.Шолохова литературной критикой были приняты сразу и безоговорочно. А.Серафимович, отмечая их высокое художественное достоинство, писал: « Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, яркоОгромное знание того, о чем рассказывает Умение выбирать из многих признаков наихарактернейшие». Рецензент «Нового мира» писал: « Книга «Донские рассказы» займет далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны». Мне близки обе точки зрения.
С публикацией рассказов из цикла «Конармия» творчество Бабеля стало предметом серьезных споров. Легендарный командарм С.Буденный выступил с гневным протестом против очернительства и окарикатуривания своих бойцов, утверждал, что «Конармия» -«поэзия бандитизма», клевета на Красную Армию .
В.Полонский и А.Вронский, одни из лучших критиков, старались оградить писателя от подобных обвинений. Оба критика писали, что Бабель приветствует революцию, несмотря на все ее противоречия и перехлесты. А.Вронский считал, что писателю важнее всего «выразить свое художественное мироощущение». Сам Бабель объяснял, что создание героической истории Первой конной не входило в его намерения. На защиту Бабеля встал и М.Горький, открывший литературный талант писателя. Горький говорил о том, что Бабель изобразил красноармейцев живописнее, чем Гоголь запорожцев. И все же напряжение вокруг имени Бабеля сохранялось, хотя «Конармия» непрерывно переиздавалась (в 1930 очередное издание разошлось в течение семи дней, и Госиздат приступил к подготовке очередного выпуска).
Прочитав критические статьи В.Шкловского, А.Воронского, А.Лежнева и В.Полонского, написанные о Бабеле, я сделала вывод, что они в целом дают творчеству Бабеля положительную оценку. В частности, о Бабеле говорили как об основоположнике такого писательского жанра, который только начинал появляться во времена Республики Советов, жанра индивидуального, который, как утверждали критики, все остальные писатели могли лишь повторять. Только С.Буденный говорил о нем как о писателе, не знавшем целей военных действий в стране, следовательно, как он полагал, Бабель клеветал на Первую конную.
Но мне наиболее близким показалось высказывание А.Лежнева. Он говорит о Бабеле как о «мастере, выдерживающем годами, как вино в подвалах, свои новеллы под спудом. Бабель краток, насыщен, ясен и выразителен. Он не похож ни на одного из своих современников». Критик восхищается бабелевским стилистическим истоком, его русско-еврейским, одесским жаргоном, который был введен в литературу Юшкевичем.
По моему мнению, Бабель как настоящий художник слова изобразил революцию так, как чувствовал и видел. Он ни в коем случае не шел против народа, образ которого с такой яркостью и натурализмом нарисован в его рассказах.
В начале своей работы я выдвигаю в качестве рабочей следующую гипотезу : гражданская война, как и любая другая, является испытанием для народа, изменяет его ценности, внутренний мир, психологию и судьбу. Приемы изображения данного исторического события обусловлены рядом причин: социальным статусом писателя, его отношением к событию, его мировоззрением, образованием, воспитанием .
Тема гражданской войны в литературе

Революция - огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. Лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.
Эта проблема изначально подразумевала два выхода: или писатель принимал революцию и автоматически становился ее верным певцом, или не принимал, в результате чего оказывал ей явное или тайное сопротивление.
Писатель всегда ждет от мощного политического события эстетического взрыва и обжигается на чудовищных моральных последствиях. "Слушать музыку революции" всегда опасно; она завораживает, но в итоге дает слишком сильные звуковые эффекты. Семнадцатый год разбудил и юридически оформил колоссальный всплеск насилия, сделав его движущей силой отечественной культуры на много лет вперед.
Октябрьская революция - важнейший этап в истории человечества - породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.
Много произведений было написано о революции и контрреволюции. Писатели старались понять, что двигало народом в переломный момент истории, в чем заключалась та правда жизни, которую они защищали. Почему народ направил свою ненависть даже по отношению к тем, кто пытался разбудить его на протяжении столетий, боролся за его независимость - против интеллигенции?
Писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.
В числе писателей, отразивших эти переломные моменты в истории страны, были те, которые «к штыку приравняли перо» : А. Фадеев, написавший роман «Разгром»; Н.Островский , воплотивший опыт революции и гражданской войны в романе «Как закалялась сталь»; М.Шолохов, которому принесли известность «Донские рассказы»; И.Бабель, «Конармия» которого была неоднозначно принята литературными критиками.
Свое видение революции и гражданской войны показано в романе М.Булгакова «Белая гвардия», в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Революцию приветствовали и воспевали в разные периоды своего творчества В.Маяковский, А.Блок, С.Есенин.
В романе М.Горького «Мать» показано, как революция изменяет внутренний мир человека, способствует нравственному пробуждению человека.
Революционное настоящее показано в романе А.Платонова «Котлован», а будущее тоталитарного общества - в романе Е.Замятина «Мы».
В своей работе я хочу обратиться к творчеству И. Бабеля и М. Шолохова, выяснить, как изобразили эти два писателя в своих произведениях крах старого мира и зарождение общества нового типа. Как изображены события и герои революции и гражданской войны? Что изменилось в жизни людей, в их характерах, психологии, мировоззрении?
Что мне дает право провести сравнительный анализ произведений о гражданской войне именно этих авторов? Что же у них общего?
Об этом я буду говорить по ходу работы. Сейчас хотелось бы сказать несколько объяснений по поводу своей позиции.
Оба писателя восторженно встретили революцию.
Оба – участники, свидетели описываемых ими событий. В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Он приехал на фронт как корреспондент газеты «Красный кавалерист» - Кирилл Васильевич Лютов, русский. Двигаясь с частями, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий.
М. Шолохов участвовал в гражданской войне и установлении Советской власти на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистом, делопроизводителем, продовольственным инспектором. Работал в комбедах по изъятию хлеба, и в 1922 был осужден условно на 1 год за превышение власти.
Таким образом, о событиях, которые изображены И. Бабелем в «Конармии», М. Шолоховым в “Донских рассказах”, оба писателя знали не понаслышке, в этих рассказах они описали все, что происходило у них на глазах.
Рассказы данных писателей объединяет не только общая историческая основа, но и герои. Это казаки.
Сборники состоят из рассказов , объединенных общей темой, но в качестве героев выступают каждый раз новые. Особенно это касается «Донских рассказов» М.Шолохова. Рассказы из «Конармии» И.Бабеля объединены образом рассказчика.
И «Донские рассказы» М.Шолохова, и «Конармия» И.Бабеля не остались не замеченными критиками и общественностью.
Если рассказы Шолохова были приняты с единодушным одобрением, то отношение к рассказам Бабеля было противоречивым. Долгое время они были под запретом в связи со смертью Бабеля в сталинских застенках.
Почему же такая разная судьба у писателей и их рассказов?
Постараемся выяснить это в работе.
Итак, моя задача разобраться, почему произведения Шолохова были приняты властью, а произведения Бабеля сначала запрещены, а затем все же забыты. Ведь ответом на этот вопрос может послужить изображение гражданской войны и главных ее героев.

































Трагедия человека в гражданской войне в «Конармии» И.Бабеля

И. Бабель был одним из известных революционных писателей, сложных в человеческом и литературном понимании. Складывается такое впечатление, что и после его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не разрешен.
И. Э.Бабель родился в 1894 году в Одессе, на Молдаванке, в состоятельной и образованной еврейской семье. Как вспоминал позднее Бабель, дома его заставляли заниматься множеством наук, и до шестнадцати лет он « по настоянию отца», изучал еврейский язык, Библию, Талмуд.
В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Его первые рассказы о Конармии вызвали бурную отрицательную реакцию самого Буденного. Это и неудивительно: уже тогда нарождался стиль воспевания побед
большевиков и различных их свершений, критика была недопустима. Бабеля его собственный командарм обозвал так: «... дегенерат от литературы, Бабель оплевывает художественной слюной классовой ненависти» конармейцев. Но помог М. Горький, который знал цену таланту этого писателя. Возражая Буденному, М. Горький очень высоко оценил бабелевскую “Конармию” и даже сказал, что писатель изобразил героев своей книги красочней, «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев». Но мы знаем, что Горький сам вступил в конфликт с тоталитарным режимом Сталина, и Бабель потерял последнюю защиту. В 1939 году Бабель был арестован и вскоре погиб. Во времена «хрущевской оттепели» о Бабеле вновь заговорили. Вышла его книга “Избранное”. Но официальная литературная реабилитация Бабеля шла медленно. «Оттепель» закончилась, и писатель вновь подвергся резкой критике в стиле буденновской, но теперь ему вменяли в вину антинаучные взгляды и концепции. В чем же состояли его так называемые антинаучные взгляды? Мне кажется, прежде всего, в том, что советская цензура той поры отодвигала в тень произведения о революции и гражданской войне тех писателей, которые откровенно говорили о своей эпохе.
Сейчас, когда русскому читателю полностью возвращено творческое наследие этого замечательного писателя, мы видим, как были неправы те, кто обвинял его в измене собственному народу. Во всех своих произведениях о революции и гражданской войне Бабель обличал несправедливые обвинения, стоившие жизни многим неповинным людям, настигшие и его самого.
Роман «Конармия» занимает ведущее место в творчестве Бабеля. Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Роман состоит из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица. Главный герой - Кирилл Васильевич Лютов. Под этим именем Бабель сражался в рядах Красной Армии. Лютов выражает взгляды писателя.
Герой-рассказчик попадает в мир людей малообразованных, невежественных, одичавших от войны. Бабель лишает описываемые им события героического ореола, как это было принято в официальной литературе, обнажает ужасающий лик войны. Сочувствие автора на стороне жертв гражданской войны, местных жителей тех деревень и городов, по которым проходят казаки Первой конной армии.
Изображая красноармейцев жестокими садистами, Бабель нарушает установленную традицию в изображении революционных, а значит справедливых войн. Герой, сражающийся на стороне красных, должен наделяться всеми мыслимыми добродетелями. С какой целью делает это Бабель?
Для него любая война, даже гражданская, противоестественна по своей сути. Ни в коем случае он не обвиняет своих героев, что они такие, какие есть. Ведь культура и нравственность не даются с рождением, они вырабатываются в течение всей жизни. Более того, даже культурный человек, попадая в ситуацию войны, не способен в полной мере сохранить свое человеческое лицо.
Заслуга И.Бабеля в том, что он остается последовательным в своем творчестве, как писатель-гуманист отвергает любую войну и изображает картину событий и ее героев в том виде, какой она ему представилась. Рисуя правду, он совершает человеческий и гражданский подвиг. Именно такими соображениями руководствовалась Анна Политковская, журналист, глазами которой мы видели правду войны в Чечне. Насколько честной была эта правда, подтвердила судьба журналиста и ее заказное убийство.
Автор не случайно сделал главным героем человека чужеродного, интеллигентного, образованного, так как только такой человек мог осмыслить и понять всю трагичность революции. Для Бабеля трагедия гражданской войны заключается в том, что она убивает душу человека, размывая грань дозволенного, обесценивает главные человеческие ценности и качества: жизнь, человечность, милосердие. За братоубийственные войны человечество платит слишком высокую цену, уничтожая гуманистические традиции, веками накапливаемые народом.



Изображение человека в гражданской войне в рассказах М.А.Шолохова.

М. Шолохов родился на Хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшая революция и гражданская война помешали продолжить образование. Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступает в продовольственный отряд. В конце 1922 г. приезжает в Москву, чтобы учиться. Но пришлось работать и грузчиком, и каменщиком, и счетоводом, и делопроизводителем. В 1924 г. увидел свет его первый рассказ «Родинка», опубликованный в «Молодом комсомольце».
В 1925 г. состоялась встреча с А.Серафимовичем, к которому Шолохов сохранит благодарность на всю жизнь.
В газетах и журналах того времени появляются рассказы, впоследствии объединенные в сборник «Донские рассказы». Эти рассказы получили в критике положительную оценку. «Это не только проба пера, но и прекрасный дебют писателя», -говорил биограф писателя И.Лежнев. Рецензент «Нового мира» считал, что «Донские рассказы» займут далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны. Сам Шолохов признавался, что в «Донских рассказах» он старался писать правду жизни, писать о том, что более всего волновало его, было злобой дня для партии и народа. Известный факт из его биографии , что Шолохов был осужден за превышение власти при изъятии хлебных излишек, говорит о многом.
Чувствуется, что «Донские рассказы» написаны по горячим следам и заслуживают внимания как документы истории. Шолохов рассказывает о самом ужасном, трагическом в жизни народа в тот период. В рассказах много смертей, нечеловеческих мук.
Все рассказы о столкновении белого и красного казачества. Что существенно в принципах изображения Шолохова, «красные» у него действительно красные, а белые - белые. Все, кто борется за правое дело, за счастье народа, согреты теплом шолоховского сердца. Писатель верит свом героям, поддерживает их в трудную минуту жизни, поскольку видит, что все эти люди норовистые, упрямые, встанут на защиту человека даже тогда, когда смерть глядит им в лицо.
В «Донских рассказах» Шолохова умело сочетается изображение образа молодого современника, борющегося со злом, расчищающего дорогу к будущему, с жестокой правдой жизни.
Шолохов прожил долгую и полную испытаний жизнь . Он лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, в Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из главных улиц станицы была названа Шолоховской. Он был обласкан всеми властителями советского времени - Сталиным, Хрущевым, Брежневым.
Но это только внешние стороны жизни великого писателя. В письмах к Сталину раскрывается его ощущение трагедии того времени, когда повсеместно вершились суды без следствия В этих письмах он выступает народным заступником. И не раз он сам находился под ударом, проводил бессонные ночи в ожидании ареста. Спасали его лишь личное мужество и народная любовь.
К теме изображения гражданской войны Шолохов обратится в романе «Тихий Дон». Это говорит о том, что эта тема не была для проходящей, временной, а очень важной, наболевшей.



























Сравнение рассказов М.Шолохова и И.Бабеля

Для сравнения изображения человека в гражданской войне я выбрала рассказы Шолохова «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя» и расскаы Бабеля «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча».
В основу этих рассказов положены сходные ситуации, которые имели место сплошь и рядом в то трагическое время: ненависть сталкивает в войне людей, родных по крови. Отцы в силу своего возраста и опыта прожитой жизни защищают старое время и старые порядки, сыновья сражаются на стороне новых хозяев молодой страны большевиков,т.е. отцы на стороне белых, а сыновья - на стороне красных.
Главный герой рассказа «Родинка» - Николка Кошевой. Он командир эскадрона, член РКСМ , и ему всего 18 лет.
Отец-казак пропал в германскую, мать умерла. До пятнадцати лет мыкался по работникам, потом ушел с красными на Врангеля.
Ликвидировал без урона две банды. Полгода водил эскадрон в бои.
Он устал от войны, мечтает об учебе. «Опостылело все Опять кровь, я уж уморился так жить». Эти слова Николки подчеркивают его человечность, его душа сопротивляется жизни, которая несет смерть и кровь.
Но рыщут еще по земле белогвардейские банды, и не пришло еще время сесть Николке за парту и научиться, как управлять молодой республикой.
Гоняясь за бандой, Николка не знает, что атаман банды - пропавший в германскую его отец.
Перевес в этом бою на стороне банды. Суждено Николке погибнуть от руки его отца. Но отец не знает, на кого замахивается своей острой шашкой. Описание убийства атаманом командира эскадрона Николки Кошевого в бою лаконичное: «шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь».
Стаскивая с убитого красного командира сапоги, атаман « на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо» и понял, что убил своего сына.
Но не испытывает он в эту минуту торжества победы над врагом, над изменником своей веры и правды: « Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову , руки измазал в крови, выползавшей изо рта , всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:
- Сынок!..Николушка!.. Родной! Кровинушка моя
Чернея, крикнул:
- Да скажи же хоть слово! Как же это, а?
Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело»
Развязка рассказа : « К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот» трагическая. Жизнь отца потеряла смысл, когда он убил собственного сына.
Пейзаж в рассказе Шолохова созвучен трагедии героев: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью отерханный, упали плывущие тени».
Послесловие рассказа говорит читателю о том, что жизнь не стоит на месте, опять землю топчут конные, а значит опять где-то лютует банда: « А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник. Сорвался и растаял в сереньком, по-осеннему бесцветном небе».

В основе рассказа И.Бабеля «Письмо» лежит сходная ситуация: отец служит белым, сыновья - за красных. Жанр рассказа - письмо, написанное мальчиком Курдюковым своей матери. Василий сообщает матери, что служит в красной Конной армии товарища Буденного. Просит мать выслать ему посылку. Справляется насчет своего коня Степы. И только во вторых строках своего письма описывает матери, как папаша «порубали брата Федора Тимофеевича Курдюкова тому назад с год времени». Чем это можно объяснить? Прошел год: чувства притупились или у человека отсутствует зов родной крови. Другой брат, Семен Тимофеевич, мстит за убитого брата, своими руками убивает отца, хотя отец уже находился в тюрьме и ожидал суда и следствия. И Васька с сожалением пишет матери, что не может описать матери, «как кончали папашу». В образах Курдюковых писатель изображает хладнокровие, с которым один убивает отца, а другой сообщает об этом. Война ожесточила их сердца, приучила их жить сегодняшним днем, заботами о хлебе насущном, о физической составляющей своего тела: « Давали нам хлеб по два фунта в день, мяса полфунта и сахару подходяще»; «в обед я заходил к брату Семен Тимофеевичу за блинами или гусятиной и опосля этого лягал отдыхать».


В рассказе Шолохова «Продкомиссар» главный герой рассказа - Игнашка Бодягин. Назначен окружным продкомиссаром. Отец выгнал его из дома в четырнадцать лет, когда Игнаха , увидев, как отец ударил работника по зубам за то, что сломал зубец у вил, сказал:
- Сволочь ты, батя
Отец испорол сына до крови чересседельней и велел идти по миру.
И вот спустя шесть лет Игнаха оказался в родном селе продкомиссаром. Двух казаков, в том числе отца Игнахи за сопротивление, оказанное при обыске, решено было расстрелять.
Встретившись спустя шесть лет, не испытывают к друг другу ничего, кроме ненависти. Отец расстрелян. В приведении приговора о расстреле в действие нет злорадства, упоения местью, лишь слышно звучат последние слова сына: «Не серчай, батя» Игнаха просто не может поступить иначе, ведь он назначен окружным комиссаром. Если бы на нем не лежала такая ответственность, может быть, он и поступил иначе.
Игнаху тоже находит смерть. Его убивают восставшие против Советской власти казаки. Но перед смертью Игнаха спасает замерзающего у дороги мальчишку, что стоит ему собственной жизни. В образе этого молодого человека, строителя будущего, Шолохов подчеркивает самопожертвование и доброту, мужество и стойкость.

В рассказе Шолохова « Шибалково семя» казачка Дарья, которую из жалости приютил отряд, оказалась шпионкой, подосланной бандой Игнатьева. Шибалок, пулеметчик при отряде, прикипел к ней, но узнав, что из-за ее донесений погибали его товарищи, понимает, что Дарья должна умереть, несмотря на то, что Дарья родила от него сына. Казаки сначала хотели самого Шибалка прикончить, если он не прикончит Дарью и ее малыша. Шибалок умолил оставить сына в обмен на смерть Дарьи. Он собственноручно исполняет приказ.
Смерть Дарьи здесь оправдана всем ходом повествования, автор понимает поступок героя и поддерживает его. Идет война, не может быть полутонов. Если ты оказался врагом - получи пулю. Шибалок показан как настоящий красноармеец, у которого классовая совесть не дремлет. Когда Дарье нужна была помощь, он проявил сострадание, взаимопомощь, он даже полюбил ее. Но простить предательство он не в силах. Шибалок открывается нам как любящий и заботливый отец, он лишь до времени, когда окончатся военные действия, отдает младенца в детский дом.

В рассказе « Соль» И.Бабеля также женщина оказывается жертвой революционно настроенных масс . Сюжет рассказа таков : красноармейцы посадили в свой вагон на станции женщину с ребенком. При прошествии времени красноармейцам показалось странным, что же это за ребенок такой: есть не просит, не плачет Развернув пеленки, они увидели «добрый пудовик соли». Разговор с врагами Советской власти, с мешочниками короток: « И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики». Чем обусловлен этот поступок? « вы, гнусная гражданочка, есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал, который с вострой шашкой грозится нам » Герой не просто видит мешочницу, но « несказанную Рассею вокруг нее, и крестьянские поля без колоса, и товарищей, которые много ездют на фронт, но мало возвращаются» Вот такое видение поступка героини заслоняет от него саму виновницу его расстройства, реальность происходящего и, самое главное, человечность, законы нравственности.

В рассказе И.Бабеля «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча» бывший пастух а нынче генерал Матвей Родионович рассказывает, как отомстил за все притеснения барину Никитинскому потому, что ему не заплатили за работу. От его слов веет первобытной жестокостью, неистовством, бесчеловечностью: « И тогда я потоптал барина моего Никитинского. Я час его топтал или более часу Стрельбой, - я так выскажу,- от человека только отделаться можно: стрельба - это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается. Но я , бывает, себя не жалею, я, бывает, врага час топчу или более часу, мне желательно жизнь узнать, какая она у нас есть» Человеческая жизнь обесценилась, людьми, которые строят новый мир, овладела ничем не оправданная жестокость. Так и слышится сквозь строчки голос автора: «Ненавижу войну».

















Заключение
Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть проявляется особенно остро.
Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, чему стали подтверждением рассказы Бабеля и Шолохова. Трагизм изображаемых событий здесь предельно обнажен.
Гражданская война стала испытанием не только для людей, по судьбам которых проехалось красное колесо истории, но и для писателей. Одним из них она стоила жизни, другим сделки с собственной совестью.
В результате работы над темой своего исследования я пришла к следующим выводам:
1. История ворвалась в жизнь людей. Век 19 с его традициями, укладом жизни сменяет век 20, наполненный событиями бурными и трагическими.
2. В рассказах Бабеля и Шолохова отражена жизнь в экстремальных условиях, ведь война - даже за прекрасные идеалы революции это всегда условия, отличные от нормальной жизни. Люди, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные, политические, объединяются в белых и красных и начинают убивать друг друга, искренне веря, что совершают благие дела.
3. У Шолохова нет полутонов. «Красный» действительно красен, а белый бел. Молодость не помеха храбрости и стойкости в образе Николки Кошевого, героя рассказа «Родинка»; Шолохов восхищается человечностью Игната Бодягина, героя рассказа «Продкомиссар»; оправдывает поступок Митьки из рассказа «Бахчевник». Образы врагов революции поражают неоправданной жестокостью, ненавистью, бесчеловечностью ( отец Игната Бодягина, издевавшийся над своими работниками, оказавший сопротивление Советской власти; отец Митьки и Федора, назначенный комендантом при военно-полевом суде и при поддержке белого казачества расправлявшийся с красноармейцами; забивший до смерти свою жену).
4. И.Бабель изображает казаков, служивших в армии Буденного, ненавидевших местных жителей только за то, что у них был другой быт, язык, культура, презиравших их за принадлежность к другой национальности, за то, что они евреи, поляки или украинцы, за то, что они хотят сохранить прежний уклад жизни. Его герои, вопреки сложившейся традиции изображать красноармейцев только с положительной стороны, очень противоречивы. Писатель показывает наряду с героизмом грубость и даже жестокость солдат конармии Буденного по отношению к мирному населению. Насилие стало для них обычным делом. Читатель видит много, очень много крови ни в чем не повинных людей. Для бабелевских красноармейцев не остается никаких запретов, они уже ничего не боятся, их ничто не сдерживает ( рассказ «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»). Автор не идеализирует своих героев, как это было принято в советской литературе.
5. Герои Шолохова молодые. Николке Кошевому 18 лет, Григорию Фролову из рассказа «Пастух» - 19 лет, его сестре Дунятке - 17 лет. Случайно ли это? Для них, молодых, устраивается новая жизнь, когда они не будут испытывать нужды в хлебе, станут учиться. А значит, рассказы Шолохова проникнуты оптимизмом: преодолеются все невзгоды, утихнет боль утрат, начнется новая справедливая жизнь.
6. В рассказах Бабеля нет такой уверенности. Бабель, окунувшись в страстную стихию революции, не понимает, где правда, где ложь, одно ему понятно: «Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». Бабель не оправдывает подобную жестокость, мы понимаем его невысказанную мысль, что нужно искать другой путь в новую жизнь.
7. Шолохов через поступки и мысли своих героев дает понять, что другой дороги нет, революция, пусть с кровью, жестокостью единственный способ что-то изменить на земле. Шолохов объясняет причины революции и гражданской войны картинами нищенской жизни людей, голодом, эксплуатацией и жестокостью ( рассказ «Алешкино сердце»).
8. Бабель видит отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Подчас Бабель использует, как мне кажется, силу гиперболизации, как Салтыков-Щедрин, с художественной целью. С помощью художественного преувеличения показывает опасность переделки мира любыми способами.
9.У Бабеля и Шолохова есть существенные отличия и в характеристике героев. Так, например, Бабель пишет об истинном большевике: «...молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик, беспечный сифилитик, неторопливый враль» ( «Прищепа»). Совсем другого человека мы видим в описании Николки Кошевого, командира эскадрона, храброго, лихого, преданного революции: « Мальчишка ведь, пацаненок, а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!» ( «Родинка»).
Задачи и цели, поставленные в начале работы, можно считать выполненными. Мне удалось на основе изучения произведений, критической литературы, знакомства с творческой и личной биографией писателей провести сравнительный анализ изображения гражданской войны, образов красноармейцев в рассказах М.Шолохова «Донские рассказы» и в рассказах И.Бабеля из «Конармии».
Можно с очевидностью утверждать, почему удалась жизнь Шолохова и так трагически оборвалась жизнь Бабеля. Писатели жили во время жестокой классовой борьбы, когда не допускалось различий в трактовке образов красноармейцев и значения гражданской войны, когда господствовал принцип социалистического реализма в литературе. Точка зрения Шолохова на происходящее в то время в стране совпала с общепринятой, а честный взгляд Бабеля обрек его на смерть и забвение.
Это сейчас мы понимаем, что каждый писатель индивидуален, каждый видит жизнь
по-своему. Возможно, кто-то сделает упрек Шолохову за некоторый схематизм его героев, а Исаака Бабеля упрекнет в излишнем натурализме. Но для нас, читателей, их произведения как бы дополняют друг друга. И полные надежды на прекрасное будущее «Донские рассказы», и запутанный, сложный, но одновременно очень правдивый и честный сборник рассказов «Конармия» представляют сложную картину революционного времени.
Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. В том числе для Шолохова ( как покажет роман «Тихий Дон») и для Бабеля.
Результаты моего исследования могут стать вспомогательным материалом при изучении темы гражданской войны на уроках литературы.
Следующим этапом работы над этой сложной темой может стать сравнительный анализ изображения человека в гражданской войне по «Конармии» И.Бабеля и роману А.Фадеева «Разгром».










.







Библиографический список
1. Бабель И.Э. Избранное.-М.: Олимп; Издательство АСТ,1996.
2. Бабель И.Э. Статьи и материалы. Под редакцией Б.К.Казанского и Ю.Н.Тынянова.Л., 1996.
3. Петелин В.В. М.Шолохов. Страницы жизни и творчества.- М., 1990.
4. Шолохов М.А. Рассказы.- М.: Дрофа: Вече,2002









13PAGE 15


13PAGE 14915




15