Конспект занятия по Речевому развитию В гостях у старичка-Лесовичка


Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "В гости к Старичку-Лесовичку"-конкурсПрограммное содержание:Учить правильной постановке языка при произношении звуков [c] и [с’]; учить контролировать силу выдоха; учить подбирать родственные (однокоренные) слова; закрепить умение четко произносить звуки [c] и [с’] в чистоговорках, слогах и словах; закрепить умение находить место звуков в заданных словах; закрепить навыки артикуляционной гимнастики; укрепить мышцы артикуляционного аппарата; воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;закрепить название зимующих птиц.Оборудование:Раздаточный материал: карточки, альбомные листы с перфокартами, фломастеры, снежинки.Демонстрационный материал: птицы – синица, снегирь, свиристель, сорока, клест, белка. Старичок – Лесовичок, следы птиц, иллюстрации березы в «зимнем уборе», конверт с заданиями, корзина с заданием, красивая коробочка с заданием, елка с карточками, мольберт с изображением Старичка-Лесовичка.Ход занятия.Воспитатель:- Дети, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи. Мы будем продолжать работать со звуком, а вот с каким, вы должны догадаться сами. Послушайте скороговорку и определите, какой звук в ней выделяется.«ВЕЗЁТ СЕНЯ С САНЕЙ СОНЮ НА САНЯХ».Дети:– Звуки [c] и [с’];Воспитатель: – Повторите скороговорку (3 – 4 ребенка)Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит письмо.Воспитатель:– Вот так да, письмо. Что же написано на конверте? Адрес. Кому это письмо отправлено. Кто назовет адрес нашего детского сада?Дети:- П.Пионерский детский сад «Росинка»Воспитатель: - Правильно назвали. И здесь написан тот же адрес- П.Пионерский детский сад «Росинка».. Значит нам. От кого оно? От Старичка – Лесовичка. Давайте прочитаем, что там написано. «Здравствуйте дети. Пишет вам Старичок – Лесовичок. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока – белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне. Что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости, в лес. Чтобы узнать, правду ли мне сказала сорока. Дорогу ко мне вы найдете по - следам. Но пойти ко мне смогут только те дети, кто правильно выберет карточку с изображением, в названии которого есть звуки [c] и [с’] и определяет его место в слове. Счастливого вам пути. Ваш друг Старичок – Лесовичок». Воспитатель достает из конверта карточки. ( Работа по карточкам)Воспитатель:– Молодцы правильно выбрали и назвали. Ну что, в путь? Смотрите, что это?Дети:– Это следы птицы – синицы. Они нам дорогу показывают.Воспитатель: – Хорошо, на какой звук начинается слово синица?Дети: - на звук [с’].Воспитатель: -Подскажите песенку синицы.Дети: - Синь – синь – синь.Воспитатель:– Хорошо. А сейчас девочки, мальчики, вместе пойдемте по этим следам. Идти нужно осторожно на носочках.Дети идут по следам синицы.Воспитатель:- Вот и закончились следы. А вот и синица сидит, корзину караулит. Посмотрим, что в ней. Это задание от Старичка – Лесовичка. – « Моя знакомая белочка спрятала осенью орешки, а сейчас ищет. Помогите белке».Артикуляционная гимнастика.1. Увидела орешек – удивилась: - «Какой большой» Губы вытянуть вперед не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5 – 10 сек. Упражнения вырабатывает движении губ, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность ;2. А потом обрадовалась, - улыбнулась. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая передние и верхние передние зубы , укрепляя мышцы губ, способствуют их подвижности.3. Сорвала орешек и спрятала его за щеку.Рот закрыт. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек». С начало правую затем левую щеки. Упражнение развивает произвольное движение языка и щек.Повторить 3 раза.Воспитатель:- Молодцы помогли белочке. Смотрите еще чьи – то следы.Дети: -Это следы снегиря, на звук [c].Воспитатель: - Пропойте песню снегиря. Дети :- Сью – сью – сью.(тихо, громко, нормально).Воспитатель:– Пойдемте по следам снегиря. Дети идут по следам снегиря слегка покачиваясь.Воспитатель:- А вот и сам снегирь сидит. Крылья снегом припорошило, летать не может. Поможем снегирю.Дыхательное упражнение «Снегирь»Сел на ветку снегирь: - Дети взмахивают кистями рук.Ф – ф, ф – ф. - Коротко, активно выдыхают.На него упал снежок - Ударяют кончиками пальцев одной руки по ладони второй.Ф – Ф, Ф – Ф. - коротко со средним упором выдыхают.Ветерок, подуй слегка - Качают поднятыми руками над головой.Ф – Ф, Ф – Ф. - Коротко легко выдыхают.Отряхни нам снегиря - Стряхивают кисти рук.Ф – Ф – Ф – Ф – Ф. - Продолжительный выдох.Упражнения вырабатывает правильный выдох различной силы.Отряхнули снегиря. Задышал он, закрутил головой.Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо – вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево. Повторите 3 раза.Подышал снегирь расправил крылья и полетел, только крыльями воздух рассек. –С – С – С – С – С. Все вместе.Конверт остался. Что же в нем? Задание от Старичка –Лесовичка . « На моей лесной красавице елке висят карточки со словами в которых есть звук [c] и [с’]. Определите место этим звукам в словах.Работа по карточкам.Воспитатель: - Молодцы. Хорошо справились с заданием. А вот еще следы. Как вы думаете, чьи они?Дети:- Это следы сороки. Звук [c] в начале слова.Воспитатель – Пойдемте по следам.(легкими прыжками со следа на след)А вот и сорока сидит, коробочку караулит. Посмотрим, что в ней.«Повторите слоги правильно»Са – со – су – сыИс – ус – ас – эс «Назовите лишний слог »Ас – ос – уж – ыс.Ос – яс – ис – юш.Ша – се – су – си.Се – зы – сю – си.«Спойте сорочью песенку»Дети: – Стрек – стрек – стрек.Воспитатель:- Молодцы. Вот ведь сорока – белобока совсем нас заговорила – застрекотала. А нам надо к Старичку – Лесовичку идти. Давайте посмотрим, чьи следы поведут нас дальше? Дети: -Следы свиристели. Звук [c] в начале и в середине слова.Воспитатель: - Пойдемте по этим следам.(легкий медленный бег)Смотрите. Что это за птица, как она называется?Дети:-Это свиристель.Воспитатель: - Правильно свиристель. Она в конверте принесла задание. Что же там написано? Подобрать однокоренные слова к слову снег. (снежинка, снеговик,Снегурочка, снегопад, снегирь, снежок, снежки).-Молодцы.«Добавьте слова в стихотворение».Тихо-тихо, как во снеПадает на землю ……(снег).С неба все скользят пушинкиСеребристые ……(снежинки)На поляны, на лужок Тихо сыплется…(снежок)Вот веселье для ребятВсе сильнее …(снегопад)Все бегут вперегонки,Все хотят играть в… (снежки)Словно в белый пуховикНарядился …(снеговик)Рядом снежная фигурка Это девочка …(Снегурка)На снегу–то, посмотри,С красной грудкой ...(снегири)Словно в сказке, как во сне,Падают на землю…(снег).Какие слова вы добавили?Дети:– Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.Воспитатель: – На какое слово все они похожи?Дети: - На слово «снег».Воспитатель: – На какой звук начинается эти слова?Дети:- На звук [c].Воспитатель: - Правильно, и однокоренные слова назвали, и слова правильно добавили. Воспитатель: - Вот еще следы.Дети:– Эти следы оставил клест. Звук [c] в середине слова.Воспитатель:– Пойдемте по следам. (хождение по следам на полусогнутых в коленях ногах)А вот и клест сидит. Березами любуется.(Иллюстрация с березами).Воспитатель: -Что можно сказать об этих березах?Дети: - Березы стоят в белоснежном уборе.- Белоснежные березы оделись в снежный убор.Воспитатель:- Кто расскажет стихотворение С. Есенина «Береза»Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом, Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине, И горят снежинкиВ золотом огнеА заря ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.Воспитатель:- Молодец хорошо рассказал стихотворение: - А вот и задание от старичка – Лесовичка.«Доскажи слово»Просыпайтесь!Просыпаюсь!Поднимайтесь! Поднимаюсь!Умывайтесь! Умываюсь! Обливайтесь! Обливаюсь!Обтирайтесь! Обтираюсь!Закаляйтесь! Закаляюсь!Одевайтесь! Одеваюсь!Обувайтесь! Обуваюсь!Прогуляйтесь! Прогуляюсь!Возвращайтесь! Не а!Воспитатель: - Вот какие веселые задания. Какой звук здесь повторяется и где?Дети: - Звук [с’] в конце слова.Воспитатель: - И еще одно задание.«Проговорите чистоговорку»СА – СА – САСинее небеса - (хлопки)Се – се – се Солнце в высоте – (руки вверх)Сты – сты – стыПрилетели к нам клесты - (руки гребешком над головой) Воспитатель: –Молодцы, хорошо справились с заданием. Только вот следы птиц закончились. Куда же нам дальше идти?(за мольбертом раздается звон колокольчика)Воспитатель: -Слышите? Что же это такое?Дети: -Это колокольчик звенит.Воспитатель: -А в какой стороне. И, как по-вашему, зачем он там звенит.Дети: -Это, наверное, Старичок – Лесовичок нам знак подает, в какую сторону идти надо.Воспитатель: - Пойдемте на звук колокольчика.Дети подходят к мольберту. На мольберте изображение елки, рядом лежат снежинки с изображением предметных картинок и записка от старичка Лесовичка«Ребята скоро Новый год, а елочка мне совсем не нравится. Помогите её украсить снежинками, на которых есть предметы со звуком «с» и «сь».
Воспитатель: -Красиво украсили елочку Старичка – Лесовичка. Очень красивая она получилась.
А здесь еще одно задание.«У меня к вам еще одна просьба. Тот же художник прислал мне волшебные листы с точками. Если соединить все точки. То получиться рисунок. А вот какой вы уже узнаете сами. Помогите мне, пожалуйста. Рисовать можно только теми цветами фломастера, в названии которых есть звуки [с] и [с’]» (красный, синий)Дети садятся за стол и обводят точки фломастеромВоспитатель:- Что у вас получилось?Дети:- Снеговики, но здесь не все нарисовано.Воспитатель: - Давайте дорисуем снеговикам предметы, в названии которых есть звук [с].Дети выполняют задание и рассказывают. Что они дорисовали: нос, волосы, ресницы, снежинки, сугроб, снег, солнце.Воспитатель: - Вот сколько снеговиков получилось.Здесь еще одно послание от Старичка – Лесовичка. (корзина с письмом)«Спасибо вам, дети. За вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось. Что вы такие добрые. Сообразительные и умные. Я убедился, что сорока – белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работали вместе и сообща. За это я посылаю вам в подарок свои сладкие снежки. Ешьте. Поправляйтесь. Да ума набирайтесь. До скорого свидания в моем сказочном лесу.«Старичок – Лесовичок»Воспитатель: - Вот и закончилась наша прогулка в волшебном лесу Старичка – Лесовичка. Скажите, что мы делали на нашей прогулке?Дети:- Добавляем родственные слова, в стихотворении начинающиеся на звук «С» - Помогали белке искать орешки.- Помогли снегирю стряхнуть снег с крыльев.- Находим звук «С» в словах.- Повторяли слоги со звуком «С»-Искали лишний слог.-Украсили портрет Старичка – Лесовичка.-Дорисовали рисунок со снеговиком.Воспитатель: - Вот как хорошо и интересно мы погуляли по зимнему лесу. Пора возвращаться в детский сад. Досвидания, лес. Досвидания, Старичок – Лесовичок. До скорой встречи