Программа секции Юный гидробиолог


Программа кружка «ЮНЫЙ ГИДРОБИОЛОГ»


Гущина М.И. учитель биологии ВКК.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вода на Земле имеет огромное значение для живых организмов и для человека в том числе. Людям необходимы знания о состоянии воды и водных объектов и рационального ее использования.
Необходимость в организации кружка возникла в связи с ежегодной полевой практикой в Хоперском заповеднике, а также в связи с интересом детей к изучению водных объектов.
Для проведения практики необходимы некоторые знания и навыки ведения гидробиологических исследований,
Отличительной особенностью программы является:
Программа нацелена на изучение природы Воронежской области, на работу в полевых условиях с природными объектами.
На углубление и расширение знаний о видах, обитающих в местных водоемах, использование различных методик изучения водных объектов.

Курс, рассчитанный на 35 часов, включает теоретические и практические занятия.


ЦЕЛЬ: формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии, развитие склонностей, способностей и интересов школьников, планирующих в будущем выбрать профессию, связанную с биологией.

ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы водоемов Воронежской области.
Акцентировать внимание на значении воды для нашей планеты,
Расширить и углубить знания по биологии, систематике, экологии пресноводных растений и животных, обитающих в местных водоемах, об их народнохозяйственном значении, познакомить с работами сотрудников Хоперского заповедника..
Развивающие:
Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием, умение систематизации биологических коллекций и гербариев .
Формирование навыков общения, приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Воспитательные:
Воспитывать ответственное отношение к природе родного края.

Возраст детей 10-17 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 35.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуальная.
Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения животных. Все это имеется в кабинете биологии.
МЕТОДЫ: словесные (лекция, беседа, дискуссия), наглядные ( видеоматериал, презентации, коллекции, определители), работа с научной литературой, эксперимент,
частично-поисковые (при систематизации коллекционного материала). исследовательские.

По окончании программы учащиеся должны:
Знать: основных представителей местной флоры и фауны водоемов, особенности их местообитания и приспособленности к ним.
Представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу.
Методы гидробиологических исследований и методы биоиндикации.
Уметь: делать рекогносцировочное обследование водоема,
составлять карту-схему,
определять видовую принадлежность с помощью определителей,
описывать гидробионты на пробных площадках, трансектах,
анализировать флористические списки,
изготавливать влажные препараты, гербарии, коллекции,
пользоваться методами и приемами биоиндикации,
работать с научной литературой,
обрабатывать собранный материал,
представлять материал в форме исследовательской работы или проекта.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


ТЕМА
ВСЕГО ЧАСОВ
ТЕОР. ЗАНЯТ.
ПРАКТ. ЗАНЯТ.

1
Вводное занятие
1
1
------

2
Гидробиология, ее разделы, объекты.
Некоторые методы исследований.
8
4
4

3
Вода как среда обитания
4
3
1

4
Пресноводные растения и животные
15
1
14

5
Биоиндикация
6
-
6

6
Итоговое занятие
1
-
1

ИТОГО 35 9 26


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ ТЕМА
ТЕОР.
ПРАК.

1. Вводное занятие./план работы на год, правила поведения, литература.
1


2. ГИДРОБИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗДЕЛЫ, ОБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ. Роль животных и растений в системе «динамического равновесия».
8
1


3. Методы гидробиологических исследований / рекогносцировочное обследование водоема/.
1


4. Методика изготовления карты-схемы водоема.
1


5. Водоем как замкнутая экосистема.

1

6. Загрязнение водоемов. Охрана водоемов.
1


7. Хоперский государственный природный заповедник. Встреча с директором ХГПЗ.

1

8. Красная книга. Растения и животные Красной книги, обитающие в нашей местности

1

9. Изготовление альбома «Растения и животные Красной книги»

1

10. ВОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ. Значение воды в жизни нашей планеты. Свойства воды
4
1


11. Роль температуры в жизни гидробионтов.
Распределение водных организмов в связи с условиями освещенности.
1


12. Особенности строения и движения в связи с обитанием в водной среде.

1

13. Вертикальное распределение организмов. Понятие о планктоне, нектоне и бентосе.
1


14. ПРЕСНОВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ Водные растения / прибрежные, плавающие, подводные/. Систематика, биология, хозяйственное значение.
8

1

15. Работа с определителями водных растений.

1

16. Изучение, зарисовка внешнего вида и микроскопическое исследование водных растений.

1

17. Методика описание сообществ гидрофитов на пробных площадках.

1

18. Анализ флористических списков

1

19.Методика исследования состава и структуры высшей водной растительности на трансектах.

1

20. Методика схематического картографирования.

1

21. Методика обработки материалов и представления результатов.

1

22. ПРЕСНОВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Простейшие, губки, кишечнополостные, черви, насекомые, моллюски. Работа с определителями.
7


1

23. Рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие.

1

24. Изучение, зарисовка внешнего вида и микроскопическое исследование одноклеточных организмов.

1

25. Изучение типов передвижения.

1

26. Изучение защитных приспособлений / покровительственная и предупреждающая окраска, быстрота передвижения, прозрачность тела, механические средства защиты, постройка чехлов. Ядовитые выделения.

1

27. Влияние температуры на развитие икры и головастиков различных земноводных
1


28. Методика изучения кислородного режима водоема.

1

29. БИОИНДИКАЦИЯ. Биоиндикация качества воды по водным растениям / на примере ряски/.
6

1

30. Биоиндикация качества воды на примере двустворчатых моллюсков.

1

31. Методика изготовление влажных препаратов.

1

32. Методика сбора и изготовления гербариев.

1

33. Экскурсии на водоем / фенологические: осень, зима, весна /

1

34. Экскурсии с целью изучения водных растений и животных

1

35. Итоговое занятие. Обзор изученного и сделанного. Выставка.

1

ИТОГО
9
26










15